Зайка

Елена Фанталова
        Была она маленькой и рассказ о ней будет маленьким. Забегая вперед, скажу, что была она очень-очень доброй, ко всем расположенной,  участливой, всех любящей. Поэтому как раз перед Рождеством Христовым не грех о ней вспомнить.  Ведь даже покойный  Папа Римский, Иоанн Павел Второй, признал, что не только у человека, но и у собак есть душа.
Итак, наша Зайка. Беленький, маленький щеночек. А выросла белой, пушистой собачонкой, пушистой и белой, как недавно выпавший снег, который и напомнил мне о ней.  Ветеринар нам сказал, что это помесь вест-хайленд-уайт-терьера с мальтийской болонкой  Как на самом деле, неизвестно, но это теперь уже неважно…
Начало было незапланированным и внезапным.  Моя родственница принесла ее домой, вынув из завязанной коробки в мусорном контейнере, который подожгли…. Коробка в контейнере пищала, скулила, ворочалась, и…так у нас появилась Зайка. Поскольку в семье еще не отдохнули от истории с предыдущей собакой,  то решили, что подержим ее временно, а потом как-нибудь пристроим.  Но желающих взять Зайку не оказалось, и это «временно» растянулось на 12 лет.  Сразу скажу, что выздоровев после постигшего ее шока, Зайка сразу проявила характерологические черты холерика. Бешеный темперамент, энергичность, стремительность, порывистость.  Это неустойчивый тип нервной системы по Павлову, когда возбуждение преобладает над торможением. Про людей в таких случаях известно, что при отсутствии надлежащего воспитания такая эмоциональная неуравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.  Впрочем, Зайка не умела контролировать свои эмоции не только в трудных жизненных обстоятельствах, а вообще в любых… Была она нетерпеливой, подвижной, крутилась как волчок, не поддавалась командам, всюду лезла, лаяла на телевизор, когда  там лаяли собаки, отвечала на лай собак со двора, ну и  т.л.  Вместе с тем, ее оптимизм и подвижность не давали развиться плохому настроению у кого-либо..  Если кто-то унывал, она тут же  подбегала, тыкалась носом в колени, тормошила. В результате ее брали на руки, гладили . Все домашние  ее любили и она любила их.
      Надо сказать, что в самый первый год ее пребывания в нашем доме проблем с ней было много.  Зайка рвала и грызла все, что могла, хотя ей купили специальную пластмассовую косточку.   При этом она разодрала пуховую подушку, и пух как снег покрыл комнату. И тут моя родственница, которая ее же и принесла,  не выдержала: «Зайка, имей ввиду, если ты так будешь себя вести, то твое место в мусорном контейнере по-прежнему вакантно». Но Зайку эти слова не очень впечатлили. Она, то и дело, приставала к нашей кошке, устроив ей «веселую» жизнь.  Зайка всюду  хотела быть первой.  Пример тому — ее реакция на звонок в дверь.  Если в дверь позвонили, то Зайка с лаем сначала загоняла кошку под кровать,  чтобы первой  прибыть на встречу гостей. А кошка хотела того же.   И все было в таком роде. Темперамент ведь у Зайки бешеный, холерический,  не то, что у хозяев…
Как-то я прогуливала ее по нашей улице.  Спокойно идти она и не собиралась, от радости прыгала вокруг меня, запутывая мои ноги поводком. Прохожие  с удивлением спрашивали: « Э-э-это  что? »  Я не успевала им ответить при такой картине, но и стыда за Зайку у меня уже не было.  Не до стыда в таком цирковом представлении.   Хотя во дворе за бешеный темперамент ее прозвали «Пулей», больших собак она боялась, опасность быть разодранной ими  чувствовала.   И потому был  устный дипломатический договор между собачниками: маленьких собак выводить до 10 вечера, а позднее на выгул пойдут большие собаки, в  том числе, бойцовские. 
В прогулках с Зайкой иногда  дело доходило до анекдотических сцен.  На бампере чьей-то машины Зайка однажды увидела себя как в зеркале. Что-то в этом «зеркале» для нее  подозрительное  двигалось. С лаем кинувшись на движущееся свое отражение в бампере, она ударилась о него своей «больной»  головкой, прямо лбом..  Заскулила,  села, ничего не поняв.  Зато с тех пор условный рефлекс у Зайки образовался — больше она на бампер не кидалась, что бы там ни отражалось.
Хулиганила Зайка по жизни изрядно, но всех любила , и ей все прощали ее художества.  «Ну что ты смотришь на меня своими черными пуговицами?» —говорила ей моя тетя после очередного хулиганства.  Как-то летом в деревне я жила с ней одна. Она куда-то убежала, но вскоре явилась домой вся вываленная в нечистотах. Как мне позже объяснили,  это вообще  у собак инстинкт такой, а не только у Зайки.  Пришлось просить соседа помочь мне ее вымыть : я держу Зайку, он щедро из лейки  льет на нее воду.  Стала  она,  хоть и мокрая, но чистая, и уже можно было ее пустить в избу, где она постепенно высохла со своей пушистой белой шерстью.
       Вот и подхожу я к концу Зайкиной жизни.Все ведь имеет свой конец.  К сожалению, жизнь собаки в несколько раз короче, чем жизнь человека. Для хозяев это тяжело психологически, ведь за прошедшие 12 лет собака давно уже стала членом семьи. Мы не сразу поняли, что Зайка заболела.  Появились болезненные симптомы, которых раньше не было.  Оказалось, что у Зайки рак лимфы.  Терять ее никто не хотел.  Далее была ветеринарная клиника,  капельницы,  дорогие таблетки и даже химиотерапия.  После такого лечения Зайка на время воскресала,  прыгала как лось, скакала, явно чувствовала себя здоровой, но через короткое время те же симптомы возвращались.  Как-то я шлепнула ее за очередное непристойное поведение еще не зная, что она больна… Еще до страшного диагноза..  Дело было в деревне , и Зайка убежала под террасу..Но тут  интуитивно я подумала,  что она, возможно, заболела.. Меня передернуло,   и в душе заговорило чувство вины.  Я позвала ее. И что  же ?! Она вынырнула из-под террасы, подбежала  ко мне и нежно лизнула мне руку. Она все понимала. Даже в болезни она нам все прощала,  сохраняя свою редкую любовь, доброту и преданность, которые так редко встречаются в людях , существах, куда более высокоорганизованных , чем она, неизлечимо больная  собака. Увы!
      Вот, пожалуй, и все. Рассказ получился чуть длиннее, чем я думала.  Зайки давно уже нет, спасти ее не удалось даже с помощью хваленой современной химиотерапии, хотя врач пыталась это сделать.  А теперь Зайка на том свете. Но она по-прежнему нас любит.  Подходит ко мне во сне, лизнет мне руку, и я просыпаюсь.

5 января 2020,  Перед  Рождеством Христовым.