История Клинской земли в топонимике

Томилин Михаил Леонидович
   Михаил Леонидович Томилин г. Клин   

               
Понятие «Клинская земля» - это исторически сложившаяся территория одного из племен кривичей. В начале XIV века Клинское удельное княжество располагалось практически на территории племени КЛИНСКИХ кривичей, которое занимало площадь, ограниченную в основном реками Лама, Шоша, Волга и Сестра, а южная граница проходила по водоразделу рек Волги и Оки. На этой территории располагались селения со своими названиями. Названия географических объектов появлялись в разное время, а потому многое могут рассказать об истории родной земли.
Имена населенные пункты, села, сельца, деревни, полудеревни, выселки, починки, слободы, а так же пустоши и урочища получали, во-первых, от имен лиц, их основавших, во вторых, от предметов, составлявших промысел жителей, в-третьих, от особенного положения на местности и, в-четвертых, от церквей и местных праздников. Конечно, есть названия, выпадающие из этой классификации, часть из них связана с древними языческими, вернее ведическими названиями. Воспользуемся картой Клинского уезда 1766-1770 годов из работы Владимира Кусова «Земли Московской губернии в XVIll веке», составленной в результате обработки межевых паспортов землевладельцев. Села отличаются тем, что в них есть христианские храмы, и многие из них по храмам и назывались: Спас, что в Заулках, Петровское, Троицкое, Воскресенское, что на Шоше, Спасское и другие. Данные названия говорят о временах принятия христианства и его распространении с конца Х века.
В Клинском районе есть село с необычным названием Тархово, которое произошло от тарханной грамоты, так назывались первоначально несудимые грамоты, ханские льготные ярлыки, выдававшиеся церковным и знатным людям в татарскую эпоху. До времени царя Алексея Михайловича эти ярлыки представляли собой особый вид жалованных грамот, дающих право архиереям, монастырям, князьям и знатным боярам не быть судимыми никем, кроме царя, и не платить повинностей. Место, на котором расположено село Тархово, в древности относилось как раз к монастырским землям. И упоминается с 1509 г. Известна история о том, как митрополит Алексей был вызван в орду и молитвой излечил дочь хана Тайдулу, после чего церкви и была дарована тарханная грамота. Данный вид грамот существовал до начала царствования царя Алексея Романова, который их отменил. Есть еще мнение российского географа, специалиста в области топонимики и картографии Евгения Поспелова, что название села произошло от фамилии Тархов. А его фамилия откуда?
На клинской земле были два села с названием Городище. Название говорит о древних городах, бывших на местах этих поселений в IX-X веках, а то и раньше, о времени до принятия христианства, когда в западных европейских летописях Русь именуется Гардарикой, то есть страной городов. Из письменных источников, датированных IX-X веками, известно о 24 крупных населенных пунктах, но можно предположить, что было их намного больше. Как принято считать, понятие «город» на Руси обозначало огороженное, укрепленное место. Небольших городков было гораздо больше.
