Имена древнего Клина, или о чём рассказал синодик

Томилин Михаил Леонидович
 Михаил Леонидович Томилин г. Клин

В архивах не сохранились имена большинства клинских воевод и стольников, знатных людей, многих фактов из жизни древнего Клина. Но неожиданно некоторые страницы его истории открываются. Существует рукопись летописи клинского Троицкого собора 1804 -1836 годов постройки, написанная протоиереем Львом Яковлевичем Державиным предположительно в 1893 году. При ее написании автор использовал рукописную историю Клина, имевшуюся у местного гражданина Далматова прихода тюремной церкви святителя Тихона Задонского (сейчас - патриарха Тихона).
Эта рукописная история Клина исчезла, но в летописи остались взятые из нее описания храма Воскресения Христова, его особо чтимых икон, богослужебных книг и старинной церковной утвари. Этот храм 1712 года постройки до строительства и освящения Троицкого собора служил в Клину соборным и официально назывался храмом Воскресения Христова, что на посаде, с приделом Николая Чудотворца. Ещё в XIX веке между его трапезной частью и сторожкой стоял оштукатуренный кирпичный столб с крестом, свидетельствующий о том, что на этом месте находился алтарь древнего Воскресенского храма.
В храме Воскресения Христова велся синодик - помянник с листами, раскрашенными изображениями святых, виньетками и заставками. Сделан он стараниями священника Воскресенского храма Петра Симеонова по прозванию Зубатов и его сына, а переплетен стараниями вкладчиков, девицами Параскевою и Анастасиею Петровыми, дочерями Головиными в 1758 году. Этот синодик долгое время сохранялся. Может быть, потому, что в него внесли запись о том, что его от церкви Воскресения Христова «не отлучать, не продать и не заложить».
Интересны записи поминаемых в синодике людей. Например, в нём есть запись, что в 1683 году вклады на поминовение давал крестьянин Иван Никитич сын Швец вотчины Иверского монастыря села Малыгина, деревни Шавелева. Записи поминаемых, особенно навечно, переписывались из обветшавшего синодика в новый. В нём по летописи Троицкого собора есть записи о поминовении священно-епископов Тверских, начиная от Симеона (1271-1289) и кончая Феодоритом (1573-1578), пятнадцати преосвященных архиепископов с 1579 по 1752 год. В синодике отмечены «великие князья Тверские, строившие клинский монастырь великого князя Александра (1326-1328) и других». А это говорит о древности основания монастыря, который еще не назван Успенским. Возможно, переименовали его в Успенский после присоединения Тверского княжества к Москве. В книге Александра Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России», изданной в 1852 году, есть описание Клинского монастыря: «Можайский муж. С двумя каменными церквями и такою же колокольнею, существовавший близ уездного города Клин по дороге к Дмитрову на берегу реки Сестры. О времени основания этой обители, а также по какому поводу называлась она Можайскою, решительно ничего не известно. Быть может, одна из здешних церквей была посвящена имени Николая Чудотворца Можайского, в честь явления коего находился храм в Новгороде».
В синодике есть имена восьми игуменов Успенского монастыря и 23 иноков, затем 11 лиц священников храма Воскресения Христова и 5 диаконов. Далее идут имена лиц разного звания. В летописи отмечен род Алексея Ивановича Нарышкина. Из этого рода происходит мать Петра Первого. По устному преданию семья Нарышкиных считает себя потомками одного из знатных крымских мурз, перешедших в конце XIV века на службу к московским князьям. Из трудов Николая Карамзина и Василия Ключевского известно, что Нарышкины - крымские караимы - появились на Руси в конце XIV века.
В синодике упомянут род Курицыных - ветвь Ратшичей. Первое исторически достоверное лицо в родословной Ратшичей - Гаврила Алексич, правнук Ратши, дружинник князя Александра Невского. Представители рода служили при дворе Ивана III и в середине XVI века вошли в состав провинциального дворянства Клина. Род боярина Иоанна Петровича Пронского - княжеский род по линии Рюриковичей. Род Головиных - дворянский и графский, а родоначальником его является «выезжий иноземец» из Сурожа Степан Васильевич Ховра. Его правнук Иван Владимирович Голова, крестник Ивана III, и стал основателем фамилии. В синодике упомянуты род стольника Иоанна Никифоровича Вельяминова, имя стольника Тимирязева, стольника Благово, род стольника Черторыжского и других.
Некоторые имена из синодика Воскресенского храма встречаются в других исторических источниках. Например, в Отказной книге в записи за июнь 1702 года упоминается стольник и воевода из Клина Павел Степанович Тимирязев. Так же известно, что Благие из Смоленских князей появились на клинской земле после присоединения Смоленского княжества к Москве в начале XVI века. Упомянут в синодике и род Назария Ивановича Ростопчина. Этот графский род происходит, по сказаниям древних родословцев, от крымского татарина Давыда Рабчака, сын которого Михаил Ростопча выехал в Москву около 1432 года. Потомки его служили по Твери, Клину и Ржеву, а в XVII веке - и по Москве. Знаменитый граф Феодор Васильевич Ростопчин, обер камергер, главнокомандующий Москвы в 1812-1814 годов, член Государственного совета, сжегший Москву в 1812 году, происходил из этого рода. Из «Переписной книги города Клина и Клинского уезда» узнаём, что в 1710 г. клинским стольником служил Фёдор Алексеевич Татищев. А стольники являлись и воеводами. Для обороны клинской земли обе должности были необходимы до начала XVIII века. Пока границы России не отодвинули далеко на запад.