Сириус. Охота на слова

Александр Ерошкин
Сириус — звезда Южного полушария неба. Специалисты отмечают, что его можно наблюдать вплоть до 73° северной  широты.  У моего родного Кыштыма  широта -  55 градусов, на той же широте и Москва. А это значит, что Сириус можно увидеть по всей России, в том числе во многих северных городах например, в  Мурманске, Петрозаводске, Верхоянске и Норильске.

Сириус наблюдается в южной части неба. Осенью он виден под утро, зимой всю ночь и весной виден некоторое время после захода Солнца.

Летом Сириус скрывается в лучах Солнца, с территории России его не увидеть, но можно помнить, что  Солнце восходит чуть позже Сириуса, а  заходит раньше него.

Сириус — шестой по яркости объект на земном небе. Ярче него только Солнце, Луна и  планеты Венера, Юпитер и Марс  в период наилучшей видимости.

Главный ориентир для наблюдения за Сириусом — пояс Ориона. Проведённая через него прямая одной стороной указывает на северо-запад, где находится Альдебаран, а другой стороной — на юго-восток, где и находится Сириус. Даже не зная сторон света, невозможно спутать Сириус и Альдебаран, так как звёзды сильно отличаются по цвету и яркости.

Сириус стоит первым среди звёзд первой величины.

Я люблю смотреть звёздное небо, но в последние десятилетия это удаётся очень редко. Огни больших городов отсекают людей от звёздного неба. Я часто вспоминаю несколько вечеров лета 1955 года. Старший брат взял меня в геологическую партию, и я целую неделю спал с ним в одном спальнике в большой палатке на поляне в сотне метров от речки Сугомак. Вечером после ужина все собирались у костра, пели песни, что-то рассказывали, начальник экспедиции   проводил беседы о минералах, которые есть только на Урале, минералы уникальной твёрдости, корунды,  найдены в окрестностях Кыштыма…

Костёр постепенно затухает, новых дров не подбрасывают, а звёзды становятся всё ярче, и начальник экспедиции заводит разговор о звёздах и созвездиях. Слушать его, конечно, было интересно, но я ни одного созвездия не запомнил.

Сейчас-то я точно знаю, что Сириус мы тогда не могли видеть, хотя он ярче всёх звёзд, но не летом.

В конце 90-х годов, в нулевые годы я увидел средневековые карты звёздного неба. Какие-то фрагменты доходили до нас и раньше, а тут открылась очень стройная система созвездий, выполненная художниками высокого уровня. Альбрехт Дюрер чего стоит. Вот какую астрономию надо изучать. А мы на уроках в 11 классе решали какие-то задачи с гигантскими числами, с радиан-градусами и парсеками. Ни разу учитель не вывел нас на улицу или в чистое поле, чтобы мы взглянули на звёздное небо. Оказывается, история человечества записана на звёздном небе, но людей пока пичкают откровенно фальшивыми гороскопами и не учат разбираться в картах звёздного неба. Впрочем, почти десять лет усилиями либеральной власти астрономия вообще не преподавалась, чтобы легче было манипулировать людьми. И это в стране, первой запустившей первый искусственный спутник Земли и первых космонавтов.

 Моя мать работала сторожем у продуктового магазина, ходила ночью вокруг с ружьём или сидела во дворе, время было неспокойное: война и после войны. По направлению двух ковшей (Большая Медведица и Малая Медведица) в связке с Полярной звездой она научилась определять время с точностью до 15 – 20 минут.

Зимой 2014 года, когда я после усиленной тренировки глаз снял очки, то увидел мир в других, очень ярких  красках. Моя жена была тогда на реабилитации в загородной клинике, а я по ночам стал изучать прямо из окна квартиры звёздное небо. По карте звёздного неба из немецкого атласа я нашёл созвездие Лебедя, а по его расположению в отношении Полярной звезды вычислил время, оно на один час не совпало с тем, что показывали часы. Не учёл, оказывается, что  Германия переходит на зимнее время, на один час назад. Конечно, было бы удобнее определять время по Кассиопее, но это созвездие скрыто от меня деревьями. Я выходил на улицу, но из-за фонарей видно значительно хуже, чем из окна спальни.

Сириус (лат. Sirius), или  ; Большого Пса (лат. ; Canis Majoris).
Название Сириуса связывают с греческим словом ;;;;;;;, что значит «блестящий». Сириус – самая яркая звезда в созвездии Большого Пса, связанного легендами с охотником Орионом. 

