Вторжение, 2020

Савелий Грамматик
Фёдор Бондарчук - один из главных отечественных постановщиков XXI века: его работы могут не окупаться из-за большого бюджета и не всегда высоко оцениваются, но обыкновенно они собирают значительную кассу, привлекая внимание и зрителей, и критиков.

Три года назад "Притяжение" собрало миллиард рублей и получило спорные отзывы - принеся доход своим создателям, оно было обречено на сиквел. Мы внесли "Вторжение" в список самых ожидаемых русских фильмов года, предполагая, что творцы учтут критику и смогут развить идеи, которые были в первой ленте. И отчасти им это удалось.

Основное, что видит зритель - это продвижение с точки зрения масштаба истории. Если раньше размах сводился только к падению космического корабля и паре массовым сцен с бунтующими гопниками, то сейчас Москва действительно охвачена действием целиком; это не только Чертаново с его неблагополучным контингентом, но весь город, не только военные, но и их родственники, а также множество героев третьего плана. В отработке темы о манипулировании общественным сознанием при помощи СМИ и соц сетей поучаствовал даже Сергей Брилёв, ведущей телеканала Россия.
Сама идея о противостоянии отца героини и её окружения шагнула дальше: он уже не кажется таким солдафоном, как прежде, да и среди его помощников оказываются люди, которые могут быть не на одной с ним стороне даже в его ясном понимании ситуации и попытках защитить как своих родных, так и правду; персонаж Петрова также открывается с новой стороны - как человек, который реально ценит главную героиню, хотя ранее и не был способен выражать это адекватно, а теперь, имея отлично сыгранные проблемы со здоровьем, может (хотя при этом непонятно, как с такими физическими сложностями герой был в состоянии делать те вещи, которые он, по сюжету, делает).

Сюжет продолжает размышлять (и куда лучше, чем в предщесьвеннике) о человеческой сути, семье и любви; однако всё-таки картине не вполне удаётся выйти за рамки чисто развлекательного аттракциона - форма всё ещё превалирует над содержанием. Надо отметить, что картина вышла динамичной и спецэффекты прорисованы лучше, чем в предшествующей части - нарисованные объекты уже не выглядят столь чужеродными и неестественными, как в первой ленте, прекрасно создана трудная к прорисовке вода; лишь то, как смотрится дождь, явно напоминает о существовании дождевых установок.

Итог: сделав очевидный шаг вперёд по сравнению с "Притяжением", "Вторжение" всё-таки не смогло полностью реализовать свой потенциал. Это по-прежнему кино из разряда "Бэй, но немного умнее".

6 из 10