Необычно название села Поджигородово. Значения этого слова нет ни в одном словаре. Известно, что владельцем села в конце XVl в. был князь Никита Мезецкий. Название села, думаю, появилось во времена опричнины Ивана Грозного и, скорее всего, произошло от фамилии Жигора (се же гора - же гора — жигора, большой, как гора?), то есть под кем? — под Жигоровым, Жигородовым. Первые упоминания фамилии можно обнаружить в перечне жителей Древней Руси в царствование Ивана Грозного. Жалованныё такой фамилией имели привилегии от царя, у которого имелся определенный список знатных и красивых фамилий, дававшихся придворным только в случае похвалы или поощрения. В летописных грамотах однофамильцы были известными деятелями из славянского тульского дворянства в XVlI-XVlII вв. После принятия христианства в деревнях, в отличие от сел, храмов не было. Деревни Акулово, Клусово, Сапунова, Бугиха, Молчаново, Чеприно, Тетерино получали свое название по их основателю, собственным, личным именам-прозвищам. Слово «окула», например, означало плут, обманщик, продувной, «клус» - проказник, забавник, «сапун» тяжело дышащий, сопящий, «бутих» - тихий, «молчун» - молчаливый, «чепур» - опрятный, аккуратный, «тетеря» - глухой, сонный. Деревня Кондырево названо от слова «кондырь», которое в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля означает «старый рукавный отворот или обшлаг, и кожаная или плисовая обшивка рукава у кисти». Такое прозвище относится к так называемым профессиональным именованиям, указывающим на род деятельности человека. В деревне Кондырево жители, видимо, занимались пошивом одежды. Аналогично деревня Ватолино указывает на род занятий катание валенок из ватолы, овечьей шерстяной ткани, из которой также шили грубую верхнюю одежду типа пальто, со швом наружу, а так же попоны для лошадей на зимнее время. По всей вероятности, жители деревни занимались производством грубой шерстяной ткани. Деревни Подорки, Опалево, Доршево встречаются в источниках XV-XVI веков и говорят нам о тех временах, когда наши предки занимались подсечно-огневым земледелием. Когда лес выжигался, пни выкорчевывались, подготавливался участок для земледелия, а рядом с ними возникали поселения. На основании многочисленных данных, относящихся к более позднему времени, следует полагать, что земледелие северных славянских племен до IX-X вв. имело преимущественно форму подсечного, иначе огневого земледелия, представляющего собой одну из разновидностей развитого мотыжного земледелия. Данные названия относятся к седой старине, ко времени племен кривичей.
Названия поселений и мест на географических картах, сохранившиеся с древних времен, многое рассказывают об истории минской земли, ее людях, живших в разные эпохи. В России с XVI и до начала ХХ века существовали населённые пункты, обозначавшиеся как сельцо, без церкви, часто с часовней и хотя бы с одним двором землевладельца с хозяйственными постройками. До 1917 г. сельцо обычно представляло собой помещичий дом и несколько крестьянских изб. В Клинском уезде сельцо Заовражье располагалось за оврагом. Название шло от особого расположения на местности, как и Высоково, Высокая. В сельце же Василёво находилась часовня, а название оно получило от имени основателя и владельца Василия.
Рядом с деревней Ватолино отмечено сельцо, имевшее три названия - Непецыно, Новинское, Новоявленское. Долгое время на Руси у человека было три имени: первое исконно русское, второе охранительное (тайное) и третье христианское. Имя охранительное - отвращающее зло - родители давали чаду в надежде, что оно вырастет с прямо противоположными чертами. У сельца первое название идет от имени или прозвища основателя Непецына, Непея, человека непьющего, трезвенника. Название Новинское говорит о возобновлении поселения на месте старого, и третье имя Новоявленское христианское, связанное, скорее всего, с каким-либо христианским чудом, явлением.
Интересна история названия сельца Нурбожи. Такого слова нет ни в одном словаре. На арабском языке «нур» означает свет. У арабов, турок, татар знатных людей именовали, например, Нур ад-Дин-Махмуд, эмир Дамаска (с 1154 г.), Нур Девлет, хан Крыма, как и в обращении на Руси - ваша светлость, ваше сиятельство. По данным кандидата исторических наук СВ. Жарниковой данные обращения сохранились на Руси с языческих времён. По моему мнению «Нурбожи» значит - Светлый Бог? Но откуда арабский?
  На севере минской земли есть приток Волги со странным названием Таратынка. Есть объяснение, что фамилия Таратынов происходит от искажённого прочтения с   латинского на русский и обратно. Звук «С» и «Ц» обозначался латинской «С», которую читали как «Т». Таратынов означает Сарацынов. И название реки Таратынка Сарацинка. Во времена крестовых походов христиане называли сарацинами всех мусульман. От них и пришли в клинский край необычные названия.
