Заслуженные нашего села

Вера Армашова
 Мы, маленькие жители села,как принято сейчас говорить: его будущее, делали из
 репертуара странников и зеков своего рода, концерты. До безобразия гримировали
 красной свеклой щёки: чем больше - тем лучше, пудрили известковой побелкой носы
 со стены, собирали по деревне цыганские платки с махрами, облачались во всё это
 диковинное и самим себе очень даже нравились, да и публике- тоже, судя по их
 реакции.Нас ценил зритель: смеялся и плакал от эмоций, мы их "доставали до
 печёнок",как они признавались потом друг другу:вынимали из них "из души - три
 души".

 Особенно всеми была любима наша родненькая Тамбовская "Матаня", при коей зритель
 не мог сдержаться и "шпарил" с нами на перегонки:
                Ах,матаня ты, матаня
                Вся ты заматалася
                Было сорок килограмм
                А семьдесят сталося

                А из зала:Ах,тамбовская матаня
                До чего же милая
                На тамбовскую матаню
                Я сменяла б милого

 После такого задорного отплясывания с дробями, артист лез со сцены к зрителю,
 это можно назвать - работа с залом и жалобно протянув руку выводил:
                На могилке галки крачут
                Родители крепко спят
                Знать судьба моя такая
                Все окошечки считать
 "Хозяюшка подай Христа ради кусочек хлебца несчастному на пропитание" и с
 протянутой рукой обходил публику, сделав прискорбное лицо.
 Давали, обычно, семечки. Артист низко кланялся,крестился и вновь лез на сцену
 для исполнения следующего номера.Сцена была на двух, рядом поваленных деревьях,
 поэтому артисты часто застревали и спотыкались, но зритель их вытаскивал из
 расщелины и они вновь шли Вабанк.

 Всё это исполняло юное дарование нашей деревни, его завтра и очень этим горди -
 лись, особенно, когда благодарные зрители вставали и низко нам кланялись.
 (За работу, чтоль). А мы кланялись им.
 Концерты ставились в тёплое время года, начиная открытием сезона - с Пасхи.
 Артисты по сто раз обегали каждый дом, оповещая о предстоящем торжестве.
 Программа обновлялась редко: когда то,кто то придёт с тюрьмы и внесёт новенькое
 в репертуар местной труппы, но по просьбе зрителя выступали регулярно и запол-
 няемость зала не имело проблем.

 А, случись,если какая нибудь баба Маня запаздывала, её все терпеливо ждали, а
 сами актёры, уже костюмированные, так сказать, при параде, гоняли за ней персо-
 нально, по дороге впридачу её отчитывая за разложение дисциплины.
 Бедная баба Маня оправдывалась как могла перед лицом своих товарищей:"Да кудай
 то юбку забельшила с того разу - никак не найду, памяти совсем нету".
 Но всё разрешилось благополучно, концерт проходил с успехом.

 А мне бабушка, после, доставала осколочек сахара, отряхивая от махрушек и тихо
 говорила:"Ты была лучше пре лучше всех" Прямо выше всех наград эти слова.
 Позже, в наш репертуар, по велению времени, входило новшество, мы - инсцениро-
 вали:        Хор:Сидит кошка на окошке
                К ней подходит бригадир
                Иди, кошка на работу
                А то хлеба не дадим
            
            Кошка:А чего туда ходить
                Ноги околачивать   
                Там и хлеба не дадут
                Только - наворачивать

 Прямо, антиколхозная пропаганда. Но народ в политику не вдавался: лишь бы не
 было войны.
 И кошка, в вывороченном наизнанку овчинном шубняке, больше похожая на медведя-
 шатуна, но зато с натуральным телячьим хвостом от осеннего забоя, оставленным
 как театральный реквизит.
 Смеялись беззубые старики, повторяя то и дело:"Да растуды твою малину"-вытирали
 слёзы умиления сердобольные бабушки за "своих",принимали матери твёрдое решение:
 на следующий раз одеть свою лучше других, решая тут же что можно пустить в рас-
 ход из своего гардеробчика, а если точнее - из сундука свекрови.

 А главнее и приятнее всего, мы знали твёрдо:"мы - лучшие из лучших"-так говорили
 потом взрослые:"Похлеще настоящих артистов"
 
 Хотя их, настоящих то, никто и никогда не видывал.