Сочельник-Богоявление, традиции праздничного стола

Пушкина Галина
Познавательно-развлекательная статья (12+)
* * * * *

6 января (24 декабря по старому стилю), православные христиане отмечают Рождественский сочельник, а католики и лютеране празднуют Богоявление, иначе именуют праздник – День Трёх Королей (Festum regum) или Праздник волхвов (Festum magorum).
В западной церковной историографии Богоявление связывается с поклонением младенцу Иисусу трёх языческих королей-магов Каспара (безбородого юноши), Мельхиора (темнокожего) и Валтасара (бородатого старца), пришедших в Вифлеем с дарами: как царю – золото, как богу – ладан, как человеку – мирра.
Православные христиане празднуют Богоявление лишь 19 января (6 января по старому стилю) и связывают его с Крещением – в этот день Иоанн Предтеча крестил уже взрослого Иисуса Христа в реке Иордан. Название связывается с явлением миру, при Крещении Господа, Пресвятой Троицы – всех трех лиц Божества (отец+дух+сын): Бог-Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух-Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая этим признание Отцом Сына.
Уже в древней церкви произошло расслоение в мнении о Первом Явлении в мир Богочеловека – оно соотносилось не столько с конкретными историческими моментами из жизни Спасителя, сколько с самим уникальным фактом Его пришествия в мир – как рождение Христа-Младенца, или произносящего проповеди Отрока, или тридцатилетнего Мужа, вышедшего на евангельскую проповедь.

По западной традиции в день Богоявления жгут костры (эпифанские огни), освещающие «путь волхвов», совершается освящение воды, ладана и мела, последним верующие пишут у входа в свои дома начальные буквы имён волхвов «К+М+В», веруя, что они отгонят злые силы и злые помыслы от дома и от семьи, живущей в нём. Мел, как воду у православных, хранят весь год, отсюда идёт и традиция очерчивания мелом круга, как защиту от нечисти.
Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной службы и семейном ужине у горящего камина, с традиционным десертом – «рождественским поленом».
Обычно этот торт изготавливают из бисквитного теста так, чтобы срез напоминал распиленный древесный ствол, а крем сверху должен быть похож на кору дерева; сверху его посыпают сахарной пудрой, символизирующей снег, украшают свежими ягодами и фигурками грибов, сделанными из марципана.
История появления такого торта берёт своё начало из дохристианской традиции сожжения новогоднего полена, имеющей сакральный смысл – огонь домашнего очага считался воплощением солнца, а само пламя символизировало духовное тепло предков. С появлением христианства на территории Европы рождественское полено получило религиозный смысл, так французы верят, что Дева Мария заглянет посидеть у огонька, а в Италии горящее полено сбрызгивают водой, символизирующей кровь Христа.

Сочельник, 6 января, для православных – последний, самый строгий день Филипповского поста. В этот день «не вкушали ничего окромя воды до первой звезды» на небосклоне, которая символизирует приход в этот мир Иисуса Христа рождением младенца.
Считалось, что Рождество не подобает встречать в чёрном – в светлый Праздник и одежда должна быть светлой нарядной.
В Сочельник принято было собираться всей семьей в родительском доме. С утра во всех домах прибирались и готовили праздничное угощение, а вечером накрывали столы и всей семьей выходили на двор – «глядеть звезды»; по приметам Рождественской ночи определяли будущий урожай и гадали о благополучии в хозяйстве.
Главным блюдом этого вечера была особая каша – кутья или сочиво (отсюда и название вечера – Сочельник), сваренная из цельных зёрен (пшеницы, ячменя, пшена, риса) с добавлением мёда или сахара, сухофруктов, орехов и мака. Кушанье имело сакральный смысл: пшеница с медом была не только пищей во время Святой Вечери, но и является символом Божьего слова, как мак – символом мученичества, невинно пролитой крови.

Кутья, как сакральное угощение, готовилась для каждого значимого религиозного праздника, потому и рецептов, в соответствии со временем года, было множество. Вот лишь три основные разновидности:
* богатая кутья-сочиво (в Сочельник) – рассыпчатая постная с разными компонентами;
* щедрая кутья (перед Новым годом) – полужидкая скоромная с добавлением сливочного масла, сливок или молока;
* голодная кутья (в дни постов) – блюдо состояло лишь из зерновой основы и доступного подсластителя.

Перед началом трапезы хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг дома. Возвратившись, несколько ложек кушанья бросал во двор, угощая духов, и, широко открыв дверь, приглашал на кутью Мороз, прося о милости – не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», не губить посевы.
Кутью и сочиво по традиции ели из общей посуды, черпая по старшинству, непременно оставляя немногое – для «бедных странников» или колядующих. За столом пели наговоры «Подблюдные», для привлечения удачи, здоровья и благополучия семье.

Другое традиционное, уже рождественское, кушанье – фаршированный гусь (за неимением такового – индейка или курица, молодой поросёнок) своим обычаем уходит в средневековую Англию. Согласно легенде, в Рождество 1588 года Елизавета I получила сообщение о разгроме английским немногочисленным флотом испанской «Непобедимой армады» (флотилии), вкушая жареного гуся. На радостях королева и объявила его рождественским блюдом, позднее обычай распространился на всю континентальную Европу и перекочевал с переселенцами в Америку и Австралию.
Рождественского гуся чаще всего набивают яблоками или черносливом, каштанами, луком; помимо соли и перца в качестве приправы используется полынь и майоран; сервируются гусь красной и брюссельской капустой, клёцками с соусом на основе сока жаркого или с яблочным муссом.

Следует помнить, что во всех религиях празднующих Рождество, его основой является молитва о благополучии всего Мира и добрая традиция рождественского стола – щедрость не только к домочадцам, но и угощение неимущих соседей, колядующих, бездомных и жителей домов призрения.