Помпеи. Анатомия катастрофы

Игорь Катанугин
 

(по фильму "Помпеи", 2014, США - Германия, режиссер Пол Андерсон)



Здравствуйте! С Новым годом еще раз всех поздравляю!.. Посмотрел в эти первые дни года несколько кинолент, вызывающих улыбку, добрый смех порою - комедии, сказки, рождественские истории... Вчера же вечером увидел вдруг в ютубе этот фильм - "Помпеи", реж. Пол Андерсон, с аннотацией "фильм-катастрофа" - начал смотреть его - думая, вот немножко хоть посмотрю, самое начало - да так и не мог остановиться - так до конца и досмотрел...

Интересный вопрос вообще - а стоит ли, а имеет ли смысл вообще что-то писать, говорить о том или ином фильме - или лучше просто выложить ссылку - пусть каждый сам думает - заходить по ней или нет, смотреть или нет... Слышал на сей счет разные мнения, но сам все же дерзаю обычно что-то писать, говорить от себя - то есть отвечаю на этот вопрос утвердительно - да, стоит - если, конечно, есть такое желание в сердце - стоит что-то писать, говорить от себя - свои личные впечатления, мысли по поводу...


Сейчас - в силу ряда причин - могу написать очень мало, и все-таки... Мало - это не значит, что впечатления слабы мои - нет, совсем не поэтому!.. Напротив - впечатления - сильные!..По школьной пятибальной шкале - пять с плюсом поставил бы, по десятибальной - десятку, и так далее... Просто молодцы! Браво, маэстро!..

Признаюсь - я не являюсь сильным знатоком истории, и римской империи в частности... Тем не менее - говоря языком Алексея Константиновича Толстого (в романе его "Князь Серебряный"), авторы фильма поставили себе задачей "обрисовать физиономию эпохи", дать ее обобщенный портрет, показать царившие тогда нравы - очень жестокие беспощадные, надо сказать - и это им, по-моему, удалось - несомненно!...

И - как Алексей Толстой в том романе - авторы кинокартины, видимо, тоже делали упор не на том, чтобы придерживаться дословно буквы исторических хроник (хотя и это, несомненно, присутствует), сколько на том, чтобы дать общую картину эпохи, показать нравы элиты того общества рабовладельческого - да и нравы более широких масс, находивших удовольствие в жестоких боях гладиаторов...

Иными словами - создатели ленты позволили себе - наряду со стремлением к исторической точности - позволили себе то, что можно назвать вымыслом - ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВЫМЫСЛОМ - как и Алексей Константинович Толстой в своем "Князе Серебряном"... (Как писал другой замечательный писатель - Джек Лондон - художественный вымысел и ложь - это совершенно ДВЕ РАЗНЫЕ ВЕЩИ!..)

И - я бы сказал - им это удалось просто блестяще! Введение в ткань картины этих героев - во многом вымышленных, то есть по крайней мере некоторые из них могут быть вымышленными - позволило обрисовать наглядно, зримо, кратко, но выразительно "физиономию эпохи" - и придать фильму характер очень личный захватывающий - когда зрителю трудно оторваться от экрана...


Тут еще одна мысль может возникнуть - а связан ли этот жестокий зачастую совершенно бесчеловечный характер эпохи, особенно правящей элиты того времени - да и грубость более широких масс народа, творившиеся тогда беззакония, злодеяния, совершенно ужасающая подлость, низость многих представителей "элиты" - связано ли все это с другой темой фильма - с самой катастрофой, с извержением вулкана Везувий?...

Мда... Глубокий вопрос... Глубокий - и очень актуальный, мне кажется - ибо ведь и по сей день все эти показанные в фильме низости, преступления, жестокость и низость слишком часто имеют место, слишком часто происходят на земле!.. Может ли это вести к катастрофам, подобным извержению Везувия в то далекое время?.. Конечно же, это - предмет личного поиска каждого человека...


Мой поиск привел меня к тому, что я считаю - ДА, низкие подлые жестокие мысли и поступки людей ВЕДУТ к катастрофам - природным, социальным, а теперь и к техногенным еще... Ведут - как и то ужасное загрязнение природы, свидетелями, а порою и участниками которого мы являемся сейчас - к сожалению... Таким образом, я бы сказал, что в фильме ярко, потрясающе показана не только сама катастрофа, но и причины, ее вызвавшие и побудившие... (Имею ввиду не только порочность ТОЙ цивилизации - древнеримской - но и многих других, ей предшествовавших...)

