Мышиный книжный хит-парад

Татьяна Ковешникова
      Никого не удивляют многочисленные статьи декабря «В чём встречать Новый год», «Как встречать Новый год» и «С кем встречать Новый год». На полном серьёзе в них даётся куча странных рекомендаций. Например, этот год нужно было встречать дома до 12 часов, а потом уже в ресторане. Встречать в серой, белой или серебристой одежде из парчи, атласа или шёлка. Женщинам можно было в вечерних платьях или брючных костюмах, мужчинам в брюках или джинсах (оригинально поверившие выглядели с голыми торсами за праздничным столом). Украшать дом следовало дождиком и мишурой серебристого цвета, а стол – белоснежными кружевными салфетками и посудой со снежинками. Да, можно ещё было взять вазы и блюда из нержавеющей стали. (Мой покойный дедушка, работая на заводе ракетных двигателей, из нержавеющей стали как-то в перерывах сварил пару лотков для кошек - пластмассовые они переворачивали со всем содержимым. Лотки были всем хороши, кроме одного: поднять их мог только дед. Однажды он этот лоток уронил на кота, крутившегося под ногами, в общем, это была нехорошая идея). Посуда, включая и ту, что из нержавейки, могла быть недорогая, но обязательно новая. На стол следовало выставить сырную нарезку и блюда из крупы, а салаты ни в коем случае нельзя было покупать в магазине. Даже переложив их из пластиковых контейнеров в домашние салатники, вы обидели хозяйку года, и счастья теперь не будет до десятого колена… А уж если отметили так, как надо, то прямо с 1 января вас ждут многочисленные бонусы от Белой Металлической Крысы.
      Но что-то подсказывает мне, что наличие гречневой каши на столе в ночь с 31-го на 1-ое не является ни гарантом, ни источником счастья в наступившем году, а «наспех насыпанная нарезка и как попало сложенные фрукты будут поводом для расстройства покровительницы года» только в нездоровом воображении авторов этих опусов. Уж если так тянет в дебри восточных гороскопов, могли бы написать что-нибудь полезное, например  «Как в год Крысы переехать из клетки-однушки в частный дом» или «На чём сэкономить, чтобы хватало не только на крупу, но и на мясо». Может, вместо гениального предостережения об опасности красных скатертей было бы не лишним предостеречь против глупости? И вместо «Что бы такое съесть…» здравомыслящее «Что бы такое почитать»?
      А действительно! Что бы такое почитать в наступившем году, чтобы Крыса была вами довольна? 
     Итак, 10 произведений про хозяйку года.
     1. Сказка «Репка» наверняка Мышь обрадует, ведь хвостатой отведена там главная роль. С детьми после прочтения хорошо беседовать про помощь и взаимовыручку, играть в театр – сказка легко инсценируется. Для взрослых «Репку» можно использовать в качестве вступительного слова перед апрельскими субботниками. («Товарищ, помни, вместе мы сила! Деник за веник, Мила за мыло, и чтобы к вечеру чисто здесь было!»)
2. С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Конец её печален: мышонок так много капризничал, выбирая няньку, что был съеден кошкой. Здесь есть над чем подумать и детям, и взрослым. Капризы, как правило, плохо кончаются и в кроватке (у взрослых особенно), и в садике, и на работе… Особенно внимательно книгу стоит перечитать перед походом в агентство по набору домашнего персонала, если хотите найти няню своему чаду.
3. С. Я. Маршак «Сказка об умном мышонке». Прочитайте её сразу после предыдущей, чтобы Мышь на вас не рассердилась. Сказка более чем оптимистична и познавательна. Дети послушают и про мышку, и про кошку, и про хорька, и про белок, и про ежа с ежихой, узнают, что, попав в затруднительное положение, главное – не паниковать, а попытаться выбраться из него. Взрослым это полезно помнить всегда.
4. Эрнст Теодор Амадей Гофман «Щелкунчик». Классика. Красивая романтичная сказка про Рождество, ёлку, подарки, марципановые конфеты, добрую девочку Мари и странную игрушку для колки орехов. Мышь здесь, правда, неприглядная, но царственная. Отвратительное существо о семи головах в золотых коронах, командующее огромной армией. Здесь и настоящая сказочная битва – пальба по мышам драже и пряниками, и неблагодарная принцесса Пирлипат, которую спас от уродства молодой Дроссельмейер, и сахарные куколки, и блестящие шпаги… На сказке Гофмана можно приносить присягу директорам УК: «Перед вступлением в должность торжественно клянусь и понимаю, что если прощёлкаю момент, то разбираться с мышиным королем в подвалах вверенных многоэтажек придётся именно мне, а не какой-то боевой орехоколке».
