Собор и приход росли вместе

Томилин Михаил Леонидович
 Михаил Леонидович Томилин г. Клин

В те времена, когда еще не было Росстата, занимающегося системно сбором статистических данных, в храмах России велись исповедные ведомости, записи о том, сколько человек исповедовалось в храме, участвовало в православной жизни прихода. Эти записи дают, например, представление о динамике роста населения. Проанализируем исповедные ведомости, упомянутые в летописи Троицкого собора - главного храма Клина. Строительство собора Святой Живоначальной Троицы было начато в 1802 году по благословлению митрополита Московского Платона (Левшина), а освящён он в 1836 г. митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). С 1809 года по 1838 год на строительство и утварь Троицкого собора потрачено 138 550 рублей, а подобные данные с 1804 по 1809 годы утеряны. По-моему, строительство собора было задумано после того, как в ходе административной реформы Екатерины II Клин в 1781 году стал уездным городом Московской губернии и в 1784 году получил свой герб. Для того, чтобы соответствовать уездному статусу, и началось строительство главного собора Клина.
На его месте тогда находился храм Николая Чудотворца. В 1778 году, путешествуя по Московской земле, Клин посетил историк, академик Герард Миллер. В своем труде «Москва, путешествие по Московской провинции 1778 - 1779 гг.» он сообщал, что Клин разделён на две слободы. Первая - разночинская и солдатская, другая - ямская: «В первой две церкви, бывшие прежде монастырские, Успения Пресвятой Богородицы и Преподобного Сергия, ...в другой слободе - Воскресения Христова и Николая Чудотворца каменная, которая ещё не отделана...».
 На план Клина, утверждённый в 1784 году, нанесены его старые улицы и четыре храма, описанные Миллером. Причем на этом плане рядом с храмом Воскресения Христова нанесен храм Николая Чудотворца, как раз на месте будущего Троицкого собора. Трапезная часть собора с приделами в честь святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери были освящены уже в 1804 году. План Клина 1784 года показывает, откуда, в какие стороны и каким образом разрастался город. Он по современным меркам был совсем маленьким, размером чуть больше квадрата километр на километр.
В 1827 г. к Троицкому собору, согласно его исповедным ведомостям, были причислены 209 домов, в которых проживали 742 души мужского пола и 867 душ женского пола, а всего 1 609 прихожан. В среднем клинчане жили по 7-8 человек на дом.
Церковь тогда являлась составной частью государства, и практически все верующие причислялись к строго определённым храмам и по своей воле их менять не могли. В состав прихода Троицкого собора входили все граждане тогдашнего Клина и крестьяне ямской Подгородней слободы за исключением небольшой их части, причисленной к Успенской церкви и храму Преподобного Сергия Радонежского бывшего монастыря, находившегося на Дворянской улице, которая сей- час носит имя Папивина.
 Часть жителей, проживавших в Солдатской слободке, и ямщиков Ямской Подгородней слободы были причислены к Воскресенскому храму. При строительстве собора храм Воскресения Христова пришёл в запустение и долгое время службы в нём не проводились. Благодаря жалобе ямщиков, которые не хотели быть причисленными к собору, и на их средства храм Воскресения отремонтировали, в нём возобновились церковные службы, и он сохранился для потомков. По имеющимся в различных источниках данным, в 1833 году в Клину проживало 2 100 человек. На 1893 г. в приходе Троицкого собора, к которому относился приход кладбищенской Скорбященской церкви и домовой церкви Тихона Задонского в тюремном замке, числилось в Клину 155 домов, душ мужского пола 469, женского 504, на клинской станции 25 домов и 86 и 89 душ мужского и женского пола соответственно. В Ямской слободе к Троицкому собору причислили 54 дома и 151 мужского и 184 души женского пола. Не относились к Клину, но числились в приходе собора сельцо Талицы из 6 домов и 16 душ мужского и 23 женского пола и деревня Лаврова из 60 домов и 217 душ мужского и 205 женского пола. Эта деревня - единственная, где мужчин больше. Приписаны к собору в общей сложности были 300 домов и 939 душ мужского и 1 005 женского пола, а всего 1 944 прихожанина. По сравнению с 1827 годом число мужчин-прихожан к 1893 году выросло на 3,6 %, а женщин - на 11 %. Если учесть ещё два прихода Успенской церкви и Воскресения Христова, то количество жителей Клина было больше, но не намного.
Храм Сергия Радонежского, бывшего Успенского монастыря из-за его ветхости в 80-х годах XIX века разобрали. По первой всеобщей переписи населения Российской Империи, прошедшей в 1897 г., население Клина составляло 4,6 тысячи человек. В это число входили 2,2 тысячи крестьян, 1,7 тысячи мещан, почти 200 дворян и купцов. Несмотря на то, что при пожаре 1885 г. в городе сгорели 155 домов, а людей забирали эпидемии, все же постоянно число клинчан росло.
В летописи собора сообщается об эпидемии оспы в 1825 г. и трёх эпидемиях холеры в 1831, 1848 и 1871 годах, когда фиксировалась большая детская смертность. А еще, например, в 1860 г. «от поноса умерли 55 младенцев»,  но точно болезнь не названа. Много младенцев умерло в 1854 и 1855 годах. В 1871 году умерло 66 младенцев. Летопись Троицкого собора сообщает, что с 1851 года по 1860 год родилось мужского пола 647, женского пола 682 души, то есть 1 329 человек, а умерло за этот же период 647 мужского и 674 женского пола или 1 321 человек. Прирост населения составил 9 человек. За десятилетие с 1861 года по 1870 год родилось обоего пола 1 259 человек, а умерло 1 073, с 1871 года по 1880 год родилось 1 216, а умерло 1 044, и с 1881 года по 1890 год родилось 1 325, а умерло 1 075 человек. В документах говорится, что в числе родившихся и умерших значится множество чужеприходных из других губерний. Полагаю, эти люди прибыли в Клин после отмены крепостного права. Поэтому в Летописи Троицкого собора не делается точных выводов о росте коренных жителей прихода.
 Из истории известно, что при переписях делались приписки. Возможно, при переписи 1897 году в Клину могла быть банальная приписка местных властей, чтобы соответствовать статусу уездного города с его чиновничьим аппаратом и для получения субсидий и увеличения финансирования от государства.