Другая звезда первой величины - образовательный центр «Сириус» в городе Сочи,  создан по инициативе Президента РФ В.В. Путина на базе олимпийской инфраструктуры образовательным Фондом «Талант и успех» . А Фонд этот учрежден 24 декабря 2014 года выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства. Надо же, как раз в те дни , когда я усиленно готовился снять очки. Именно в это время Сириус виден лучше всего.

Задача центра «Сириус» –выявлять, развивать, профессионально поддерживать одарённых детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Идея замечательная. Для успешного развития России и решения амбициозных задач нужны управленческие кадры. Советский Союз за первые три десятилетия совершил гигантский рывок в развитии, потому что была поставлена задача дать возможность развиваться каждому, начиная с ликбеза, курсов ликвидации  неграмотности. А первые три десятилетия либеральной власти сломали лучшую в мире образовательную систему и загнали в нищету  значительную часть населения.

И только «Сириус» восполняет пробелы и в образовательном, и в социальном плане, поскольку работает круглый год, а проезд и пребывание в Центре для детей бесплатны. Обучение проводят ведущие педагоги спортивных, физико-математических, химико-биологических школ, а также выдающиеся деятели российского искусства в сфере академической музыки, классического балета и изобразительного искусства.
Ежемесячно в «Сириус» принимает до  800 детей в возрасте 10-17 лет. Более 100 преподавателей и тренеров из всех регионов России  в это же время повышают в Центре свою квалификацию. Но грош цена всем этим усилиям, если в образовательной системе страны  бесправен учитель и наглеет нерадивый ученик, чьи интересы защищают не только структуры ювенальной юстиции, но и государственные и правоохранительные  органы. Прокуратура вдруг озаботилась, что после звонка с урока учитель на мгновение задержал учеников. Надо власть над звонками передать самым нерадивым… Создана система воспроизводства оболтусов.  Естественно, что никакой центр эти пробелы не сможет преодолеть.

По работе в школе, на освобожденной комсомольской работе и по журналистской деятельности могу судить, насколько удачными для воспитания коллективизма были международные пионерские лагеря-здравницы «Артек», «Орлёнок» и «Океан». Насколько мне известно, «Сириус» использует накопленный опыт названных здравниц. И это хорошо. Плохо, что перестали основательно учить всех, до  безумия снижены требования с ученика, вместо систематической проверки знаний – угадайка, тесты  единого государственного экзамена, которые не оправдали себя нигде в мире, но заложены в России на глубокую перспективу.

Завершить эту растолковку я хочу словами из песни Александра Дольского  «ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ, 1962» (Мне звезда упала на ладошку).

Мне звезда упала на ладошку.
Я ее спросил: - Откуда ты?
- Дайте мне передохнуть немножко,
я с такой летела высоты.

А потом добавила, сверкая,
словно колокольчик прозвенел:
- Не смотрите, что невелика я...
Может быть великим мой удел.

Вам необходимо только вспомнить,
что для Вас важней всего на свете.
Я могу желание исполнить,
путь неблизкий завершая этим.

Знаю я, что мне необходимо,
мне не нужно долго вспоминать.
Я хочу любить и быть любимым,
я хочу, чтоб не болела мать,

чтоб на нашей горестной планете
только звезды падали с небес,
были все доверчивы, как дети,
и любили дождь, цветы и лес,

чтоб траву, как встарь, косой косили,
каждый день летали до Луны,
чтобы женщин на руках носили,
не было болезней и войны,

чтобы дружба не была обузой,
чтобы верность в тягость не была,
чтобы старость не тяжелым грузом -
мудростью бы на сердце легла.

Чтобы у костра пропахнув дымом
эту песню тихо напевать...
А еще хочу я быть любимым
и хочу, чтоб не болела мать.

Говорил я долго, но напрасно.
Долго, слишком долго говорил...
Не ответив мне, звезда погасла,
было у нее немного сил.

На звёзды надейся, да сам не плошай. Только человеческий тип отношений позволит создать на Земле обстановку мира  и справедливости. А ещё обучение в России должно быть на русском языке, чтобы государственные телеканалы не рекламировали мороженое картавыми словами. Живой язык – язык справедливости, потому он подвергается травле и гонениям в странах бывшего Союза, ставших идеологами и апологетами ростовщической власти.