Так что - и в этой связи фильм актуален! Очень актуален, к сожалению... Сделан фильм, по-моему, просто на удивление качественно, с любовью, огромный труд огромного творческого коллектива вложен в него! Просто, как говорится, снимаю шляпу, образно говоря... Молодцы! Браво, маэстро!.. Посмотрите после самого фильма, как проплывают по экрану имена, фамилии людей, работавших над этой картиной - это же просто РЕКА! Длинная - длинная река из имен профессионалов высочайшего уровня, вложивших к тому же любовь... Позволю себе сказать - я научился ценить это - ценить вложенный труд...

Признаюсь - у меня есть еще ряд мыслей по этому поводу, которые очень дороги мне.. Однако, покамест достаточно будет, наверное... Спасибо за ваше внимание!.. Да сумеет человечество ИЗБЕЖАТЬ катастроф ужасающих - каковые, к сожалению, действительно не раз происходили на этой прекрасной планете, и угроза каких сохраняется...


Приятных вам выходных! С приближающимся Рождеством Христовым!..
               


PS Представлены стиллы (кадры) из фильма из коллекции Яндекса... Майло (Кит Харрингтон), Кассия (Эмили Джейн Браунинг), Аттикус (Адевале Акиннуойе-Агбадже)... (На сайте Проза.ру вмещается лишь одна фотография...)


PPS Признаюсь - пишу этот материал просто как письмо - как дружеское письмо, что практиковали раньше люди - до изобретения компьютеров - просто писали от руки авторучкой или гусиным пером еще ранее... Тогда было не удобно делать вставки, вместо этого просто дописывали что-нибудь снизу... Так и я поступаю обычно...

Подумал вот - как же далеко люди отклонились от вечных Заповедей Божьих, включающих "Не убий!"... Как далеко отклонились раньше - во времена древних Помпей, Римской империи, например - да и сейчас - так ли уж сильно продвинулось человечество вперед?... Задумался сейчас надо всем этим на примере этого фильма... Ведь там даже самые благородные герои - мужчины - Майло, Аттикус - которые были гладиаторами - не по своей воле, конечно - часто занимались именно тем, что убивали других людей - других гладиаторов - на аренах того жестокого мира...

Как оценить это с точки зрения духовного знания?.. КАК они могли бы избежать того, чтобы убивать себе подобных? - Заявить об этом своим хозяевам - рабовладельцам? - Тогда бы их просто подвергли сразу же смерти - причем, надо думать, смерти мучительной... Насколько сильно эти гладиаторы отяготили чашу своих грехов, своей негативной кармы, говоря языком восточных учений?...

Мда... Правда - как же далеко отошло человечество от жизни праведной в Духе, от следования Законам и Заповедям Божьим!.. Отошло - и по сей день в диком невежестве пребывает - достаточно просто посмотреть выпуск новостей за любой день практически... Войны (пусть и локальные), вражда, убийства, нарушения Прав человека, варварское отношение к Природе...



PPPS В самой картине я так и не понял - НА ЧТО, собственно говоря, надеялись Майло и Кассия, когда бежали из Помпей на коне?.. Конечно, они были натуры страстные, искренние, горячие, способные на решительный поступок - но ведь и логика была им не чужда, и самый элементарный расчет!... Ведь они были вдвоем на ОДНОМ коне (да и без седла к тому же) - КАК можно надеяться уйти таким образом от погони?...

Впрочем, пусть даже этот момент является некой слабостью картины, пусть даже еще можно найти какие-то нестыковки, вопросы... Пусть - ради вышеуказанных сильных светлых сторон лично я готов с радостью простить все эти, возможно, не до конца логичные моменты... Все равно - говорю мысленно создателям фильма -


СПАСИБО ВАМ! БРАВО, МАЭСТРО!



Видеоприложение:

Прикрепляю также ссылку на этот фильм на ютубе - я, например, там смотрел; не знаю, кому как удобнее...

https://www.youtube.com/watch?v=y2J4ETfLT1Q


Фотография: Майло - Кит Харрингтон. Ужасен удел гладиатора...