Не можете служить богу и маммоне

Максим Оленев
Если Вам скажут, что в русской армии наблюдался отдельный подход к избранным подданным империи, то многие просто в это не поверят. И это в армии? Где все должно быть строго единообразно и причесано под одну гребенку?
Тем не менее – это свершившийся факт. Скажу больше – для отдельных товарищей существовала и отдельная присяга!
Да-да! Ни больше, ни меньше …
****
В первый же рекрутский набор, состоявшийся в царствование Императора Николая I (манифест от 26 августа 1827 года), в русскую армию стали набирать евреев.
Это была мера борьбы с еврейской обособленностью, попыткой интегрировать евреев в русское общество и русскую культуру. Для этого Николай I придумал следующую меру – забирать в армию мальчиков младше 18-ти лет – и старше 12-ти лет, чтобы оторвать их от веры и традиций отцов.
Россия повторяла путь, пройденный Западом, запаздывая на треть столетия! Распространение призыва на евреев должно было служить их интеграции в современное общество. Так, Австрия допустила евреев к военной службе в 1788 году, Франция – в 1792 году, Пруссия – в 1813 году. В Западной Европе за призывом евреев в армию последовало распространение на них гражданского равноправия. Призвав евреев в армию, современные общества Франции и Австрии перестали относиться к ним как к чужеродному телу.
Русская военно-государственная мысль полагала, что евреи – это этническая группа, наиболее «уклоняющаяся» от военной службы, а новобранцы из евреев как никто другой способствовали моральному разложению русской армии – они были постоянной причиной высокого уровня преступности и заболеваемости в войсках. Кроме того, считалось, что евреи – ненадежные и никудышные солдаты, слабо поддающиеся обучению и бесполезные в бою.
До 1827 года военная служба заменялась для евреев России податью. 91-й рекрутский набор (1827 года) был первым набором, проведенным Императором Николаем I после восшествия на престол. До этого, ни в 1825 году, ни в 1826 году наборов не производилось.
Но, оказалось, что забрать в армию – это еще только полдела. Взять еврея было можно, а вот поставить в один строй с русским мужиком – нельзя! По всем физическим параметрам и моральным устоям еврей абсолютно не годился для того, чтобы идти в штыковую атаку.
Мало того. Проблемы на этом не закончились. Для евреев была придумана специальная присяга!
Возникает резонный вопрос – почему для одной, довольно замкнутой группы населения России, военные решили ввести отдельную присягу?
Чем текст старой не устраивал и почему она не годилась для всех подряд?
Полный текст этой присяги звучат так:
«… Именем Адонаи живаго, Всемогущего и вечного Бога Израильтян, клянусь, что желаю и буду служить Российскому Императору и Российскому Государству, куда и как назначено мне будет во время службы, с полным повиновением военному Начальству, также верно, как был бы обязан служить для защиты законов земли Израильской.
Произнося сии слова, не изменяю оных в своем сердце, но принимаю в том смысле, в каком приводящие меня к присяге, не говорил и не буду говорить о настоящей присяге, что даю или давал оную с намерением не исполнить оной; одним словом, не буду искать, ни принимать ни от кого никакого средства к нарушению оной.
Но если, по слабости своей, или по чьему внушению, нарушу даваемую мною на верность военной службы присягу: то да падет проклятие вечное на мою душу и да постигнет вместе со мной все мое семейство. Аминь…».
Дело в том, что русские, здесь в России, служили царю (ну, еще и Отечеству), а евреи служили только Богу! Вспомним, что они отказывались преклоняться даже перед прокуратором Иудеи, который первым стал систематически преследовать и притеснять их! Евреям не удалось навязать римского частного права! Евреи были сильны духом и оставались таковыми на протяжении 2000 лет!
Некоторые историки считают, что включение в еврейскую присягу особенно устрашающих выражений мотивировалось опасением властей, что Кол нидре (провозглашение отказа от обетов) освобождает евреев от приносимых ими клятв. Обряды, сопровождавшие принесение еврейской присяги, долгое время носили характер явного издевательства. Так, в некоторых странах присягающий, имея на теле только набедренную повязку и власяницу, стоял в луже воды, держа в руках свиток Торы. В других местах евреи приносили присягу, стоя на шкуре свиньи или ягненка.
Собственно, поклонение только одному Богу было свойственно исключительно евреям – остальные покоренные народы были готовы склониться перед Императором.
Любопытно, что помимо отдельной присяги у еврейских рекрутов было еще и своеобразное увещевание!
«…Зная Закон Божий, дошедший до нас и сохраняемый правоверными сынами Израиля, объявляю Вам
а) пред святой книгой,
b) что мы все должны
c) повиноваться и служить Государю и Государству Российским, как своим собственным, пока не восстановится Святой Иерусалим и не возвратимся в оный по предсказанию.
Клятва на верность службы, которую вы готовитесь произнести, столь же свята и нерушима, как всякая клятва, даваемая о исполнении нашего закона. Правоверные Начальники древнего Израиля (Heciem)
d) исполняли клятву, данную народу, который поклонялся чужим Богам, чтобы таким образом исполнить закон Божий…»