Татарларга - 5

Альтаф Гюльахмедов
Татарларга - 5



Татары и ногайцы

***

Прим.
В очередной раз прочел, что татары и ногаи это разное кардинально…не вспоминая недалекое прошлое понятие ‘’ногайские татары’’, а если уж и вспоминая, то совершенно не задумываясь о происхождении именно такого определения… могли ведь ‘’ордынскими ногаями’’ назвать.

Никто и не спорит, что существуют различия… но это различия когда-то одного целого.

Ногай был сыном Татара и внуком Бувала – седьмого сына Джучи сына Чингис Хана.

Воины его улуса и стали называться ногайцами.

Разделение татар и ногаев началось только в советский период.

Ногай р. между 1235 и 1240 ум. 1300
Запись:279081
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Джучиды
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Ногай
Смена имени Ису-Ногай, Нокай, Нугай
Родители
…Татар [Джучиды]
Вики-страница wikipedia:ru:Ногай
События

между 1235 и 1240 рождение:
рождение ребёнка: …Тура [Чингизиды]
рождение ребёнка: …Джучи [Чингизиды]
рождение ребёнка: …Анна Ногаевна Чингизова [Чингизовы]
рождение ребёнка: …Тока [Чингизиды]
рождение ребёнка: …Кабак Ногаевна Чингизид [Чингизиды]
рождение ребёнка: …w Чака [Джучиды] ум. 1301
рождение ребёнка: …Джеке Чака Ногаев сын Чингизов [Чингизовы]
брак: …Евфросинья Михайловна Палеолог [Палеологи]
1300 смерть:

https://ru.rodovid.org/wk/:279081





Татар

***

Запись:279417
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Джучиды
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Татар
Смена имени Тутар, Кутар
Родители
…Бувал [Джучиды]
События

между 1235 и 1240 рождение ребёнка: …w Ногай [Джучиды] р. между 1235 и 1240 ум. 1300

https://ru.rodovid.org/wk/:279417


Татар – это военно - политический союз, включавший и до сих пор включающий в себя отдельные оригинальные племена со своими диалектами, мифологией, обычаями и фольклором.

Среди других этносов я татарин.

Среди татар я мешар.

Среди мешар я теменняр мешар.

Среди теменняр мешар я кэшикский или неверкинский теменняр мешар.

У татар есть поговорка, что если невозможно свалить дерево, то нужно подкопать и испортить его корни и оно упадет само.

Были мешар – ногаи и мешар – юрматы… связь и с башкирами и с ногаями… были татары переходившее в башкирское сословие, были башкиры и татары в тептярском сословии.

Все уже или исчезли или обособились…

Так отделили ногаев, сейчас отделяют кряшен, деля их уже на старо и новокрещенных, плюс уже часть уверяет, что они именно корэшен, а не кряшен, тадар отделили уже давно назвав их хакасами, православные татары уже вроде и не татары, нагайбаки – гвардия СюимБеки уже сами по себе… а когда татар не останется на фоне продвигаемого булгаризма, то растворят и все осколки.

Очень грамотно и эффективно. Так когда – то поступали наши войска.

‘’И сказал орел, оглянувшись на оперение поразившей его стрелы

- Нашими же перьями нас убивают.’’




Татары и ногайцы

***

http://www.business-gazeta.ru/article/77295/
Татар и ногайцев стали считать разными народами только в советское время, но до сих пор в Центральной Азии по традиции татар продолжают именовать нугаями. Известный российский историк В.В.Трепавлов пишет: «Ногаями именовали северную группу крымских татар, населявшую степи вне полуострова; для казахов нугай – это башкиры и поволжские татары; для башкир и казахов в прошлом ногай – сибирские татары; для калмыков иштиг мангад (т.е. иштяки-мангыты) – башкиры, а уулун мангад (горные мангыты) – балкарцы и карачаевцы и т.п.». Сегодня мы не сомневаемся в различии ногайцев и татар, но в средние века их считали одним народом. В одной из русских книг тех лет записано: «Сам же [Мухаммед-Гирей] кримьских татар не любити начат, но паче начат любити ногайских татар, их же бяше множество у него, и близь себя держаше их и яко доброхоты себе вменяя их». Как видим, здесь ногайцы воспринимаются как татары, живущие в степях. Даже в XIX веке крымца-садовода и хлебопашца называли татарином, а заперекопского чабана – ногаем. Кстати, царица Сююмбеки была ногайской принцессой из того же колена, что и князья Юсуповы, а ее муж Сафа Гирей был крымским царевичем.
http://www.business-gazeta.ru/article/77295/





Ногай

***

Вероисповедание
ислам
Рождение
XIII век
Смерть
1300
Род
Борджигин
Супруга
Евфросиния Палеолог[d]
Дети Чака
Звание
Генерал

Ногай (), Ису-Ногай, Нокай (ног. Ногай, Nogay[1], тат. Nuay, Нугай, монг. Ногай; 1235/1240[2] — 1300) — золотоордынский беклярбек, правитель самого западного улуса Золотой Орды (на территории от левого берега Дуная до Днестра, ставка на Дунае).

