Любовь Божья излилась

Рыжов Александр Геннадьевич
(конспект восьмой проповеди в цикле проповедей "Евангелие в послании Римлянам", послушать эту и другие проповеди можно на моей странице на СаундКлауд)

5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.


Вступление

Я говорил, что следующая моя проповедь по посланию Римлянам будет о том, что значит «хвалиться Господом», но перед 11-м стихом расположены стихи с 5-го по 8-й, и я не могу пройти мимо них, поэтому сегодня буду проповедовать по этим стихам, тем более они прекрасно подходят к теме вечери Господней.

В 1861 году один картежник и пьяница по имени Гарри Мурхаус ворвался на богослужение в Манчестере (Англия), желая с кем-нибудь подраться. Но вместо этого он услышал проповедь и покаялся. Шесть лет спустя знаменитый евангелист Д.Л.Муди проповедовал в Дублине. Мурхаус подошел к нему и сказал, что хотел бы приехать в Америку и проповедовать Евангелие. Муди на взгляд определил, что Мурхаусу было около 17 лет (хотя он был старше). Он не знал, сможет ли Мурхаус проповедовать, поэтому отмахнулся от него.

Но после того, как Муди вернулся в Чикаго, он получил письмо от Мурхауса, в котором говорилось, что тот прибыл в Нью-Йорк и собирается приехать в церковь Муди, чтобы проповедовать. Муди написал холодный ответ, сказав, что у него нет времени на разговоры с этим юношей. Несколько дней спустя Муди получил письмо, в котором Мурхаус сообщал, что будет в Чикаго в следующий четверг. Муди не знал, что с ним делать, поэтому он сказал своим дьяконам: «Из Англии приезжает человек, который хочет проповедовать. Я собираюсь отсутствовать в четверг и пятницу. Если вы позволите ему проповедовать в эти дни, то я вернусь в субботу и освобожу вас от него».

В субботу Муди вернулся и спросил свою жену, как ситуация с молодым англичанином, как он проповедует, нравится ли это слушателям? Она сказала, что он всем очень понравился. «А тебе он понравился?» «Да», – сказала она, – «очень. Он сказал две проповеди по тексту Ин.3:16. Думаю, он и тебе понравится, правда, он проповедует немного не так, как ты». «Как это?» – спросил Муди. «Ну, он говорит грешникам, что Бог любит их», – ответила она. «Э, нет», – сказал Муди, – «он не прав, проповедовать надо не так».

В тот вечер Муди пошел послушать Мурхауса, заранее настроившись против того и решив, что он ему не понравится. Но когда Мурхаус снова проповедовал по Ин.3:16 о великой любви Бога к грешникам, сердце Муди начало таять, и он не мог сдержать слез. В течение семи вечеров Мурхаус проповедовал в огромном собрании на один и тот же текст.

В последний седьмой вечер Мурхаус завершил свою проповедь такими словами: «Друзья мои, целую неделю я пытался передать вам, как сильно Бог любит вас, но у меня плохо получалось сделать это с моим бедным запинающимся языком. Если бы я мог позаимствовать лестницу Иакова и подняться на небеса, и спросить Гавриила, который стоит в присутствии Всевышнего, и если бы Гавриил мог сказать мне, как сильно Отец любит мир, то все, что он мог бы сказать, было бы «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Эти проповеди изменили жизнь и служение Д.Л.Муди. Он сказал: «Я никогда не забывал эти собрания. С тех пор я проповедовал другое Евангелие». 

Рим.5:8 – это павлова версия Ин.3:16. Сравните: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Очень похоже на Ин.3:16. У меня есть толкование на послание Римлянам, которое называется «Евангелие от Павла».

Я уже почти двадцать лет пишу христианские песни, несколько лет занимался редактированием песен и преподаванием для поэтов, и могу сказать, какая одна из основных проблем слабых поэтических текстов. Проблема эта называется «отсутствие связи между строфами на уровне композиции», когда, например, один куплет идет про надежду, второй про любовь, а третий про радость. Но если вчитаться и разобраться, связи между куплетами может не быть.

