Ирбис и Чёрный Шаман 1

Станислав Бук
                Ирбис и Чёрный Шаман    
                (повесть)

 Мрамор творцу не простит
 Боль нанесенной раны,
 Если резец пронзит
 Спящего в нем Титана
      Олег Смирнов-Южный
     «Давид Микеланджело»

П р о л о г
«Из гладкого ствола животное можно убить на расстоянии в четыре раза большем, но каждый ствол, и гладкого оружия и нарезного, любит свою пулю. У каждого ствола свои геометрия – диаметр, мушка и прочее. Думающий охотник должен иметь пять-шесть разных по конструкции пуль. Если представлять, что из гладкоствольного ружья энергии пули достаточно, чтобы убить кабана с дистанции метров сто пятьдесят, то большие угловые размеры мушки, а у гладкоствольного ружья это обычно три миллиметра, не позволяют аккуратно прицелиться. На этом расстоянии мушка будет соизмерима со всем зверем, и зверь будет пастись на ней. Ну, так говорю я условно. Поэтому агитирую ставить на гладкоствольное ружьё оптический прицел».

Лёжа на полке и тупо вперившись в пробегающие чёрно-белые пейзажи, Терхан мысленно возвращался к своему ночному камланию.
Голос рассказчика на несколько минут оторвал его от собственных мыслей. Старый охотник поучал своих спутников и говорил о знакомых предметах.
Лица и руки рассказчика и его сына носили на себе следы ветров и морозов – такие следы, которыми тайга неизбежно помечает охотников-промысловиков.
Третий попутчик, как и те двое, тоже задвинул на полку над дверью зачехлённую винтовку. Был он возраста промежуточного между отцом и сыном, с лицом городского жителя. Хотя он мог быть и охотником. А скорее всего из той пишущей братии, что собирает по тайге всякие россказни, так как держал в руке смартфон, изредка тыкая пальцем в дисплей и периодически прерывая рассказчика короткими вопросами.
Терхан усмехнулся: я сам мог бы многое порассказать любознательному попутчику. Но тут же снова погрузился в свои тревожные мысли, не замечая, что сам себя всё больше накручивает: Ширяев не прост и вряд ли даст мне доехать до места, если его люди расшифровали мою комбинацию, то есть если они выяснили то, что знает весь посёлок, а именно – что я каждую пятницу езжу забрать ребёнка из интерната. Тогда мой финт пройдёт… должен пройти.  Хотя они могут просто не тратить время на подобные выяснения.
Резкий голос третьего попутчика всё-таки вывел Терхана из мира собственной задумчивости.

«Мне кажется, я побывал на краю цивилизации, в местах, за которыми нет уже ни людей, ни каких-либо живых существ вообще. Лёд и скалы».
При этих словах он попытался плотнее закрыть окно, сквозь раму которого проникал запах недогоревшей в тепловозе солярки. Ему это не удалось, и он просто задвинул занавески. Мелькавшие за окном пейзажи не привлекали внимания никого из остальных пассажиров, ехавших в этом купе. Это был их дом.
Говоривший добавил:
«А вот снежного барса я так и не увидел. Даже в бинокль».
Молодой охотник хмыкнул:
«Ишь, чего захотел. Ирбис – не звезда на подиуме, светиться не любит. Мало кому из охотников привелось видеть этого красавца наших снегов».
Терхан снова стал вызывать из памяти подробности своего недавнего камлания. Ему вспомнился взгляд подранка, желтые огоньки в зрачках кошки барса. Хотелось верить, что духи её уберегут.
«Что касается нарезного ствола, мало подобрать калибр патрона; для каждого нарезного ружья необходимо искать свою пулю».
«Гладкоствольное, я слышал, не требует пристрелки. Купил и стреляй на здоровье?»
«Так думают потому, что у многих ружей нет механизма регулирования смещения центра оси мушки. Наши отечественные ружья часто высят и надо знать, как минусовать при выстреле».
«А ты помнишь своё первое ружьё?»
«Конечно. Оно было гладкоствольным. Старинное, ижевское, с девятнадцатого века. Я впервые выстрелил, когда мне было шесть лет. Ружьё было двенадцатого калибра, дульнозарядное, капсюльное. Дедушка, оберегая меня от сильной отдачи, сделал выстрел нестандартно-слабым. Впоследствии, стреляя из оружия с сильной отдачей, я воспринимаю её как мою силу, силу благодати, силу моих возможностей».

Терхану следовало бы поспать, но удалось вздремнуть всего ничего. Лязг буферов и громкая суета на остановке разбудили его. Сон слетел окончательно.
Беспокойные мысли не отвязывались, захватывали всё его существо. Спокойный голос охотника всё же как-то отвлекал, отворачивал мысли Терхана от волнующей темы.

