Перестройка в России

Аникеев Александр Борисович
     По материалам  из истории российского государства.

     После распада СССР правительство вновь образовавшейся Российской Федерации объявляет себя его правопреемницей. Российское руководство заявило о курса на рыночно-демократические преобразования и создание правового государства. В условиях нестабильной политической власти радикалы-реформаторы стремились создать в кратчайшие сроки слой частных собственников средств производства, который смог бы стать прочной опорой новой власти. Это отражает одну из главных задач экономических преобразований начала 1990-х гг. — радикальная экономическая реформа общества.

     Идеология перестройки общества с государственно-капиталистической экономикой в буржуазно-капиталистическое с частной собственностью на средства производства сформировала у населения негативное отношение к прежнему социально-экономическому строю, поэтому большинство советских людей с надеждой встретили реформы, не представляя, как они отразятся на условиях жизни каждого. Верилось, что, отказавшись от гарантированной трудовой занятости и стабильной зарплаты с призрачной надеждой на нормальные социально-бытовые условия жизни каждый человек сможет реализовать свои возможности, станет реальным хозяином своей жизни. Немногие понимали, что в одночасье могут стать безработными, не смогут оплатить необходимое лечение или дать хорошее образование своим детям. Экономическая реформа представлялась «светом в конце тоннеля».  Сказывалась низкая политическая грамотность и излишняя «доверчивость» большинства населения к средствам массовой информации.

      Новый президент Ельцин и правительство под руководством вице-премьера Е.Т. Гайдара 2 января 1992 г. объявили об освобождении цен на все виды товаров и услуг из-под контроля государства. Разработчики реформы надеялись, что эта мера сможет оздоровить экономику, поскольку сократит избыточную денежную массу у населения, наполнит товарами прилавки, приведет в соответствие цены с рыночным спросом. Однако на практике либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За 1992 г. цены на потребительские товары выросли более чем в 30 раз. Почти наполовину снизился жизненный уровень населения. Отказ от государственного контроля над производством и ценами в условиях монополизированной экономики позволил предприятиям-монополистам резко поднять цены на свою продукцию и она стала недосягаемой для большинства населения страны.

     Это привело к резкому падению производства средств для жизни, привело к оттоку высококлассных специалистов в торговлю, в «бизнес», за рубеж и т.п. Сокращение производства вызвало рост безработицы. К концу 1993 г. она составила 13% всего трудоспособного населения, а по отдельным районам доходила до 40%. Либерализация цен усилила социальную дифференциацию населения. К концу 1993 г. по данным Российской Академии наук слой богатых граждан составлял в России 3 - 5%, около 80% жили ниже среднего уровня, при этом 40% населения жили за чертой бедности. Такая ситуация, естественно, накаляла социальную напряженность и делала ситуацию в стране взрывоопасной. В ходе этих преобразований были накоплены средства для второго этапа реформы — приватизации государственной собственности.

     Все граждане России получали приватизационные чеки (ваучеры) с номинальной стоимостью в 10 тыс. руб., становясь при этом как бы совладельцами всего государственного имущества. Каждый мог выбрать как поступить со своими ваучером: продать его, купить на него акцию своего предприятия или вложить в чековый инвестиционный фонд. На практике же большая часть чеков оказалась у полукриминальных и криминальных элементов, администрации предприятий, чиновников. Приватизация, которую в народе назвали «прихватизацией», передала в руки частных предпринимателей 110 тыс. промышленных предприятий. Фактически бескровно в кратчайшие сроки (полгода) произошел передел собственности. Государственный сектор утратил лидирующее положение в промышленности. Но изменение форм собственности не повысило эффективности производства, как предполагалось. 1994 г. стал годом наибольшего спада производства. Был разрушен научно-промышленный потенциал страны и энергетическая инфраструктура.

