Кто погубил рейс MH17 в небе над Донбассом

Сергей Ольховский
    17 июля 2914 года авиалайнер «Боинг 777» с 283-мя пассажирами и 15-ю членами экипажа на борту выполнял плановый рейс MH17 по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, и находясь в зоне вооруженного противостояния между правительственными силами и формированиями непризнанных Донецкой и Луганской Народных Республик, был поражён ракетой, выпущенной, как установлено, из зенитно-ракетного комплекса «Бук». Все пассажиры и члены экипажа погибли. Стороны конфликта тут же обвинили в варварском преступлении друг друга.
     На следующий день подключились и внешние силы. 18 июля, Барак Обама сделал развернутое заявление, что «есть свидетельства, указывающие, что самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух», выпущенной с территории внутри Украины, которая контролируется сепаратистами, поддерживаемыми Россией… Мы также знаем, что это не первый самолет, сбитый в восточной Украине. В последние недели пророссийские сепаратисты сбили украинский транспортный самолет и украинский вертолет, а также взяли на себя ответственность за сбитый украинский истребитель. Более того, нам известно, что эти сепаратисты получают постоянную помощь из России, включая оружие и обучение. Получают они также тяжелое оружие, включая зенитные системы».
     Новое обвинение России со стороны Обамы, пришлось как нельзя кстати его же предыдущему, от 28 мая 2014 года: «На Украине последние действия России напоминают дни, когда советские танки вошли в Восточную Европу... Наше умение формировать общественное мнение, помогло нужным образом изолировать Россию. Благодаря американскому лидерству мир немедленно осудил действия России. Европа и G–7 присоединились к санкциям. НАТО усилило присутствие в Восточной Европе…».
     Не остался в стороне и премьер Великобритании Дэвид Кэмерон, заявивший в тот же день, что произошедшее является прямым результатом дестабилизации Россией независимого государства, и что Европа и Запад должны будут принципиально изменить свой подход к России. Тут же дружным хором вступили их европейские вассалы. Президент Украины Пётр Порошенко в своём заявлении, сделанном сразу же после катастрофы, обвинил в случившемся «агрессоров и боевиков на Донбассе».
     Такой циничная суеты, как развернувшаяся вокруг сбитого Боинга малазийской авиакомпании, не было ни при одной из предыдущих авиакатастроф в мире. Еще не были собраны тела, еще не нашли бортовые самописцы, не поработали эксперты, а уже были сделаны окончательные выводы и по причине крушения, и по виновным.
     Россия, естественно, приводила свои доводы, опровергавшие сказанное, но ее никто не слушал, и слушать не собирался. Катастрофа стала поводом для принятия новых санкций ЕС и США по отношению к России.
     7 августа была сформирована Объединённая следственная группа (JIT), в которую вошли представители Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины, занявшаяся уголовно-правовым расследованием авиакатастрофы. Руководство группой взяла на себя прокуратура Нидерландов.
     Россия и Малайзия, хотя разбившийся самолёт принадлежал малазийской компании, был зарегистрирован в Малайзии и среди погибших было 43 гражданина этой страны, в состав комиссии включены не были. Малайзия смогла к ней присоединиться в качестве полноправного члена лишь спустя несколько месяцев, и только после настойчивых требований с ее стороны, и даже угрозы отказаться от сотрудничества с Советом безопасности Нидерландов.
    JIT, уже более 5 лет своего расследования, пытается подогнать факты под уже выдвинутое обвинение, устанавливает по дымному следу место запуска ракеты, ищет в интернете фейковые доказательства, что ЗРК «Бук», сбивший самолёт, прибыл из России, а после катастрофы был доставлен обратно на её территорию, выясняет кто транспортировал ЗРК «Бук», сопровождал её, нажимал на кнопку пуска ракеты, отдавал приказ.
     25 мая МИД Нидерландов и МИД Австралии, на основании очередного доклада JIT от 2018 года, возложили на Россию ответственность за катастрофу. Министерство обороны РФ, в очередной раз, отвергло утверждения о причастности к авиакатастрофе российских военных, заявив, что ни один российский ЗРК никогда не пересекал границу Украины
    19 июня 2019 года Государственная прокуратура Нидерландов, на основании следующего доклада JIT, и дистанционно проведенного расследования, заявила, что подозревает в причастности к крушению Стрелкова, командовавшего силами повстанцев летом 2014 года, а также троих его подчинённых Дубинского, Пулатова и Харченко.
