Азбука Ахматовой - Мартынов, Маршак, Маяковский

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Леонид Мартынов, Самуил Маршак, Владимир Маяковский
* * *
Мартынов Леонид

Леони;д Никола;евич Марты;нов (1905, Омск – 1980, Москва), советский  поэт

(Я Мартынова вообще не воспринимаю: у него много поклонников, а меня отталкивает рассудочность, рационализм, бессердечие, риторика. И навязчивая многозначительность в придачу.) Анне Андреевне, насколько я поняла, стихи его в альманахе тоже не пришлись по душе, но с общей моей характеристикой Мартынова она не согласилась.
- Я не отношусь к нему с такой безнадежностью, - сказала она.
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

* * *
Маршак Самуил

МАРШАК  САМУИЛ  ЯКОВЛЕВИЧ (1887, Воронеж - 1964, Москва),   советский поэт.  В 1904 - 06 Маршак жил в семье М.Горького в Ялте. Руководил ленинградской редакцией Детгиза. Два ордена Ленина, Гос. премия СССР - 1942, 1946, 1949, 1951.

Когда разговор коснулся Маршака, - через две-три недели после его смерти: “Когда умирает старик писатель, это должен быть обвал, переворот в душах, кончина Толстого - а тут что?
                А. Найман, “Рассказы о Анне Ахматовой

19 апреля 1953. Она бранила маршаковские переводы Шекспира.
____________________
- И зачем это ему понадобилось переводить все? Ну выбрал бы один-два любимых... И в действительности ведь сонеты в большинстве своем посвящены мужчине, а в переводах женщине. Фальсификация какая-то.
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой.

* * *
   У Осипа Мандельштама началась сердечная болезнь и тяжелая одышка. Евгений Яковлевич всегда говорил, что    одышка О.М. болезнь не только физическая, но и “классовая”. Это подтверждается обстановкой первого припадка, происшедшего в середине двадцатых годов. К нам пришел в гости Маршак и долго умилительно объяснял О.М., что таккое поэзия. Это была официально-сентиментальная линия.. Как всегда, Самуил Яковлевич говорил взволновано, волнообразно модулируя голос. Он первокласный ловец душ - слабых и начальственых. О.М. не спорил - с Маршаком соизмеримости у него не было. Но вскоре он не выдержал: ему вдруг послышался рожок, прервавший гладкие рассуждения Маршака, и с ним случился первый приступ грудной жабы.
                Н. Мандельштам

А Маршак не читает надписей на дверях. Он знает, что всякая закрытая дверь должна перед ним распахнуться.
____________________
3 сентября 1961. С Твардовским несколько длинных разговоров... Что за чудак Маршак. Он требует, чтобы его переводы печатались так: раньше крупными буквами - Маршак, потом перевод, а потом внизу мелким шрифтиком - Шекспир.
______________________
7 февраля 1964. ...самовлюбленность необъятная...он терпит только чтение о нем и всякое другое чтение заменяет своим монологом.
                К. Чуковский

Мелкий поэт Самуил Маршак как-то сказал, что не может прочесть зараз более двух страничек Хлебникова. Дескать, поэт великий, но тяжелый. Маршак – недоразвитый идиот, потому что стихи Хлебникова доступны детям. В них как раз детский взгляд на мир. Они лепечут по-детски, говорят строго по-воински. Они просты и трогательно наивны и мудры одновременно. Это с Маршаком что-то не так, с его головой.
                Э. Лимонов
* * *
Маяковский Владимир

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ (1893, Багдади, Грузия - 1930, Москва), главный пролетарский поэт. Покончил жизнь самоубийством.

Добриковский Маяковский.
                Анна Ахматова

А писать “Моя милиция меня бережет” - это уже за пределами. Можно ли себе представить, что бы Тютчев, например написал: “Моя полиция меня бережет”?
                А. Найман, “Рассказы об Ахматовой”

12 мая 42. (Ташкент) Беседа была вялая и неинтересная. Одно только: когда я сказала, что у каждого человека есть свой постоянный возраст, NN:
«Да, Маяковский и Есенин – оба были подростки, один городской, другой деревенский… Когда мне был 21 год, Вячеслав (Иванов) сказал мне: «Вам всегда 1000 лет». С тех пор, я думаю, вторая тысяча набежала, итого мне две тысячи…»

12 марта 56. Я, в сущности, очень мало знала его – и только издали. Терпеть не могу этих воспоминаний дальних лиц… Кроме того, ведь публично он меня поносил, и мне не к лицу восхвалять его.

13 февраля 57. Она показала мне письмо Зильберштейна. Илья Самойлович обращается к ней с просьбой: написать для «Литературного Наследства» воспоминания о Маяковском. Она бы, думается мне, и не прочь, но увы! Ильей Самойловичем совершена грубая тактическая ошибка. Он приложил к своему письму отрывок из воспоминаний Л.Ю. Брик; та сообщает, что Маяковскийвсегда любил стихи Ахматовой и часто цитировал их. На этом бы и кончить, но, к сожалению, далее Брик рассказывает, как он нарочно, для смеха, перевирал их. Вряд ли поэт способен безмятежно слышать свои стихи искалеченными. Мне кажется, у Анны Андреевны эти перевирания вызвали физическую боль.

21 сентября 59. Он писал хорошо до революции и плохо - после. От Демьяна не отличишь.
                Л. Чуковская. Записки об Ахматовой