Большая драма маленького человека

Олег Калинка
Спектакль «Смерть Фирса»
Моно-спектакль режиссера Александра Серова «Смерть Фирса» поставлен по пьесе Вадима Леванова и среди премьер сезона он это событие интересное и примечательное по многим причинам. В наш динамичный двадцать первый век мы все устремлены на достижение различных статусных высот и во всей этой амбициозной суете философские размышления о смысле жизни редко занимают наши умы, под напором ежедневной суеты они уходят на задний план и скрываются в наших головах, затуманенных честолюбивыми целями. «Смерть Фирса» - это философская драма человека о его предназначения, в спектакле актер одного провинциального театра (Егор Шмыга) репетирующий роль Фирса из Чеховского «Вишневого Сада». Работа над образом этого чеховского персонажа побуждает героя пьесы к осмыслению всей его жизни, его понимания театра и собственного предназначения. Этот разговор довольно откровенный, так как он имеет место в дали от всех, наедине с собою, когда тебя никто не видит и можно скинуть маски благополучия и благонравия, за которыми мы все пытаемся спрятаться и скрыть свой внутренний мир от окружающих, защитить от враждебного окружающего мира. В «Смерти Фирса» создаётся пространство свободное от общественных норм и клише поведения, отрезок во времени между прошлым и будущим – это пространство, где герой задаёт себе суровые вопросы и создаёт монолог полный трагизма, для него это попытка осмыслить собственную жизнь и предназначении. В этом пространстве он произносит это монолог через который перед нами возникает весь мир окружающий его, это люди вокруг него, их образы возникают фрагментарно. Эта портретная галерея образов довольно богата и многообразна, это его коллеги по сцене, люди с которыми он общается ежедневно, все они выписаны в контурной манере, они незримо присутствуют на сцене, где оживают фрагменты разговоров, сценки из жизни. В этой картинной галерее присутствует образ Чеховского Фирса и в этом философском промежутке времени герой спектакля пытается осмыслить чеховский замысел, каким его видел этого персонажа и что хотел сказать, вложив в его уста эти немногочисленные реплики. На этом пространстве персонаж спектакля актера эпизодических ролей, провинциального театра постепенно обретает глубоко философские черты шекспировского Гамлета или гёттевкого Доктора Фауста. «Смерть Фирса» - спектакль в спектакле и здесь сценическое пространство очень символично, оно выполнено в виде реплики театра, где только что закончилась репетиция. Здесь элементы театрального реквизита вместе световыми решениями усиливают символизм пространства. Эта аура придаёт философским размышлениям героя создаёт философский образ человека который на распутье, где ему необходимо принять жизненно решение от которого зависит вся его дальнейшая жизнь. При всей трагичности этой истории спектакль «Смерть Фирса» это оптимистическая трагедия, в которой есть надежда, что герой пьесы, познав терний поиска своего предназначения в мире театра.  Спектакль предоставляет нам всем редкую возможность пройти урок мудрости, задуматься о своём собственному предназначении и этот урок бесценен и необходим каждому.