У исследователей биографии и жития князя Северо-Восточной, Белой Руси Андрея Боголюбского Владимира Карпеца, Вячеслава Манягина, Дмитрия. Зенина и других есть гипотеза, о том, что А. Боголюбского несколько лет не было на Руси. В эти годы он участвовал во Втором крестовом походе. Историк В.Карпец пишет: «В одном из старообрядческих вариантов жития князя о нём говорится: ”многая леты в Святая Земли Иерошаломе Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве, служа присно дево
Марии Богородице вправду и безкорысти, премногыя мурости наповняхусь, яко бе Шоломон царь, во храме его Святая Святых пребывахом, яко и отень его Гюргий“. Историк Д. Зенин высказал предположение, что в период 1 140-1150 годов (об этом периоде в жизни князя русские летописи молчат) молодой Андрей действительно был в Иерусалиме, где встречался со многими европейскими государями, в том числе Мануилом Комнином, Фридрихом П Барбароссой, Генрихом П Плантагенетом, Людовиком VlI Французским. Все они были там в 1147-1149 годах во время Второго крестового похода. Почти все состояли с ним в родстве или свойстве, причем Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха и праправнук Ярослава Мудрого, был старейшим не только по возрасту, но и по родословию. Рюриковичи уходили глубже в ИСТОРИЮ, чем европейские послекаролингские династии, обретшие власть только благодаря Папам. Именно тогда все эти государи - каждый начинают решительный поворот к централизации своих владений, а Фридрих Барбаросса бросает вызов самому папскому престолу. Случайно ли? Похоже, речь действительно шла об общем континентальном имперском замысле, опирающемся, конечно, на христианство, но свободном от того, что ”папа (и вообще епископат) делает королей”. Также случайно ли, что жизнь всех этих монархов, кроме французского Людовика, оборвалась трагически?
Считаю, что название правого притока реки Шоша - реки Таратынка могло возникнуть во времена Андрея Боголюбского, может быть с князем приехали некие сарацины, принявшие христианство и поселились на реке.
Нельзя исключать, что название реки возникло в IX-X веках, когда арабские купцы останавливались в устье Таратынки. Могло что-то случится, судно затонуть, и может быть захоронили кого-то из своих купцов. Как раз по реке Таратынка проходила земельная граница погоста Никольского, что в Тешилово, что говорит о посещении данного места гостями- купцами, а «Тешилово» об утешении усопших? А с купцами путешествовали арабские писатели и учёные. В середине Х века арабский писатель альИстархи писал о руссах: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте». Также описал свою поездку по Волге в Х веке арабский путешественник и писатель Ахмед ибн Фадлан.
На Русь, в отличие от Западной Европы, оказывала большое влияние степь. Русские города в те давние времена при нападении кочевников не всегда могли выдержать осаду, особенно небольшие городки, спасением были леса. На карте межевания ВС. Кусова обозначено большое количество пустошей, незаселенных, часто запущенных участков земли, образовавшихся на месте лесов после вырубок или пожарищ, так и на месте бывших поселений. У северной окраины деревни Ямуга находилась пустошь Чесноковец. Есть чеснок огородный, а есть оружие, представляющее собой четыре -10-12-сантиметровые острые стрелки, расположенные на 120 градусов друг от друга. Как его не кидай на землю, остриём стрелка вверх встанет. Такой чеснок раскидывали на конно-опасном направлении, и он повреждал ноги лошадей и пеших воинов. Думаю, название произошло от этого острого чеснока, а на месте пустоши стоял древний лес, куда и прятались во время набегов клинчане. Была и пустошь Каливец, название которой идёт от «колива» поминальной еды православных христиан, где в лихое время, когда пережидали нападение, хоронили убитых и умерших. И название Спас-Заулок говорит о скрытом месте, глухом уголке, куда можно завернуть, спрятаться, укрыться от угрозы, то есть на данном месте мог быть густой лес, окружённый болотом.
У южной окраины Ямуги была пустошь Сапегово, название могло произойти от представителя древнего польско-литовского рода Сапег. Южнее погоста Георгиевского отмечена пустошь Мазурово, а к югу от Клина - пустошь Панская. В некоторых диалектах прозвище Мазуровый давали плутам, мошенникам. Так могли прозвать и неряху. Но Мазуровым называли и искусного танцора, что послужило названию польского народного танца «мазурка». Название пустоши Панская произошло от прозвища или фамилии Панский, которая в большинстве случаев имеет польское происхождение. Данные названия могут быть связаны с временами смуты начала ХМ века.
Между деревней Струбково и Русино существовала пустошь Городищи по названию оставшейся в памяти потомков древней деревни, которая в свою очередь получила название от древнего укреплённого поселения IX — Х веков.