     Обвинение в адрес Игоря Гиркина (Стрелкова) основано, в частности, на том, что в момент крушения «Боинга» он занимал пост министра обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики, и руководил армией сепаратистов. Кроме того, «будучи высшим офицером, он поддерживал контакт с Российской Федерацией».
     Бывший сотрудник ГРУ Сергей Дубинский был одним из заместителей Стрелкова, руководил военной разведкой ДНР и также контактировал с российскими должностными лицами.
      Олег Пулатов был подчиненным Дубинского в разведке ДНР.
      Леонид Харченко, по информации JIT, получал приказы непосредственно от Дубинского и руководил одним из боевых подразделений ДНР.
     Хотя никто из четырех обвиняемых, как считает следствие, лично не участвовал в запуске ракеты по гражданскому лайнеру, тем не менее, они должны быть привлечены к ответственности, поскольку предпринимали совместные действия для получения «Бука» из России - даже если собирались сбивать не гражданские, а военные самолеты.   
     Обвиняемые, естественно, тут же назвали обвинения в свой адрес бредом.
     В сентябре 2019 года «комедия» со следствием продолжилась, и в список подозреваемых был включен бывший командир ПВО ДНР Владимир Цемах. Последний был выкран агентами СБУ июне 2019 года в Снежном, тайно вывезен на Украину под видом парализованного отца, а 7 сентября, после допросов, передан украинскими властями в Россию в рамках двустороннего обмена удерживаемыми лицами. После освобождения Цемах рассказал, что в допросах участвовали также и голландские следователи, а за признательные показания ему предлагали иностранное гражданство и даже дом в Нидерландах. Теперь Голландия требует его выдачи, почему-то, от России.
     Министерство иностранных дел России назвало выводы и в этом докладе JIT «абсолютно голословными». Президент России Владимир Путин высказал сожаление, что версию России о гибели «Боинга» не желают слушать.
     Спецпредставитель госдепартамента США по Украине Курт Волкер тут же призвал Россию «прекратить кампанию дезинформации вокруг сбитого в Донбассе «Боинга».
     Еще 20 июня премьер-министр Малайзии Махатхир Мохаммад выразил неудовлетворение результатами расследования JIT, заявив, что выводы комиссии политизированы и вместо доказательств приводятся слухи.
      Совершенно очевидно, что вся эта мышиная возня с обвинениями конкретных физических лиц, направлена, чтобы выгородить настоящего виновника катастрофы гражданского самолета. Но, перед дальнейшим продолжением, небольшой экскурс в историю боевых действий с применением в конфликте авиации:
     В апреле 2014 года пришедшее к власти в Киеве руководство Украины, в лице и.о. президента Украины, приняло решение о проведении силовой операции (АТО) в восточных областях страны страны против населения, выступившего против госпереворота.
    До конца апреля 2014 года противостояние повстанцев и украинских силовиков ограничивалось периодическими стычками, рейдами и нападениями на блокпосты с использованием стрелкового оружия.
     12 мая, после состоявшихся в Донецкой и Луганской областях днём ранее референдумов о самоопределении, была провозглашена самостоятельность Донецкой и Луганской народных республик. Новые власти потребовали вывода со своей заявленной территории украинских войск и Национальной гвардии. Вместо этого украинская вооружённая группировка была усилена бронетехникой, вертолётами, начались артиллерийские обстрелы.
    После вступления в должность президента Украины Петра Порошенко, Киев начинает масштабное контрнаступление. Под контроль сил АТО переходят Славянск, Краматорск, Мариуполь, Северодонецк, Лисичанск. В начале июля Петр Порошенко заявляет о том, что вскоре украинские силовики возьмут Донецк и Луганск. И действительно, к началу августа 2014 года силы АТО, вчетверо сократив территорию, контролируемую повстанцами с начала боевых действий, почти окружили Донецк и Луганск. По признанию начальника Генштаба Муженко, по повстанцам наносились удары даже баллистическими ракетами «Точка У».
