Сказание о Гильдаре

Татьяна Небыкова
 Верховный жрец с утра был недоволен: вода в придворном фонтане говорила о неприятностях в государстве, атмосфера накалилась до того, что, то в одном, то в другом месте вспыхивали пожары, а правитель проводил время в балах и развлечениях.
-Двигаемся к катастрофе! – размышлял верховный жрец, всматриваясь в   фонтан, и видел в воде картины многих жертв.
-Откуда ждать? – задал он вопрос. Долго ждал ответа, но не получил.
-Не время - понял он и двинулся во дворец на утренний доклад и беседу с правителем. Жреца пригласили к трону. 
 Грязная аура сползала с правителя, растекаясь по залу и окутывая всех, кто был рядом. Жрец видел это и понимал, что бессилен что – либо изменить. Ситуация должна дозреть, тогда можно что-нибудь предпринять, а пока держать удар, хотя с каждым днем это становилось все труднее и труднее. Грязная атмосфера душила и изгоняла прочь все инородное: на жреца посмели недовольно посматривать придворные, правитель разговаривал свысока, как с недостойным. Верховный жрец видел, что близки мысли о его смещении. Удерживала вековая защищенность сана. Возможно, в снах правителя появились сюжеты - желания, о смерти, или внезапном его исчезновении. 
-Да, в тяжелое время пришлось жить - рассуждал он сам с собою. 
-Ну, а какие времена были легче? -   
 Начав свою беседу с пересказа о шелесте ветра   ночью, предупреждающего о большом количестве людей в государстве, живущих по зову сердца, верховный жрец остановился, чтобы выждать паузу и потом сказал: 
-Это грозит падением психических сил народа, что обязательно почувствуют соседи и начнут замышлять...-
Он был остановлен внезапно подувшим ветром с юго-юго-запада.
 Верховный жрец сидел на каменном полу около ног правителя, чувствовал спиной недовольный взгляд первого визиря, лучшего друга правителя и, вдруг на шее почувствовал холодок, идущий от открытого окна. Ветер нес предупреждение. Верховный жрец внял и потому на полуслове он оборвал свою речь. Воцарилась тишина. 
 Правитель встал с трона для благословения, втайне радуясь, что на сегодня беседа завершилась и можно продолжать заниматься тем, что нравиться. Они пошли навстречу друг другу: пожилой и мудрый верховный жрец и стареющий правитель, невольно встретились взглядами, и в стальных глазах жреца правитель прочитал свой приговор, но предпочел не понять, как в последнее время он предпочитал не понимать жреца все чаще и чаще. Они расстались, и жрец направился в свои покои, где его ждал тайный трактат, доставленный ему на днях из одному ему известного места. Сначала он хотел пообщаться с ветром, и дослушать до конца его сообщение, но как он ни ловил ветер, и ни подставлял лицо, ветра не было.  Ветер избегал его, скрывался. 
-Ладно, - успокоился жрец, - Хорошо, что хоть что – то удалось узнать. Оставив тщетную попытку поймать ветер, верховный жрец вошел в свои покои. 
 Его встретила черная пантера по кличке Иза. Пантера жила в его доме больше десяти лет, столько, сколько в природе животное это выживает редко, и была очень умной. Судьба заставила ее жить среди людей, и она выучила повадки и нрав людей. По тончайшим, одной ей понятным движениям и мимике людей, она прочитывала чувства каждого. В буквальном смысле звериным чутьем постигала меру света и тьмы.
 Сегодня хозяин пришел с утренней встречи с правителем озабоченным, она видела это и решила отвлечь, но не нашла отклика. Иза ткнулась носом в ладонь хозяина и ушла в сторону. 
 Верховный жрец взял в руки тайный трактат, подержал книгу в обеих руках и открыл первую страницу. 
 В комнату постучали. Верховный жрец поднял голову от книги, сознательно воспринимая стук, посидел, подумал. Потом встал и открыл дверь. За дверью никого не было. 
-Серьезная книга - сказал вслух жрец. Он закрыл книгу и пошел молиться в особую молельную комнату, где пробыл почти восемь часов.
 Ночью разыгралась непогода. Потоки дождя обрушивались несколько часов подряд. Ветер стучал в окна, сотрясая жилище. Рухнул огромный вековой дуб посреди двора, через мгновение в него попала молния, и он загорелся. Завыла пантера. 
-Что ты, Изочка?- встрепенулся жрец. Под утро дождь начал стихать. Гроза пронеслась. Верховный жрец потушил свечу и пошел спать. 