  Необходимо отметить, что древние названия географических объектов в значительной степени сохранились не в названиях селений и городов, а в гидронимах - названиях водных объектов. Эти имена часто восходят к древнейшим языкам народов, живших на конкретной территории в прошлом, что помогает определить автохтонный древнейший народ, обитавший на нашей древней земле. С этой точки зрения рассмотрим историческую территорию Клинских кривичей и Клинского удельного княжества. Сразу обращается внимание на три реки - на трёх Сестёр на клинской земле: два правых притока реки Лама Малая Сестра и Большая Сестра на западе, и наша река Сестра - левый приток реки Дубны на юго-востоке. Расстояния между истоками первых двух Сестёр - 16,5 верст, а между их истоками и истоком клинской Сестры - 31 и 41 верста соответственно. На Клинской земле берёт начало и правый приток реки Москвы - река Истра. Эго говорит о том, что на территории этих рек обитало одно племя, давшее им одинаковое название Сестра и похожие Истра, и Стрельна - приток реки Ламы. Название Сестрь упоминается в жалованной грамоте царя Ивана Васильевича в 1497 г. В славяно-русском корнеслове языковеда, адмирала Александра Шишкова говорится о мало употреблявшемся глаголе «стру», говорящем, что река струится, течёт. У Владимира Даля в словаре находим, что «се» местоимение или наречие указательное, означающее сей. То есть Сестра - это текущая, а Истра - истекающая. Но у автора топонимического словаря Евгения Поспелова название реки Сестры вызывает другие ассоциации: «Вероятнее всего, название имеет балтийское происхождение». Да, у минской Сестры в Ленинградской области есть тёзка Сестра, первое упоминание которой относится к 1323 г. По ней проходила граница Новгородской республики. Северная река Сестра впадает прямо в Финский залив. В новгородских писцовых книгах XV века она упоминается как Сестрия. Почему-то считается, что её название произошло от финского слова siestar, означающего чёрно-смородинная река. Но финны, по данным археологов - собиратели грибов и ягод пришли на территорию нынешней Финляндии и территорию Северной Руси только в VIII-IX веках. На Руси в то время уже существовало государство, в 862 г. был призван на княжение Рюрик.
Финны, да и так называемые «балы» не могли дать названия рекам Клинского края, что будет доказано.
Реки со временем мелели, изменяли свои русла. Меняли свои размеры и озёра, со временем превращаясь в болота или увеличиваясь рукотворно. Ещё в XVllI веке исток реки Сестры располагался в пяти верстах юго-восточнее, небольшого в то время, до строительства Екатерининского канала озера Сенеж. Река Сестра текла восточнее, огибая озеро на расстоянии одной версты. Озеро Сенеж питало левый приток реки Сестры - реку Едомка, которая выходила из него и через версту впадала в реку Сестру. Название Едомка славянское, от слова еда, то есть река питалась озером, её водами. Озеро Сенеж имело и другое название - Гущино, то есть располагалось в гуще леса, скрывалось лесом. Да и название Сенеж славяно-русское. Но Евгений Поспелов в своём топонимическом словаре пишет: «Название озера Сенеж образовано от гидронима финно-угорского типа Сеньга или Сенега, однако применение этого названия источниками не зафиксировано». Глубинное смысловое значение слова «сенеж» лингвисты относят к древнерусской легенде о «земном рае», «райском Древе Жизни». Ученые Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской Академии наук в своем исследовании установили, что современное слово «сенеж» восходит к языку и верованиям древних славян и берет свое начало от древнерусского «сънежь», означающего «райское», «благодатное», «заветное», «осененное кущами», «находящееся под сенью». Современное слово «сенеж» символизирует «земной рай» по-древнеславянски. Считаю, что от него произошло в современном русском языке слово нежность. На карте Клинского края есть три Вяза: река Вяз расходится на Старый Вяз и Новый Вяз, которые являются правым притокам Ямуги. Историк Иван Забелин писал: «Имя реки Яуза в древнем монографическом языке в известном смысле может означать то же, что означают имена Вязьма, Вязёмка, Вязёма, Вяз, Уза, то есть вообще связь или вязь, союз одной местности с другой или, вернее, одного пути с другим, хотя бы по очень тонкому протоку, какой на самом деле представляет поток реки Яуза». Значит, три Вяза, как и правый приток Ламы Яуза, находились на торговых славянских путях. Яуза я узу, связываю, например, узы брака. Однако Евгений Поспелов и другие лингвисты полагают, что название Яуза может быть связано с аналогичным латышским словом auzaine в значении «стебель овса, ость, солома». По-моему, это слово притянуто за уши под неких мифических балов, якобы населявших древние юлинские земли.