«Настоящий охотник проявляет уважение к добытому зверю. Сидеть на туше для фотографии, или как-то иначе красоваться с добычей у охотников полагается дурным тоном…»

Если бы кто-то сопоставил время звонка Терхана, сообщавшего обитателям турбазы о снежной лавине, с моментом возникновения самой лавины, то этот кто-то был бы очень даже озадачен: предупреждение о грозящей беде прозвучало задолго до начала катаклизма.
Но шаман – не пророк и не ясновидящий. Он только пытается донести до людей то, на что ему лишь слегка намекнули духи гор.


Гл. 1. Экспедиция состоится!

     Продолжим об опыте – он способствует обострению новых центров
     и помогает приблизиться к хаосу первых ощущений.
              Елена Рерих, Огненный опыт, 1924

Когда Лиза и Максим устроились в удобных креслах, ректор передал им листок с рецензией гостя из Туманного Альбиона:
- Читайте!
Лиза прочла вслух на английском языке: «Основной задачей фундаментальной зоологии является получение знаний о роли вида в эволюции, системе и биоценозе. А вот при изучении редких и исчезающих видов мы обращаем внимание на сбор и анализ фактов, определяющих органическую основу патологического состояния вида с одной стороны, и фактов, так или иначе способствующих прекращению, то есть блокировке этого состояния – с другой. Таким образом, многие разделы фундаментальной зоологии, такие как морфология, систематика и некоторые другие, при изучении редких видов ценности практически не представляют».
Максим, слабо владевший английским, с недоумением переводил взгляд то на Лизу, то на ректора.
Ректор улыбнулся:
- Здесь ключевым является последнее предложение: «многие разделы фундаментальной зоологии при изучении редких видов ценности практически не представляют».
Максим напрягся:
- Это значит…
Ректор добавил:
- Это значит только то, что Би-Би-Си отказались субсидировать вашу экспедицию.
- Но как же так – вмешалась Лиза, – ведь это их идея!
Ректор пояснил:
- В тех местах России, где вы собрались изучать снежных барсов, появление самих англичан нежелательно. Как только им дали это понять, то даже наше обещание предоставить Би-Би-Си все видеоматериалы от вашей экспедиции, не изменило ситуацию.
- А как… – растерянно начала Лиза.
- Поедете! Хоть и с меньшим комфортом. Да вы справитесь. Датчики движения и видеотехнику, уже привезенную англичанами, они оставили институту в качестве задела на контакты в будущем. Аппараты довольно просты в обращении, подучитесь.
- Можно вопрос? – по-ученически поднял руку Максим.
Ректор рассмеялся и ответил просто, по-русски:
- Валяй!
- Почему они отказались от наших видео?
Ректор внимательно посмотрел на Максима, перевёл взгляд на Лизу:
- Не сообразили? Вы неправильно сформулировали вопрос. Я бы спросил – а зачем было вообще говорить о значении такой экспедиции? Их ведь за язык никто не тянул. Вот смотрите, они пишут, что основной задачей фундаментальной зоологии является получение знаний о роли вида в эволюции, системе и биоценозе, и что при изучении редких и исчезающих видов следует обращать внимание на сбор и анализ фактов, определяющих органическую основу патологического состояния вида и тут же противоречат сами себе. На самом деле они от идеи снять научный фильм о снежном барсе не отказались и скоро сообразят, что нас остановить не удалось. Следовательно, постараются опередить нас, а может быть и попытаются задержать вашу экспедицию. Пока русские убедят своё начальство, да преодолеют свою бюрократическую волокиту… у них-то самих деньги на фильм уже есть!
Ректор привстал, Лиза и Максим тоже поднялись. Профессор, обращаясь к Максиму, перешел на «ты»:
- В случае удачи институт может получить большие деньги. От тех же англичан. Очень большие. Думаю, убеждать тебя не надо. Профессиональные и популярные фильмы Би-Би-Си о природе оправдывают любые вложения и в конце концов приносят огромный доход, сопоставимый с доходом от проката голливудских художественных фильмов. Кроме демонстрации в кинотеатрах, на телевидении, в DVD продукции, домашних кинотеатрах и прочем, спрос на эти фильмы есть в образовательных и научных аудиториях буквально всех стран мира.
Максим только спросил:
- С чего посоветуете начать?
- Нужен новый бизнес-план экспедиции. С этой минуты на вас работает вся кафедра. Но и ты поторопись. Деньги уже выделены, но теперь ваш бюджет сокращён почти вдвое. Да идите уже!

Продолжение http://proza.ru/2020/01/05/719