Последнее Рождество

Григорий Рейнгольд
Последнее Рождество
(из сборника "Школа выживания или Ещё не всё потеряно", 1994-2003)

Жила-была одна старая учительница из породы чудаков. Скорей даже не учительница, а воспитательница, так как в течение своей более чем сорокалетней педагогической деятельности она больше работала не учительницей, а пионервожатой и детсадовским воспитателем. История её очень интересна и во многом удивительна.
В тридцатые годы, в разгар репрессий, она лишилась родителей. Много лет ушло на скитания и безуспешные поиски матери, находившейся в ГУЛАГе. То, что она выжила в тяжелейшие годы войны, казалось ей чудом, и сама собой пришла к ней вера в Бога. Впрочем, в дальнейшем жизнь её складывалась вполне благополучно.
Живя в Иркутске у родни, окончила среднюю школу. Но ещё будучи ученицей, начала работать пионервожатой. Работа эта нашей героине пришлась по душе, и на неё пришёлся значительный и по времени, и по результатам кусок жизни. Без отрыва от работы получила она педагогическое образование, но и став дипломированным педагогом, не спешила она, как другие, поменять свой по всем меркам непрестижный профиль работы. Пожалуй, я не ошибусь, если назову её лучшей пионервожатой Иркутска своего времени. И это несмотря на особо не скрываемую (хотя и не афишируемую) веру в Бога, которая вполне мирно сочеталась в ней с советским патриотизмом. Да, она, как и многие, видела явную фальшь в словах руководителей, расхождение слов и дел. Не принимала она, разумеется, и воинствующего атеизма. Однако в целом вера в Коммунизм и вера в Бога уживались в ней очень долго...
Чем она занималась как вожатая? Организовывала спортивную работу, при-том не на бумаге, для отчета или показателей, а фактически. Она могла научить всю школу ходить на лыжах и бегать на коньках и только после этого выставляла команду на городские соревнования. Команды её занимали как правило первые места, и молодая вожатая стала известна среди комсомольских руководителей города. Её стали избирать на всякие конференции и включать в состав райкомов и горкомов комсомола. Впрочем, уже в те годы случались у неё не-приятности.
Однажды была она вызвана к первому секретарю горкома комсомола. Он случайно узнал о посещениях церкви и устроил ей разнос. Получился крупный разговор. Наша героиня не только отказалась отречься от веры, но и пыталась обратить в неё своего шефа. Тогда он стал грозить всевозможными карами, и не шуточными, ведь в разгаре была хрущевская антирелигиозная кампания. Она со смирением соглашалась со всеми наказаниями, но не отрекалась от своей веры. Через несколько часов шеф, сильно утомившись, сменил гнев на милость и, взяв слово, что она не будет афишировать свою веру (чего никогда не было), отпустил её со словами: «Иди работай». У него хватило ума не выгонять её с работы и не делать ей никаких неприятностей. В дальнейшем он успешно про-двигался по служебной лестнице и в меру сил оказывал покровительство нашей героине, предлагал ей неоднократно вступить в партию и сделать карьеру. «А надо будет писать в бумагах о том, что я верующая?» – спрашивала она каждый раз. И слышала она в ответ: «Ты что, дура?»
А жизнь шла своим чередом. Туризм, школьное самоуправление, работа с трудными подростками, помощь сильных учеников слабым, общественно-полезный труд, спорт... Всё это было поставлено на высочайшем уровне. Прав-да, она не любила и не умела писать отчёты о своей работе, планы и прочие бумаги, что часто ставилось ей в вину. С годами она так и не сумела преодолеть этот недостаток, что сильно сказывалось на отношениях с руководством...
Но время шло. Так случилось, что к старости она осталась одна. Многочисленные друзья и знакомые сами больше нуждались в помощи и поддержке. Любимая работа составляла главную часть жизни, её смысл. Ей отдавались последние силы и здоровье, всё нажитое за многие годы имущество. Последние годы посвящены воспитанию дошколят. На это у нашей героини сложилась своя, отличная от официальной, точка зрения, как, впрочем, и на всё остальное.
С чего начинается день в детском саду? С завтрака, приёма пищи, то есть дети, как и в большинстве семей, находятся на всём готовом. Но разве мы хотим воспитать иждивенцев и белоручек? В её дошкольной группе, которую уда-лось всякими правдами и неправдами открыть в нашей школе, день начинался с приготовления завтрака!
Кому бы ещё пришло в голову давать дошколятам в руки ножи, пилы, молотки, стамески и даже топоры? А разве каждый нормальный человек не дол-жен уметь с ними обращаться?!
По её разумению, дети должны работать в саду и огороде для того, чтобы любить и понимать природу. Что, в школе нет огорода? Не беда, поедем ко мне на дачу! И группа с весны до осени работает на её даче, а потом, зимой, готовя обеды из выращенных и собранных своими руками овощей, вспоминают дети лето красное...
Как это можно жить рядом с Байкалом и регулярно не бывать на нём?! Дети должны постоянно общаться со Священным Морем...
Очень гармонично вошло в её систему и православие с русскими народны-ми традициями... Причём это было поставлено так, что своими, а не чужими чувствовали себя и дети из неправославных и нерусских семей, и их родители. Празднование Рождества Христова, Масленицы, Пасхи и других праздников стало традицией. К каждому празднику готовился спектакль. Все праздники проходили при участии родителей. На них собиралось много народа, приходили бывшие воспитанники с семьями. И вообще все чувствовали себя одной большой семьёй...
Что,  вы спрашиваете, почему всё это в прошедшем времени? Да разве не понятно, что рано или поздно должен был произойти конфликт с официальной системой?
Как это дети сами готовят еду? Запретить, не положено! Пищу должны готовить специально обученные повара, прошедшие медкомиссию, согласно утверждённому положению! Да и вообще в группе нет условий для приготовления пищи, соответствующих утвержденным ГОСТам нормативам!
Работа на даче? Кто это позволил?! Дача-то личная…
Религия в школе? Долой, у нас светское государство!
Почему неправильно заполняется документация? Наказать!..
Два года шла борьба, но исход её был предрешён. Да и вообще, выяснилось, что группа была открыта неправильно, и детсадовскую группу в школе иметь не положено. Нельзя не сказать, что и героиня наша построила линию защиты не-умно с военной точки зрения, не признавая никаких приемов, кроме прямой атаки без всяких хитростей и обороны по принципу «ни шагу назад!» Компромиссы в любом виде чужды большинству чудаков. В этом их слабость, но в этом и их сила.
Вот и всё. Что можно сказать в осуждение чиновников? Ничего, они действовали согласно законодательству и инструкциям. Для того чтобы спасти группу, они должны были бы эти инструкции и законы нарушать. А за это можно и получить наказание (хотя и не обязательно!) от вышестоящего начальства, да и должности лишиться! Уж лучше пусть нормальные дети ходят в нормальные детские сады!..
Уже после закрытия группа отмечала Рождество. Все, в том числе и дети, знали, что это их последнее совместное Рождество, хотя об этом никто не говорил. В глубине души каждый на что-то надеялся. Да и в Библии сказано, что уныние – тяжкий грех.
Вот такая печальная история.