Павел пишет не так. Между куплетами его богословского гимна связь есть всегда, даже если ее сразу не видно. «Слава царей – исследывать дело», поэтому давайте разберемся, почему Павел только что писал про надежду славы Божьей, а сейчас уже про любовь Божью, которая излилась в наши сердца.

Хорошая надежда та, которая не подводит. Стихи с шестого по восьмой объясняют, почему надежда на Бога не разочарует нас, поэтому они начинаются с союза «ибо». Надежда на Бога – это надежная вещь по следующей причине: она основана на Божьей любви, которая побудила Христа умереть за нас, когда мы были еще грешниками. Мы надеемся на Бога, п.ч. видим, что Он любит нас, а видим это мы из того, что Иисус умер за нас.


А. Для чего излилась Божья любовь

Бог постарался сделать так, чтобы у нас были основания надеяться на Него. И таких оснований у нас два. Первое – это субъективный опыт, второе – объективный факт. Павел говорит про то, что мы испытываем на собственном опыте здесь и сейчас, а также про то, что однажды произошло на Голгофе.

Езекию спросили иностранные захватчики, на что он надеется. Когда современные инвесторы выслушивают предпринимателей, начинающих стартап, они просят рассказать за пару минут, почему они должны поверить им и вложить свои деньги в их проект. Павел делает что-то подобное: рассказывает за пару минут, почему мы можем доверять Богу. И напомню, у него два аргумента, два основания.

• Про субъективный опыт говорит пятый стих: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым». Это та часть христианства, которую очень сложно объяснить непосвященным. Сложно передать словами, что происходит у нас в сердцах. Кроме того, неверующие могут сказать, что мы что-то придумываем. Кстати, Павел пишет об этом дальше в восьмой главе. У спасенных есть внутреннее свидетельство от Духа Святого, есть переживание и ощущение Божьей любви, есть уверенность: Бог любит меня, как отец любит своего ребенка, очень сильно и еще сильнее. Когда я прижимаю к себе свою Марту и шепчу ей на ухо наше секретное выражение, которое мы друг другу иногда говорим на ухо, нам обоим хорошо. В такие минуты Марте в сердце изливается любовь ее папы. А в наши сердца излилась любовь Небесного Папы. Это не просто наши эмоции или фантазии. Это действие Духа Святого, который помогает понять и ощутить реальность Божьей любви. В 1Кор.2:9-10 Павел про это написал: никто раньше не догадывался и не думал о том, что Бог приготовил любящим Его, а верующим Бог открыл это Духом Своим. (Для дополнительного рассуждения я произнесу в скобках короткую мысль, которая может развиться в отдельную тему: чем больше и глубже наше личное сознание Божьей любви, тем крепче наша уверенность в Боге и надежда на Него). Но это не все, и кроме субъективного опыта есть еще объективный факт.
• Об этом говорят шестой, седьмой и восьмой стихи. Смерть Иисуса Христа – это историческое событие. Проследим за логикой Павла: добровольно умереть за другого человека согласится только любящий человек. Большая редкость, когда кто-то соглашается умереть за хорошего человека. Но даже очень любящий человек вряд ли согласится умереть за плохого человека. В этом доказательство Божьей любви к нам – когда мы были очень плохими людьми, Иисус согласился умереть за нас.

И наш личный опыт, и исторический факт доказывают: Бог любит нас, поэтому мы имеем все основания надеяться и полагаться на Него. Бог любит вас, даже если вы не имеете особенных ощущений.


Б. На кого излилась Божья любовь

Чтобы измерить и оценить любовь Божью, которая помогла нам подняться, полезно посмотреть, из какого состояния она нас подняла. Павел использует четыре слова для обозначения тех, за кого умер Христос: немощные, нечестивые (в 6-м стихе), грешники (в 8-м стихе), враги (в 10-м стихе).

Однажды я вскапывал грядки и не помог котенку – шел дождь, он был промокший, дрожал и громко, жалобно мяукал. Я помню, что перед этим у нас были проблемы с другими котами, о которых я некоторое время заботился. У меня с женой разномыслие по поводу отношения к домашним животным, но в этот раз все совпало: эти предыдущие проблемы, дождь, я спешу закончить под дождем работу и сержусь на людей, которые подбросили этого котенка. Мне до сих пор кажется, что я что-то сделал не так.

