Патриотизм. Страна нашего сердца

Олег Калинка
Моно-спектакль Светланы Смирновой "Патриотизм" режиссер Руслан Кацагаджиев. Театр Поколений.
Мисима Юкио занимает особое место в мировой культуре и его творчеству посвящены многотомные фолианты литературоведческих исследований ученых со всего мира, художественное наследие Мисима-Сенсей невероятно богато и известно во всем мире, он принадлежит к писателем и его имя ассоциируется вообще с понятием японской художественной литературы двадцатого века. Его романы переведены на сотни языков народов мира и издаются и переиздаются гигантскими тиражами, но при всей его гигантской известности и популярности увидеть фильм или постановку, поставленную по мотивам его произведений практически невозможно. Этот парадокс поражает и шокирует в России, где любовь к японской культуре укоренилось и имеет разнообразный характер, особенно это очевидно в таких городах как Санкт-Петербург и Москва. Здесь популярность японской культуры выражается в многочисленных и регулярных фестивалях японской культуры, где нет недостатка в различных кино-показах, выставках и мастер-классах и прочим событиям и мероприятия, посвященным различным аспектам и формам японской культуры. При всем многообразии этого событийного ряда и мировой известности великого мастера спектакли и фильмы, поставленные по его произведением явление редкое, если не уникальное в культурной жизни города. По этой и ряду других причин спектакль «Патриотизм» поставленный по мотивам произведений Мисима-Сенсей явление особое и даже выдающееся, но не буду сводить эти строчки к простому перечислению и попробую выделить некоторые из них, оставив зрителю возможность познать остальные самостоятельно. В центре постановки монолог героини Рейко-сан, молодой женщины вышедшей, замуж за офицера японской армии в преддверье войны. Этот образ довольно емкий, глубокий и в нем сплелись различные тонкие драматические линии, образовав очень хорошо понятный людям различный культур образ. Рейко-сан женщина открывшая для себя новую страну-планету после выхода замуж и в её собственную линию жизни и понимания мира вокруг вплелась линия мира мужа- поручика японской армии и стала играть доминирующую роль. Героиня полностью поглощена этим миром, она полностью принадлежит ему и жизнь её по другим канонам практически не возможна в её видении. Приверженность этой новой стране и является чувством патриотизма для нее, по этой причине уход из жизни её мужа означает гибель для неё, так как без него счастье жизни в видении Рейко-сан не возможно. Здесь героиня лишена трагизма гамлетовской дилеммы, она не стоит перед выбором, так как понимает, что жизнь в ином формате для неё невозможна. В случае с творчеством великого мастера здесь нет любованием трагизма смерти и её неотвратимого приближения, Рейко-сан представляет её как неизбежность в сложившейся ситуации и при всём драматизме исхода событий спектакль это скорее ода любви и жизни. В представлении этого довольно сложной фабулы нет живописание традиционных аспектов Сэппуку (здесь в спектакле, используется европейское название Харакири) или аспектов традиционного образа жизни, все это как бы находится на заднем плане в виде поясняющего фона и в фокусе спектакля мир человеческих отношений и его чувственная основа. Эту особенность великолепно реализовали создатели проекта сценических решениях, световые решения в сочетании с музыкальным рядом, тонко сфокусировали внимание зрителя на чувственной линии постановки, главной в понимании Мисима-сенсей. В живописание лирической линии, её драматичности прослеживается влияние русской классической литературы на творчество Мисима Юкио. Произведения Толстова, Чехова, Достоевского и ряда других оказали гигантское влияние поколения творцов японской литературы и театральные подмостки Страны Восходящего Солнца, и это влияние можно легко почувствовать и познать своё чувство патриотизма посмотрев божественно прекрасный спектакль.