Обращает на себя внимание сходство названий рек клинской земли и волоколамской, где левые притоки Ламы - реки Городня, Вельга, Озерня. У клинской Малой Сестры правые притоки тоже Городня, Озерня, а от Озерни в версте на северо-восток течет левый приток Раменки, впадающей в Яузу, река Велья. Одинаковые названия говорят о тесном соседстве клинских кривичей с родственными кривичами волоколамскими. Между Озерней и Вельей было своенравное озеро Здиловское. У Владимира Даля находим, что это название происходит от славянских слов «здикаться,   - шалить, баловать.
В реку Лама впадает еще Молня, чье название идет от славянского обозначения мальга, мольга, малявка, рыбёшка.
Рассмотрим происхождение названия реки Лама. В «Топонимическом словаре Московской области» Е. Поспелова пишет: «В современном латышском языке lama имеет ряд значений - узкая длинная долина, а также маленький пруд, лужа». А в толковом же словаре «Живого великорусского языка» Владимира Даля есть такое объяснение: «ламывать, ломать, лам (наречие псковское и тверское), лом, дром - сухой хворост, коренья в лесу». По притоку Большой Сестры реке Дубовка, впадающей в Ламу, существовала и пустошь Ломово. Писатель и краевед Михаил Пришвин писал: «Верховья лесной реки не только на лодке, но и пешком берегом часто не проходимы. Деревья валятся, и вода, как испуганная, бросается в сторону, там она опять подмывает другие деревья, всё заливается на широком пространстве сплошным ломом, заболачивается, и это непроходимое место реки здесь называется «лама» или «занаволока». Такой и является река Лама в своём истоке, в Шитьковских болотах. Она является правым приток реки Шоши.
Река Шоша упоминается в Лаврентьевской летописи под 1215 годом как река Шеша. Принято выводить это название от литовского слова sesupe, sasuola, что означает холодный, прохладный. При чём тут холодный? На Клинской земле есть правый приток Липни река Студенец, означающая реку со студёной водой. У того же Владимира Даля есть разъяснение словам тверского наречия «шошелиться или шешелиться», которые означают мешкать, медлить. Шоша вбирала в себя правые притоки - реки, текущие с высот КлинскоДмитровской гряды, а сама уже шла медленно по низине и важно несла свои воды в Волгу.
В Клинском крае названия рекам и другим водным объектам наши предки давали по различным характеристикам, точно ими подмечаемыми. Нередко свои имена реки получали от растительности, растущей по их берегам. Например, на Клинской земле течет правый приток реки Сестры Берёзохоть, имя которого означает проток среди берёз. Без расшифровки понятны названия левого притока Большой Сестры реки Ольховка, её правого притока Дубовиха, и притока Волги реки Дубны.
Имя правого притока Сестры реки Лутосни исследователи выводят от слова «лутошка», означающее липу. Я считаю, что оно происходит от цветка лотос, из семейства которого происходит кувшинка обыкновенная. Видимо, очень много на реке росло в древние времена.
У рек и озёр есть имена, которые образованы от названий животных и рыб, обитающих на их берегах и в их водах. По Клинскому уезде текли: река Туровка, впадающая в левый приток Малой Сестры Лапотню, левый приток Локныша река Козловка, правый приток Шоши Выдрица, и правый приток, видимо, буйной, бешеной, скорее всего, при паводках Буйгородки река Ворона. А еще на карте клинских земель есть река Рачка, приток реки Вельга, которая впадает в реку Нудоль. Ручей Бернавка, впадающий в Лутосню, свое название берет от слов «бер» - древнего русского названия медведя. Логово бера - берлога. Медведь - тотемное животное наших предков древних руссов. Поэтому появились слова оберег, означающее защиту бера, и берег - спасение от воды.