Этот котенок был сама немощь, но он не был нечестивым и грешным и не был мне врагом.

Во 2Цар.23:13-17 описано, как три храбрых воина Давида рискнули жизнью ради того, чтобы принести Давиду немного воды. Поступок этих воинов выходит за грань обычного, но все-таки он понятен: подчиненные рискуют жизнью ради военачальника, которого любят.

Жертва Христа – это событие, которое не похоже на подвиг трех воинов Давида. Там достойные подчиненные рисковали жизнью ради достойного военачальника. А здесь достойный военачальник отдает жизнь за недостойных подчиненных.

Если попытаться подыскать аналогию в Ветхом Завете, то аналогий не найдется, а если попробовать придумать аналогию, то получится примерно вот что: это как если бы Давид рисковал жизнью ради того, чтобы принести воды, но не своим достойным слугам, а какому-нибудь недостойному слуге, например, Семею, который был нечестивый, грешный человек и при этом личный враг Давида.

Если перевести это на язык современных реалий, то выглядеть это будет примерно так: вот телохранитель, который погибает, прикрывая своим телом президента во время покушения на него. Это понятная картина, ведь в этом работа телохранителя и заключается. Но представить себе президента, который прикрывает своим телом государственного преступника, очень сложно.

Вы можете представить себе Давида, который рискует жизнью ради Семея? Я с трудом. Но эта попытка поможет понять, как со стороны выглядит смерть Христа за немощных, нечестивых, грешных врагов Божьих.

Лук.7:36-50. Пересказать историю. Вывод: суть истории не в том, что у фарисея Симона была меньше нужда в прощении и что у него было меньше грехов, которые надо было простить. Суть в том, что Симон не сознавал, насколько он нуждается в Божьем прощении, и поэтому он не любил Иисуса так, как женщина, которая понимала, как ей нужно прощение. 

Чем больше мы понимаем, что мы немощные, нечестивые и грешные, тем больше мы будем благодарить Бога за Христа, умершего за нас, когда мы были еще грешниками.

Любовь Божья – величина неизменная и постоянная. Но изменчива наша способность ее видеть и ценить. Расстояние от Бреста до Минска – тоже величина постоянная. При этом мы можем добираться из Бреста в Минск на велосипеде, на машине и на самолете. Чем более мощное транспортное средство изберешь, тем скорее окажешься в столице. Сокрушение и благодарность – это средства, которые сокращают расстояние между нами и Богом. Чем глубже сокрушение, тем больше благодарность и тем ближе мы к Богу. 


Заключение

В доме повешенного не говорят о веревке, но в Доме Божьем говорят о смерти Сына Божьего. В 6-м стихе слово «умереть» встречается один раз, в 7-м – два раза, в 8-м – еще один раз, итого четыре раза в трех стихах. Мы всегда будем говорить о смерти Иисуса Христа, п.ч. это способ, которым Он нас спас.

• Иисус – прекрасный образец святой жизни, но Его пример не спас нас.
• Иисус – прекрасный учитель, но Его учение не спасло нас.

Нас спасла Его смерть. Это самое большое откровение любви Божьей к нам. Об этом говорит Павел: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».

Однажды известный богослов приехал с лекциями в другую страну (у меня на полке стоит почти десяток книг этого богослова, это в основном очень толстые и непростые для понимания книги). После занятий, когда была возможность задать ему вопросы, человек из зала спросил: «Скажите, какая самая великая мысль посещала ваш разум?» Тот задумался на минуту с очень сосредоточенным видом. Все подумали, что сейчас он наверняка скажет что-то такое не для средних умов, что поймут точно не все присутствующие. А богослов ответил: «Любит мой Иисус меня, это точно знаю я. Вот самая великая мысль, которая посещала мой разум».

Если мы знаем, что Иисус умер за нас, и если это трогает наше сердце, то это и есть излияние в наши сердца Духа Святого, п.ч. это и есть задача Духа Святого – свидетельствовать нам о Христе. С этой великой мыслью давайте сейчас склонимся и поблагодарим Спасителя за Его смерть ради нас. 

05.01.2020