Живые шахматные фигуры на Дворцовой

Людмила Оскаровна Ручкина
Опубликовано в газетах: «Вперёд» (Некоузский район Ярославской области) от
10 сентября 2014 года, "Полезно для пенсионера" от 18-24 сентября 2014 года, "Петербургский ПЕНСИОНЕР" № 6(21) сентябрь 2014 года

Летом 2014 года я узнала о том, что в нашем городе в Международный день шахмат на Дворцовой площади запланировано проведение очень интересной игры в шахматы с участием живых шахматных фигур.  И я сразу захотела принятьв ней участие 

  В шахматы и шашки я научилась играть ещё в детстве. В шашки меня научила играть моя мать - Ручкина Анастасия Александровна. Моя мама очень любила играть в шашки и часто участвовала в городских соревнованиях и всегда выигрывала. Она очень любила и настолько хорошо играла в шашки, что я за всю свою жизнь, как и многие наши друзья, ни разу не смогли её обыграть.

Летом мама отправляла меня на отдых в пионерские лагеря. Там я научилась играть и в шахматы.

  Попасть на эту игру "Живые шахматы" было очень  сложно, Но я была всё-таки   приглашена для участия в ней 20 июля 2014 года в Международный день шахмат в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади.
Эти очень интересные  спортивные соревнования "Живые шахматы" проводились  в истории в этот день всего  второй раз. Подобное мероприятие проводилось  до этого один раз  в Петрограде 90 лет назад в 1924 году. В качестве белых  живых шахматных фигур тогда сыграли бойцы Красной Армии. А живыми черными шахматными фигурами были моряки Военно-Морского Флота. На шахматном поле были и живые лошади,которые маршировали по полю. В этот же  раз конями были очаровательные девушки модельной внешности. В качестве шахматных фигур выступили в большинстве  актёры и танцоры различных творческих коллективов.
   Мне же было предложено участвовать в этих  соревнованиях  на мой выбор в качестве чёрной или белой пешки. Я  без всякого колебания захотела стать на время игры чёрной пешкой. И  такое решение было принято мною не случайно, ведь в прошлый раз в 1924 году чёрными фигурами были моряки. А вся моя семья,имеет прямое отношение к Военно-морскому флоту.
  Моя мать - Ручкина Анастасия Александровна, во время войны была санинструктором в 37 морском дивизионе на Ораниенбаумском плацдарме, её родной брат, мой родной дядя - Ручкин Валентин Александрович, был краснофлотцем на знаменитом Невском пятачке. Я  же тоже,как и они, со дня моего рождения,как мне рассказывала мать, очень любила воду и завораживающую водную стихию. Поэтому я поступила и закончила Университет Морского и Речного флота, а затем аспирантуру на Военно-Морской кафедре Ленинградского Электротехнического института имени В.И.Ульянова(Ленина. И большую часть моей жизни отдала Военно-морскому Флоту.
   Я,как и моя мать Анастасия и её родной брат Валентин  с самого раннего детства  навсегда полюбила на всю жизнь эту величественную и очень красивую водную стихию и моряков.
   Когда я была аспиранткой, все морские офицеры очень часто играли на кафедре и на соревнованиях  в шахматы. На соревнованиях же  в институте были  тогда смешанные команды мужчин и женщин. Обязательным условием для участия кафедры в соревнованиях было присутствие в команде хотя бы одной представительницы женского пола. Поэтому я и участвовала вместе с морскими офицерами  на этих соревнованиях. 
    Поэтому, когда я узнала о готовившемся мероприятии "Живые Шахматы ра Дворцовой", я  сразу же решила принять в нём участие, вспомнив  те самые счастливые годы моей молодости, когда я была  молодой аспиранткой на Военно-Морской кафедре  и играла с офицерами в шахматы. И сейчас  мне была предоставлена  такая высокая честь участвовать в очень увлекательном, очень интересном и общественно-значимом мероприятии "Живые шахматы на Дворцовой".
    Подготовка к  этой игре началась рано утром. Дворцовую площадь люди разрисовывали мелом, и она превратилась в огромную шахматную доску, размер сторон квадратов составлял три метра. Для разрисовки  ушло 25 килограммов мела.
   Для всех пешек были изготовлены чёрные и белые маски. Автором масок был Григорий Ерастов. Все костюмы для участников игры в очень короткий срок -всего за несколько дней, разработала  и сшила  модельер Ксения Зенская. Свою коллекцию она назвала "Шах и мат".И именно так и протекала ставшая  по -настоящему захватывающей и интересной, достаточно серьёзная   и непростая игра.
   Очень красивая  и величественная чёрная королева (Ксения Эмер) со  всей своей воистину грациозной, царственной походкой всё время наступала на бедного белого короля. И он вынужден был всё время отступать. Но чёрная королева вновь и вновь объявляла ему шах и он опять отступал.  Чёрный же король был под надёжной охраной пешек и других фигур и стоял неуязвимый очень величественно и красиво на своей половине шахматного поля. 
   Подобная игра - шах и отступление белого короля могла продолжаться бесконечно долго. И поэтому в итоге была объявлена ничья, как и 90 лет назад.
   В игре участвовали гроссмейстеры: Валерий Попов (чёрные фигуры) и Никита Витюгов (белые фигуры). Все шаги фигур очень интересно  комментировала гроссмейстер, мастер спорта - Ирина Судакова. Игра захватила всех участников и зрителей!
В этот день стояла аномально очень жаркая погода. Было голубое, безоблачное небо, сияло яркое солнце. Но несмотря на изнуряющее жаркое и обжигающее до боли солнце все достойным образом выдержали игру. Особенно тяжело было чёрным фигурам, которым пришлось стоять до конца игры. Многие фигуры были "съедены" в начале игры. Мне ,как и всем оставшимся на шахматной доске фигурам, пришлось выдержать  в этот день нелёгкие испытания - стоять под жаркими лучами июльского солнца  до конца игры и быть при этом постоянно в поле зрения  при максимально повышенном внимании к происходящей игре, находиться под пристальным наблюдением  многочисленных репортёров ,журналистов и зрителей! Несмотря на это мы -все участники,  достойно сыграли свои роли. И игра  прошла на высочайшем уровне!
   Организаторы в шутливой форме пообещали, что в следующий - третий раз  в истории, соревнования "Живые Шахматы "будут опять через 90 лет! Но мы все надеемся на то, что подобное очень впечатляющее, интересное и захватывающее мероприятие состоится гораздо раньше! И организаторы уже пообещали , что такая игра состоится через 10 лет. Поэтому постарайтесь не пропустить  в следующий раз это  очень серьёзное, но очень увлекательное мероприятие!

12 сентября 2014 года
На фотографии я - чёрная пешка, и чёрный король