В четырёх верстах на север от села Воронино существовало озеро Глуморыбное. Странное название легко объясняется: у Владимира Даля в его словаре есть пояснение слова «глум», означающего «шутка, смех, насмешка». То есть озеро, где рыба шутит, хитро ловится либо ее там нет вовсе и оно безрыбное.
Название притока Нудоль реки Доренка происходит от слова «дор», что означает «место без леса». Отсюда легко объясняется слово «дорога», если учесть, что слово «га» означает движение. Приток Истры река Палишна получила свое имя от слова «паливо» пожар. Скорее всего, горела не сама река, а на ее берегах велось огненно-подсечное земледелие нашими древними предков. Интересно название притока Волги реки Глухая Поника. У Владимира Даля есть пояснение слову «понетить, понитить» - сгинуть, пропасть. То есть на этой реке можно было пропасть наглухо, или поникшие, склонённые над рекой по её берегам ивы?
Приток Волги ручей Сучёк назван не от слова сучок, уменьшительного к слову сук, а от глагола сучить. Как из двух нитей сучат одну, обрабатывая шерсть, так из двух ручейков получается один. Считаю, что по такому эке принципу названы реки Троянка и Тройка, чьи истоки начинались из трёх притоков или ручьёв.
Понятно название притока Вельги реки Гвоздня, «гвозд, гвазд» означают грязь. На давней карте Клинской земли есть правый приток Шоши река Долбица, которая сейчас называется Дойбица. Свое имя она получила от слова «долбить» - пробивать свой путь. А странное название её левого притока Ведьма токе идет из древности, когда до принятия христианства это слово происходило от глагола ведать и слова ма - мать, что означает ведающая мать. Лишь после принятия христианства слово «ведьма» стало означать колдунья, чародейка, сварливая, злая.
Все реки земли клинской имеют славянские, русские названия. Хотя некоторые исследователи и пытаются это оспаривать. Особенно в тех случаях, когда у названия утерян смысл, но его легко восстановить, переведя с санскрита, языка ариев - индоевропейцев. Необходимо отметить близость русского языка и санскрита. В начале 1960-х годов Россию посетил индийский ученый, санскритолог Дурга Прасад Шастри. После двух недель прибывания в России, он сказал индологу Наталье Гусевой: «Не надо переводить! Я понимаю, что вы говорите. Вы говорите на измененной форме санскрита»!
Например, слово «вель» на санскрите означает границу, предел, речной берег. Исходя из этого, становится понятным название левого притока Раменки реки Велья, и притока реки Нудоль Вельга. Слово «валу» в переводе с санскрита означает «приятный, прекрасный», а это и есть наша Волга. На карте России с гравюры Гесселя Герритса (Амстердам, 1614 года), изданной Вилемом Блау в 1630-е годы по оригиналу, надпись на картуше говорит: «составить озаботился Федор, сын царя Бориса». На карте указано название реки Волги: Wolga olim Rha - Волга, прежде Ра (латинский) (См. карту на стр. 12).
Кандидат исторических наук Светлана Васильевна Жарникова приводит большой список рек междуречья Оки и Волги, соответствующих по названиям рекам из древнего индийского эпоса «Махабхарата». Великая русская река Волга вплоть до П века нашей эры носила имя «Ранха» или «Ра». В «Махабхарате» упоминается и река Ямуна - древнейшее название Оки. В междуречье Волги и Оки до сих пор есть реки Ямна, Ям, Има и, конечно, наша Ямуга.
Существовало в Клинском уезде Сельцо Волосово у реки Троянка, притока реки Локныш, впадающей в Малую Сестру. Название Волосово могло произойти от Велеса одного из богов славянского пантеона. Считается, что бог Велес является покровителем ночного времени, «именно он утром выкатывает на небо золотую колесницу». Велес имел много посвященных ему мест в Древней Руси. В России еще и сейчас земля хранит географические названия, которые произошли от имени Велеса: села. Велесово, Волосова, пустыня Велесово дворище во Владимирской и Смоленской областях, возвышенность. Велесово Ребро около Ярославля, Волосова улица была также в Новгороде и другие.