     Россия все больше стала приобретать облик экономически и социально  слаборазвитой страны. Ухудшилось материальное положение граждан, возросла социальная напряженность. Но приватизация смогла сделать главное: теперь социально-экономические изменения в стране стали необратимыми, поскольку появилась их социальная опора в лице новых российских капиталистов со своей армией душегубов, которая в некоторой степени  слилась с государственной армией и другими силовыми структурами.

     Одновременно с экономическим страна переживала затянувшийся политический кризис. Он выражался в жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Государственный аппарат в начале 1990-х гг. состоял из  Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета.

     Депутаты Верховного Совета резко критиковали действия президента и правительства. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е.Т. Гайдара ушло в отставку. Было сформировано новое правительство во главе с В.С. Черномырдиным. В марте 1993 г. на VII Съезде народных депутатов консервативная часть депутатского корпуса попыталась ограничить полномочия президента и принять ряд поправок к Конституции. Ельцин назвал эти действия «ползучим переворотом» и подписал Указ «Об особом порядке управления», согласно которому на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту. Попытку государственного переворота, за что по Конституции предусматривалось его отречение от власти. Мартовский кризис завершился компромиссом: президент отказался от своего обращения, а Съезд согласился с проведением референдума 25 апреля 1993 г. Россиянам предлагалось ответить на следующие вопросы: доверяют ли они Президенту Российской Федерации Б. Ельцину, одобряют ли социальную политику, осуществляемую с 1992 г., и считают ли необходимым провести досрочные выборы народных депутатов и президента. За доверие Ельцину высказалось 58,7% граждан. Референдум не дал ни одной из сторон полной победы. Единственным средством прекратить конфронтацию ветвей власти могло стать принятие новой Конституции, разграничивающей полномочия ветвей государственной власти. Президент и его окружение приступили к разработке проекта Основного Закона, в основу которого была положена идея президентской республики.

     Особой остроты противостояние между исполнительной и законодательной властью достигло осенью 1993 г. 21 сентября Ельцин выступил по Центральному телевидению с обращением к народу и заявил, что Верховный Совет перестал быть органом народовластия, а стал оплотом оппозиции. По его указу распускались представительные органы власти - Верховный Совет и Съезд народных депутатов и на 11-12 декабря 1993 г. назначались выборы в Государственную Думу - нижнюю палату парламента. Значительная часть народных депутатов отказалась признать законность действий Президента и заявила об отстранении Ельцина от власти. К присяге в качестве нового Президента был приведен вице-президент А.В. Руцкой. Сторонники Верховного Совета стали проводить демонстрации протеста, на улицах возникли баррикады, а в Белом доме, где находился Верховный Совет, из добровольцев формировались отряды самообороны. Противниками властей была предпринята попытка штурма мэрии и телекомплекса в Останкино. 3 октября 1993 г. Указом Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение. Для борьбы с оппозицией в столицу были введены танки. Начался обстрел Белого дома и к вечеру 4 октября сопротивление оппозиции было сломлено.

      В ходе этих событий погибло несколько сот человек. Руководители обороны Белого дома (А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов и др.) были арестованы и отправлены в следственный изолятор в Лефортово. После подавления сопротивления оппозиции и разгона Верховного Совета 26 октября 1993 г. Указом Президента РФ «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» прекращалась деятельность местных советов, а их функции перешли к главам местной администрации.

     12 декабря 1993 г. прошли выборы в Государственную Думу. Одновременно с ними был проведен референдум по принятию новой Конституции. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Советская власть, в которую были объединены Советы народных депутатов, профсоюзы и  партийные органы  управления, просуществовавшая на территории России в течении 76 лет, была ликвидирована. Появилась страна с антинародной властью новой российской буржуазии, которая на территории евроазиатского континента оказалась снова в политической изоляции как одна из социально отсталых стран мира с богатейшими природными ресурсами. Трудящийся народ этой страны снова оказался лишён социально-бытовых условий по количеству и квалификации своего труда и жизнь людей продолжала зависеть от товарного и оборотного капитала,  но уже при новых властных структурах, которые в основном удовлетворяли неограниченные потребности  и интересы новой российской буржуазии и её сторонников.