С 1270-х гг. и до своей смерти не подчинялся ханам Сарая и фактически контролировал их. Вассальную зависимость от него признали Второе Болгарское царство и Сербия, а также все южные и часть северо-восточных русских княжеств[2].

Был женат на Ефросинье — внебрачной дочери византийского императора Михаила VIII Палеолога[2].
Принял ислам после хана Берке[3].

От имени Ногая берут своё название ногайцы[1].

Происхождение

Ногай родился, вероятно, между 1235 и 1240 годами[2]. Он был сыном Татара (Тутара), внуком Бувала (Тевала), седьмого сына Джучи.[4] По мнению Н. И. Веселовского, только пять сыновей Джучи были законными, а потомки остальных не могли претендовать на ханскую власть, что относится и к Ногаю[5], однако прямых указаний на это в источниках нет.

Возвышение

Битва на Тереке. Миниатюра из «Вертограда историй стран Востока» Хетума Патмича. Рукопись начала XV века, Франция

Первое упоминание в источниках о Ногае относится к началу войн между Джучидами и Хулагуидами.

В августе 1262 года он, в качестве командующего 30-тысячным авангардом ордынцев, вторгся в Ширван через Дербентский проход и два месяца спустя разбил авангард хулагуидской армии под командованием Ширемун-нойона у Шемахы.

Но 14 ноября он потерпел у Шаберана поражение от подошедших войск Абатай-нойона и, преследуемый в течение двенадцати дней, вынужден был отступить к Дербенту.

Весь день 8 декабря войска Ногая удерживали крепость, но под напором хулагуидов к вечеру оставили Дербент и отошли за Терек на соединение с основными силами Берке. Ширемун и Абатай, соединившись с Абагой, сыном Хулагу, перешли Терек и захватили лагерь и обозы войск Ногая.

Берке организовал контрнаступление, и 13 января 1263 года на берегу Терека хулагуидская армия потерпела поражение, множество воинов при отступлении провалилось сквозь тонкий лёд реки.

В июле 1265 джучидские силы во главе с Ногаем, форсировав Куру, вторглись в Закавказье. 19 июля войско Ногая было разбито Юшумутом, братом Абаги, при Аксу и отступило на север, в Ширван. По сведениям Рашид ад-Дина, в результате ранения копьём в этой битве Ногай потерял глаз; по Бадр ад-Дину аль-Айни, это произошло двумя годами ранее в сражении на Тереке.

Во главе улуса

Отложившись от Золотой Орды, Ногай около 1270 года перекочевал к северным берегам Чёрного моря, а потом в низовья Дуная, откуда, рассылая свои войска в разные стороны, наводил страх на Византию и Болгарию. Разбитый Ногаем, император Михаил Палеолог выдал за него свою внебрачную дочь Евфросинию (1273)[6]. Ногай руководил выборами князей болгарских и даже одно время пытался овладеть всей Болгарией.

Первое известие о Ногае в русских летописях (Галицко-Волынской)[6] относится к 1277 году, когда он обратился с предложением союза к Владимиру Васильковичу Волынскому, Льву Даниловичу Галицкому и Мстиславу Даниловичу Луцкому и провёл с ними совместный поход на Литву. В 1279 Лев Данилович при помощи его войск пытался захватить Сандомир.

В 1283 году Ногай принял у себя Дмитрия Александровича, изгнанного из Северо-Восточной Руси своим младшим братом с помощью войск волжской Орды в ходе борьбы за великое владимирское княжение, и вернул ему престол. В том же году один из баскаков Ногая, Ахмат, за притеснения жителей курской земли был разбит Святославом, князем липецким. Явившиеся на следующий год войска Ногая разорили Посемье.

В 669 (1270) прибыло в Египет послание от Йесу-Ногая, «родственника царя Берке и главного предводителя войск его», в этом послании Ногай сообщал: «Хвалю Аллаха Всевышнего за то, что Он включил меня в число правоверных и сделал меня одним из тех, которые следуют вере очевидной» (Н. И. Веселовский "Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время").

В 1288 (или 1291) Лев и Мстислав Даниловичи сопровождали Ногая в его походе на Польшу.

Около 1291 года, когда сила Ногая пользовалась уже всеобщим признанием, он возвёл на золотоордынский престол Тохту.

В 1292 году Ногай по просьбе своего вассала Шишмана I затеял поход против сербского короля Стефана Милутина, который был вынужден также признать себя вассалом Ногая и отослать в качестве заложников своего сына Стефана и нескольких видных бояр.

В 1293 году Ногай послал против Дмитрия Александровича рать под командованием Дюденя, брата Тохты, разорившую Северо-Восточную Русь.