  Наутро под окнами правителя зацвел миндаль. Нежный запах разбудил правителя раньше обычного, да и плечо болело. Утром правитель просыпался всегда в плохом настроении.
Утром он помнил о делах: люди голодают, погибают от голода и болезней, набегами соседей разорены окраины. Он перевернулся на другой бок, ноющее плечо заставило поморщиться и вернуться на место. Правитель нашел место, где лежать было терпимее, и немного расслабился.  В открытое окно опять потянуло запахом миндаля. Миндаль был реальностью сегодняшнего дня, об остальном не хотелось думать. Тонкий запах призывал думать о наслаждениях, правитель старался жить так, чтобы только из наслаждений состояла его жизнь. Тотчас он призвал слуг и распорядился готовиться к его утреннему туалету и завтраку. Дальше день понесся по знакомому сюжету: обильный завтрак и обед с изрядным употреблением напитков, новые женщины и мужчины.  Очнулся поздно ночью в постели опять с горьким сожалением о переедании и прочих излишествах. Долго лежал, не шевелясь, вспоминал сон: гулкий, продолжительный звук настойчиво врезался в уши, проникал в каждую клетку тела, ввинчивался внутрь. Звук будил.
 -Срочно позвать верховного жреца - приказал правитель. Через несколько минут жрец был доставлен. Стараясь выглядеть спокойным, но на самом деле страшно испуганный правитель произнес:
-Сон странный увидел я. Звук я слышал всем телом, он меня будил. -
-К тяжелой болезни – сказал жрец моментально. Наступила тишина
-Жить буду? - спросил правитель.
-Не знаю-
-Что делать? - 
-Хочешь жить? -
-Да. -
-Замени тяжесть болезни на другое страдание. -
-Какое? -
-Не знаю! - Помолчал, - Уйди в простолюдины! -
-Ты что! - взвился правитель.
-Ты спросил - я ответил, а решение за тобой! -
-Ладно, уходи пока! - 
-Сегодняшний лунный день заставляет сны сбываются быстро. У тебя есть несколько часов на раздумья. Потом будет поздно! -
Правитель остался один, но лежать уже не мог. Он встал, накинул халат, подошел к открытому окну. Тревожно шумел под ветром старый сад. Глухо стучали ветки. Сгустившееся запахи ветром несло в окно. Он вспомнил другие запахи, весенние. Сердце встрепенулось от щемящих воспоминаний.
-Неужели жизнь закончилась? Нет, не может быть! Может, жрец ошибся?  Нет, жрец никогда не ошибается! - Правитель отошел от окна, нервно заходил по комнате. Услышав шаги, заглянул в комнату прислуживающий человек.
-Уйди! - Раздраженно зашипел на него правитель. Большими, как в молодости шагами, он пошел по комнате и заметил, как тяжело ему двигаться, мешает живот. Стал задыхаться, и сердце зашлось и заколотилось.
-Может, уже и поздно что – либо менять. - Подумал он.
Прилег на кровать, стал смотреть в окно и ждать рассвета. 
Мучительно долго не светало. Правитель вставал и снова шагал по комнате.
- Как я буду такой больной в простолюдинах? Спать под открытым небом, голодать! Еще раньше умру, чем здесь! А, может, останусь жив! Как решится?!
Перед рассветом он забылся тяжелым, беспокойным сном. Разбудил луч солнца, заигравший на лице. 
-Может, мне все приснилось? И сон, и ночной разговор с верховным жрецом, и его совет?! -
-Позвать верховного жреца! - Приказал он.
-Ты готов повторить то, что ты мне сказал ночью? – Спросил у появившегося перед ним жреца.
-Да! -
-Кого мне взять с собой? -
-Один уходи! -
-Куда идти? -
-Я провожу тебя в лес к отшельнику Заиру, поживешь у него. 
-Когда мне уходить? Сегодня можно еще побыть во дворце? -
-Нет. Ты должен встать и уйти, если хочешь выжить. 
-Не получится, что смерть просто назначила мне встречу не в постели, а на чужбине? -
-Может быть, но это твой единственный шанс выжить! -
-Альтаир, - простонал правитель, обращаясь к верховному жрецу, - мы же с тобой вместе выросли, пойдем со мной! -
-Пока мы с тобой были рядом, мы шли разными путями. Может, теперь будем вместе, разойдясь. -
-Объясни, я не всегда тебя понимал, и сейчас не понимаю. -
Жрец молчал
-Так не пойдешь? -
-Провожу! -
На закате солнца правитель и верховный жрец были уже высоко в горах. 