5. Джанни Родари «Мышка, которая ела кошек». Очень остроумная сказка итальянского детского писателя про то, как в гости к подвальным мышам пришла родственница-мышь, живущая выше, и сказавшая им, что ела кошек, овчарку и носорога. Ребёнок постарше без труда угадает, что мышь эта жила в библиотеке. Болтушку спас счастливый случай: схватившая её настоящая кошка отвлеклась на паука. Дети должны сделать вывод, что глупое зазнайство чревато, а родители – что умная и рафинированная мышь не сумела убежать от котейки, как это сделали простые необразованные подвальные мыши. Главное, не делиться этим знанием с детьми. Хотя бы до окончания последними шестого класса.
6. Александр Волков «Волшебник Изумрудного города». В этом сказочном повествовании мышь далеко не главное действующее лицо, но опять царское, как в «Щелкунчике», и всесильное, как в «Репке». Именно королева полевых мышей Рамина отправляет девочку Элли, попавшую в волшебную страну, обратно на родину. Рамина появляется ещё во второй и третьей книгах волшебной эпопеи («Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Семь подземных королей»), и именно ей принадлежат слова, которые время от времени полезно было бы вспоминать взрослым: «Человеческая память милосердна. Сначала вам будет грустно и горько, а потом на помощь придёт забвение. Прошлое покроется туманной дымкой, и вы будете вспоминать его, как смутный сон, как милую старую сказку».
7. Виталий Бианки «Мышонок Пик». Бианки не случайно писал для детей рассказы про природу. Он был сыном учёного и сам работал орнитологом в Зоологическом музее Российской Академии наук. Рассказ о Пике трогателен и интересен. Мальчик разорил мышиное гнездо и одного из малышей, ещё сосунка, которому сестрёнка просила сохранить жизнь, пустил в бумажном кораблике по реке. Мышонок благодаря инстинкту научился есть траву, искать мёд, вить гнездо на травинке, рыть норку, запасать запасы на зиму. Научился лечиться, и прятаться, и выживать. Маленькому зверьку ребята сочувствуют всей душой и держат кулаки, чтобы всё закончилось хорошо. Автор не расстраивает своего читателя: мышонок попадает к тем же брату и сестре и остаётся жить в доме. Ребята узнают множество интересных фактов из этого рассказа, известных далеко не всякому взрослому. Например, Бианки описывает разбойника жулана – птицу, которая охотится, а потом накалывает своих жертв на колючую проволоку или шипы растений. Это в моём пересказе так кровожадно звучит, у Бианки мягче. Если бы биологию преподавали так, как умел рассказать Виталий Валентинович, на уроки дети бежали бы гораздо охотнее.
8. Полина Дашкова «Источник счастья». Это детям рановато. Детектив, действие которого разворачивается в двух временных пластах – 1910-е годы и 2000-е. Русский врач, царский генерал профессор Свешников сделал удивительное открытие – в мозге подвальной крысы нашёл червя-паразита, который при попадании в организм человека увеличивает его срок жизни. Российский миллиардер Кольт, которому исполнилось 65 лет, готов на всё, чтобы не стареть. Он находит праправнучку Свешникова – биолога Соню Лукьянову, которой предстоит довести до конца работу своего учёного прапрадеда. Вторая книга трилогии называется «Тайна, приводящая в трепет», третья – «Небо над бездной». Не уверена, что хозяйке года понравятся описания опытов над сородичами, но что конец истории обескуражит – это точно.
9. Лев Толстой «Мышь полевая и мышь городская». Так и хочется сказать, что детям это тоже рановато, но Толстой именно для них и написал эту сказку. Городская мышь угостилась у полевой горохом и пшеницей и позвала её к себе в гости посмотреть на богатое житьё. Когда обе влезли на стол, вошёл хозяин и стал ловить мышей, те еле ноги унесли. Вот тут-то полевая мышь и изрекла: «Пусть у меня нет такой сладкой еды, зато и страха такого не знаю». После прочтения невольно начинаешь задумываться: а вот тот миллиард, который некий москвич выиграл на днях в лотерею, он благо или наказание?
10. Наконец, главная сказка детства «Курочка Ряба». Сказка-загадка, сказка вопросов, если только они придут в голову. Что было в яйце? Почему дед и бабка стали его бить, а не отложили посмотреть, что из такого необычного яйца вылупится? Почему стали рыдать, когда мышка яйцо разбила, ведь они сами этого хотели?
     Пару лет назад в библиотеке я наткнулась на полку с книгами психологов для молодых мам. «Психологию русских сказок» не могла не полистать. Автор доказывал, что «Курочка Ряба» – произведение воистину философское. Золотое яйцо – это архетип чуда, которое, увы, попало в руки невежественных деда и бабы. Потому-то им и не пришло в голову подождать развития событий, они стали его уничтожать. А мышь здесь – ни много ни мало! – посланник  бога. Мол, раз не умеете ценить то, что вам досталось, так и не получите.
     Круче роли в литературе у Мыши (Крысы) мы не найдём. На этом и остановимся, мышиный книжный хит-парад подошёл к концу. Надеюсь, через год от ведущих новогодних блогеров не прозвучит совета читать в угоду Белому Металлическому Быку тургеневскую «Муму».