В 1299 году Тохта соединился с сыновьями Ногая и разбил его на берегах Буга. Ногай, раненый, бежал и вскоре был убит (1300).

Образ в культуре. Ногай является одним из центральных персонажей в книге Василия Яна "К последнему морю". Ногай также фигурирует в романе Дмитрия Балашова "Младший сын" и в книге Ильяса Есенберлина "Золотая Орда".

https://ru.wikipedia.org/wiki/




Кабак Ногаевна Чингизид

***

Запись:279487
Полное дерево
Поколенная роспись
Род
Чингизиды
Пол
женщина

Полное имя
от рождения Кабак Ногаевна Чингизид

Родители
…w Ногай [Джучиды] р. между 1235 и 1240 ум. 1300
…Евфросинья Михайловна Палеолог [Палеологи]

События
вероисповедание: мусульманка
брак: …Яйлаг [?]
брак: …Яйлак [Чингизиды]

Заметки
Тохта в качестве правителя Золотой Орды в тот момент идеально соответствовал замыслам Ногая. И дело не только в молодости Тохты или данных им благодетелю клятвах верности и повиновения. Едва ли меньшие выгоды Ногаю сулило использование родственных и конфессиональных связей Тохты. Поскольку большинство источников характеризует Тохту как буддиста, есть резон полагать, что его ближайшее окружение тоже исповедовало буддизм. В первую очередь это относится к воспитателю и тестю молодого хана, эмиру Салджидай-гургэну, стоявшему во главе золотоордынской ветви влиятельного "катунского" племени кунгиратов . Женою Салджидая была внучка Толуя Келмиш-ака (или Беклемиш-ака). Ее отец ­– Хутухту(или Кутукту), сын Толуя и дочери найманского Кучлук-хана Лингкум-хатун [Рашид ад-Дин, 1960, с.104] . С Келмиш-ака Тохта состоял в еще более близком родстве, чем с Салджидай-гургэном: по одной версии она была его бабушкой, по другой – прабабушкой . Согласно Рашид ад-Дину, Келмиш-ака на протяжении многих лет являлась деятельнейшей поборницей улучшения отношений между Джучидами и Толуидами . Буддийское вероисповедание Келмиш-ака и Салджидая с достаточной определенностью явствует из контекста рассказа Рашид ад-Дина о разногласиях их сына со своей женой – дочерью Ногая: Яйлаг принадлежал к "религиозной общине уйгуров", и его неприятие ислама разделяла вся его семья [Рашид ад-Дин, 1960, с.84]. Совпадение интересов семьи Салджидая и Ногая, как следует из обстоятельств освобождения Нумугана, наметилось сразу же после смерти Менгу-Тимура, а, судя по тому, что Рашид ад-Дин называет именно Салджидая "причиной …того, что Токтай с его [Ногая – В.К.] помощью стал государем" [Рашид ад-Дин, 1960, с.104-105], со временем оно переросло в сотрудничество, увенчавшееся возведением Тохты на трон. С переходом власти к Тохте для осуществления планов Ногая, казалось, сложились самые благоприятные условия. В Иране место умершего Аргуна занял не менее ревностный буддист Гейхату. С золотоордынскими буддистами Ногай породнился, выдав замуж свою дочь Кабак за сына Салджидая. Между Сараем и Тебризом установились регулярные дипломатические и экономические связи , но в 1294 г. умер Хубилай, и ситуация усложнилась. Преемник Хубилая не имел и малой доли авторитета своего великого деда, так что захвативший в Ильханате власть Газан взял курс на достижение большей независимости от Ханбалыка, начав с перехода в ислам и наложения строгих ограничений на буддистов . В изменившихся условиях интересы золотоордынских кланов разошлись, и, очевидно, в первую очередь, распался альянс Ногая и Салджидая. Характерно, что формальным поводом к разрыву послужил конфликт на религиозной почве в доме Салджидая, возможно, инспирированный самим Ногаем. Когда Кабак вдруг перешла в ислам, муж и его родственники подвергли новообращенную мусульманку остракизму. На жалобы дочери Ногай ответил… требованием удалить из ставки Токты Салджидая. В его послании к Тохте прозвучала истинная причина демарша: "сколько я понес трудов и тягот, …чтобы хитростью освободить для тебя трон Саин-хана, а теперь на этом троне правит карачу Салджидай" [Рашид ад-Дин, 1960, с.84]. Ногай, взяв в 1296-97 г. титул хана и начав войну с Тохтой, видимо, рассчитывал на сочувствие Газана к его борьбе с буддистами. Но Газан, заявляя о нейтралитете и желании примирить враждующих Джучидов, в решающий момент фактически стал на сторону Тохты, позволив ему использовать против Ногая корпус, несший пограничную службу у Дербенда. Причина, по которой Газан не решился взять под свой сюзеренитет Ногая и выступить против Тохты и поддерживавшей его буддийской общине, по-видимому, заключалась в нежелании вызвать новые трудности в отношениях с Ханбалыком.