У краснокирпичной стены истории

Олег Калинка
Спектакль «Анастасии Патлай «КАНТГРАД» - это довольно уникальный сценический проект, где сплелась реальная история и драматургия, при этом история и её события не предмет для творческой фантазии и импровизаций на заданную тему. «КАНТГРАД» это документальная постановка посвящённая жизни Кенигсберга в первые послевоенные годы, спектакль создан на основе реальных свидетельств и воспоминаний людей, живших в городе в те годы. В спектакле запечатлен период истории, когда город Восточной Пруссии Кенигсберг стерт с карты, а город Калининград еще не возник на его руинах. Этот суровый период жизни города воплощён на сцене через историю людей города той поры и сплетения человеческих жизней пытающихся выжить на обильно политой кровью и слезами земле. Галерея образов «КАНТГРАДА» многообразна, одни из них реальны и другие существуют за кадром, их образы возникают в монологах и исчезают во мраке истории, все они вместе воссоздают атмосферу города тех лет. Люди города в руинах условно разделены на две категории – это этнические немцы, их образы воплощены в виде женщины с детьми и старика, к другой категории принадлежат  люди, которых война закинула в город по воли судьбы. Они те, кого направили строить жизнь по советским лекалам, в спектакле - это женщина, потерявшая семью в войну и военный, которого после кровавого зарева боёв направили для обустройства нового миропорядка на земли Восточной Пруссии. История жителей Кёнигсберга по своему уникальна, но во многом она похожа на истории других аннексированных во время войны городов и мест, через этот репрезентативный срез общества Анастасия Патлай создаёт многомерную картину человеческих жизней военного времени. Сценическое воплощение этого драматического полотна выполнено в яркой, экспрессивной палитре символизма, на сцене создана реплика жилища этнических немцев, где есть краснокирпичная стена со следами обстрелов, на которой старик ведёт свою летопись мелом и убогие остатки мебели. Этот аскетизм военного времени подчеркивает мысль , что у войны есть только одно лицо, и у него нет временных и этнических различий. «КАНТГРАД» открывает зрителю сложную многомерную картину искалеченных войной человеческих жизней и в спектакле и это лики человеческой трагедии. Этнические немцы, для которых следы их довоенной жизни похоронены под руинами города, они живут и умирают в ужасе безысходности, где нет ни прошлого, ни будущего, для них Германия далека и мифична в своём очертании. Эти люди, для которых родина похоронена под грудами руин, для новых властей они лишние. Образ женщины-переселенки очень воплощает драму людей – это  родные и близкие погибли, а кров разрушен, она человек, оставшийся наедине с собой и это трагедия одиночества, в которой она пытается сохранить человеческое достоинство, у неё нет злобы и ненависти к этническим немцам, они также как и она искалечены в жерновах истории. В этой галерее образов показывает другой лик войны это образ солдата, чья жизнь была окружена ужасами боёв, гибелью друзей, родных и близких и здесь молодой мужчина, для которого война отняла лучшие годы жизни, которые для него до конца своей жизни будут ассоциироваться с кровавой бойней. Трагедии этих людей, сплетённые в одну историю создаёт другою понимание войны и в этом видении «КАНТГРАД»  показывает её уродливо-изнаночную сторону и здесь нет ни победителей, ни побеждённых, а только миллионы искалеченных в кровавой бойне  человеческих жизней, слезы, кровь и смерть. Спектакль «КАНТГРАД» предоставляет нам всем взглянуть в эти мрачные глаза истории, в жерновах которой может оказаться любой из нас и это это реальная возможность для нас всех осознав глубину этой драмы и попытаться избежать её повторения.