Топонимика позволяет нам узнавать свою древнюю историю, но во время перемен будь то принятие христианства, приход на трон новых династий, революций и контрреволюций, к сожалению, в угоду политике и идеологии многие исторические названия древних населённых пунктов, пустошей, урочищ изменялись. Николай Иванович Ульянов (1904 - 1985), принадлежащий к выдающимся русским публицистам, писал в книге «Спуск флага»: «В топонимике отражена душа народа. Переименования означают не что иное, как поход против этой души, её искоренение».
Практически все названия географических объектов на Клинской земле  древнерусские, славянские. Кто их давал? Ответ на этот вопрос позволяет получить новая наука ДНК-генеалогия, которая опирается на генетику, физическую химию и историческую науку. Одним из создателей ДНК-генеалогии является русский учёный, доктор химических наук, наш современник Анатолий Клёсов. С помощью ДНК-генеалогии он доказал, что для истории Русской равнины ключевое значение имеют культура шнуровой керамики и Фатьяновская культура. «Первая зародилась 5 500 лет назад и закончилась 4 800 лет назад, перейдя в Фатьяновскую культуру, которая простиралась от территории современной Беларуси до Татарстана. Фатьяновцев исследователи никогда русами не называли только потому, что по понятиям многих историков славяне древними быть не могут. Якобы у славян и русских нет корней, как у пришлых народов. Иначе говоря, древних предков у славян вообще и русских в частности нет и не было. Однако ДНК-анализ показал, что Фатьяновцы принадлежат к гаплогруппе и являются прямыми предками современных русских соответствующего гаплотипа. Людей же Фатьяновской культуры не называют древними русами только потому, что важные начальники исторических институтов не дали санкции на термин. Фактически же Фатьяновцы, древние русы жили на землях, принадлежавших в разные времена и Клинкой земле, более 4 800 лет назад. Они и дали названия местным рекам и озёрам. В июле 2017 года в центре Москвы на Покровском бульваре во время проведения земляных работ обнаружен кремневый резец времён мезолита, что буквально всколыхнуло научную общественность, потому что картина мира, оказалась гораздо сложнее, чем библейский сюжет. Публицист Алексей Ампилогов говорит: «Небольшой кремневый скребок, размер которого составляет около трёх сантиметров, разом «удревняет» историю поселений людей на территории Москвы на добрую тысячу лет, так как даже его осторожная датировка показывает почтенный возраст: ему более 9 тысяч лет, тот самый «библейский возраст» нашего мира». Это означает, что и по клинской земле в те времена ходили люди. Чьими предками они были? Пока неизвестно. Но все же достоверно ясно, что на Клинской земле названия, имена рекам и озёрам дали древние славянские предки.
Итак, версия изначального заселения Клинской земли «финно-уграми» или «битами» является выдумкой, направленной на искажение русской истории.
Библиография:
1. Барсов, Н.П. Очерки русской исторической географии. География Начальной       летописи /Н.П. Барсов. - М.: Кучково поле, 2012. - 370 с.
2. Борзаковский, В.С. История Тверского княжества /В.С. Борзаковский. - М.: Рубежи ХМ, 2006. - 500
с.
З. Военно-топографическая карта Московской губернии 1860 года, составленная генералом от инфантерии Ф.Ф. Шубертом. - Репринт. изд. - Масштаб 1:75000.
4. Дьяченко, ГМ. Полный церковно-славянский словарь [протоиер. Г.М. Дьяченко. Репринт.воспроизведение изд. 1900 г. - М.: Отчий дом, 2009. - 1120 с.
5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: современное написание: в 4 т.
Л. И. даль. - М.: АСТ: Астрель, 2004.
6. Жарникова. СВ. След ведической Руси /С.В. Жарникова. - М. Концептуал, 2015. - 288 с.
7. Забелин, И.Е. История Москвы / И.Е. Забелин. - М.: АСТ, 2007. - 768 с.
Зенин, Н.Д. Тамплиер Андрей Боголюбский - великий князь России /Н.Д. Зенин //История, библия, наука. - Режим доступа: http://www.regels.org/Tamplier.htm.