Опираясь на длинную палку, впереди, без устали шел верховный жрец. Правитель, то и дело спотыкаясь, плелся позади. Они прошли уже большой путь, когда верховный жрец остановился и сказал:
-Отдохнем! - Не ложись на землю! – закричал он правителю - Прислонись к этому дереву, оно уберет усталость. Теперь к этому. Взял за руку и подвел к другому. - Оно придаст сил. -
 Отдыхали несколько минут и, набравшись сил, снова двинулись в путь. Правитель очень удивился своему состоянию и был доволен.
 -Сегодня пройдем как можно больший путь, завтра тяжелый день. - Сказал верховный жрец, и они шли и шли. Тропинка становилась все уже и скоро исчезла совсем. Верховный жрец ориентировался по одному ему ведомым приметам. В одном месте, он приказал лечь на землю, и они полежали.  В другом, услышав писк мыши, резко повернули в противоположную сторону. Потом возвращались назад. 
-О нас сообщили Заиру - сказал верховный жрец – сейчас послушаем ответ.
Он вышел на пустое пространство и раскинул руки в стороны. Заколебался под напором ветра и, вдруг, засмеялся.
-Заир возьмет тебя к себе, ты будешь помогать ему составлять лечебные запахи-.
-Запахи я люблю! - Сказал правитель, и они снова тронулись в путь.
 К концу третьего дня пути они подошли к домику высоко в горах, здесь жил отшельник. Их встретили ласточки и сопровождали в течение дня. Правителю показалось, что необыкновенно чистый запах стал еще чище и обладал какой - то живительной силой. Несмотря на то, что они поднимались выше и выше и подьем становился все круче, правителю становилось, как – то легче дышать, улучшилось настроение, и в теле появилась давно забытая легкость. Местность вокруг была необыкновенно яркой, как будто рисовал начинающий художник, не привыкший смешивать цвета, и не предпочитающий полутона.   
-Чудеса - вслух сказал правитель.
Отшельник встретил их на поляне перед домиком. Сдержанно приветствовал. Повел в свой домик.
 -Неужели я тут буду жить? - подумал тоскливо правитель, остановившись на пороге. Он провел рукой по лицу, и, вдруг, вспомнил, как очень давно, когда ему было лет пять, к ним забрели странствующие люди. Они попросили воды. Вокруг них собрались все придворные. Один из странников предсказывал судьбы.
-Мальчик! - сказал он, обращаясь к правителю, - подай мне холодной воды, я предскажу тебе счастливую судьбу.
 Какая-то неведомая сила овладела, сковала все его тело, лишила речи, он застыл, не двигаясь.
-А я хотел предсказать тебе счастливую судьбу! - Сказал предсказатель и отвернулся от него.
-Прав оказался предсказатель, вроде все было, но счастья не было. 
-Заир, я тебя помню, ты предсказатель! - сказал правитель.
   Отшельник заварил чай из травы, висевшей в избушке на стене, и поставил на стол перед правителем. Верховный жрец покинул их, оставив Гильдара с отшельником.
К Заиру иногда приходили странники, нередко поднимались люди, чтобы попросить совета в сложных жизненных ситуациях, приводили больных, которым нужна была помощь и, которые надеялись на выздоровление. Жизнь в непривычных условиях иногда тяготила Гильдара, несколько раз он пытался уйти. Отшельник не держал, и не уговаривал.  Но каждый раз, когда Гильдар выходил на тропинку от дома, он вспоминал что- то, что его останавливало.
 Так прошел год, потом еще один, а потом он перестал их считать. Однажды утром Заир, выходя на сбор трав, сказал:
-Прощай, я не вернусь, закончились мои дни этого мира. И ушел. 
Гильдар сутки молчал. Небо на это никак не прореагировало. 
Он поднялся высоко в горы, молился и простирал руки ввысь. 
На третий день по дороге домой ему попался раненый медвежонок. 
Гильдар подобрал его и поблагодарил небо за оказанную милость.
 
 Правитель Македонии, предшественник Александра Македонского, Гильдар Теймураз Абу-Альр, несколько лет отсутствующий и вернувшийся на свой трон в конце жизни, значительно укрепил и расширил границы государства, подготовив условия для прихода великого воина. Неизменным спутником и советником его был тайный верховный жрец и волшебник Альтаир.