     АТО проходит при участии всех силовых органов Украины и, в частности, боевой авиации ВСУ..
     Уже 7 апреля 2 истребителя Су-27 демонстративно облетели Донецк, Луганск и Харьков.
     Затем началось широкое применение украинской авиации для высадки десантов и транспортировки грузов, а также для бомбежки стационарных целей, ударов с воздуха по позициям ополченцев, гражданским объектам и коммуникациям в глубине территории ЛНР и ДНР. Использовались транспортные вертолеты Ми-8, и ударные - Ми-24, истребители Су-27 и МиГ-29, штурмовики Су-25.
В июле, когда интенсивность действий украинской авиации существенно увеличилась, впервые над Донбассом появились фронтовые бомбардировщики Су-24, предназначенные для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью. Для атак применялись неуправляемые 122-мм реактивные снаряды и авиабомбы.
    Характерный пример – нанесение штурмовиком Су-25 ВВС Украины удара по зданию областной администрации в Луганске. Реактивные снаряды поразили парк и небольшой сквер напротив здания. Восемь мирных жителей было убито и еще 28 получили ранения.
     Не менее варварским был авиаудар, нанесенный по селу Стapaя Koндpашoвкa в ЛНР. Погибли 12 мирных жителей, включая пятилетнего ребенка.
     Естественно, если одной из сторон конфликта применяется авиация, то другая сторона развивает и совершенствует свою систему ПВО. На авиаудары повстанцы отвечали огнём из переносных зенитно-ракетных комплексов, сбивая самолёты и вертолёты. Потом, вполне возможно, что у них появился и «Бук».
     Помните об обвинении руководителей повстанцев в «совместных действиях обвиняемых для получения «Бука» из России», и привлечение их за это к ответственности?
     Выдвигая эти обвинения, представителям прокуратуры и полиции Нидерландов, даже в головы не приходит, что руководители повстанцев не только должны, но просто обязаны защищать население ДНР и ЛНР от налетов украинской авиации всеми доступными способами. И они выполняли свой долг.
       Теперь об обвинениях России в поставке «Бука» для защиты неба над Донбассом, если допустить, что таковая была на самом деле, и «Бук» действительно был поставлен из России. А также о том, кто и что нарушил в этом случае?   
     «Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия», составленный лауреатами Нобелевской премии мира, и принятый 24 февраля 2000 г. Генеральной Ассамблеей Совета Безопасности ООН, призывает разрешать любые конфликты мирными средствами, а не путем угрозы силой или ее применения, но допускает такие поставки, соблюдая следующие принципы:
     Поставки оружия могут производиться только в том случае, если предлагаемое государство-получатель или сторона-получатель в стране конечного назначения, не совершает серьезных нарушений законов и обычаев войны, изложенных в Женевских конвенциях 1949 года и дополнительных протоколах 1977 года и других применимых во время межгосударственных или внутригосударственных вооруженных конфликтов норм и принципов международного гуманитарного права.
     Поставки оружия могут производиться только в том случае, если может быть обоснованно доказано, что предлагаемая поставка не будет использоваться государством-получателем или стороной-получателем в стране конечного назначения для содействия серьезным нарушениям прав человека, таким, как:
- геноцид и другие преступления против человечности, например, «этническая чистка»;
- внесудебные, суммарные и произвольные казни;
- принудительные исчезновения лиц;
- пытки и другие виды жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
- содержание под стражей в нарушение международных стандартов в области прав человека.
     Что же касается конкретно государств-получателей оружия, то тут к ним предъявляются еще и дополнительные, более жесткие требования:
     Поставки им оружия производятся только в том случае, если они дают возможность своим гражданам выбирать своих представителей в ходе свободных и достаточно состязательных периодических выборов с использованием тайного голосования.
Позволяют своим гражданам выражать свои политические взгляды на основе свободы слова, свободы распространять идеи и информацию, свободы собраний, ассоциаций и организаций, включая организацию политических партий.
     А вот тут, в первую очередь, следовало бы задуматься как самой Украине, систематически нарушающей указанные принципы, так и тем, кто поставляет ей оружие, или финансирует ее закупки.
     Вообще, изворотливости украинского руководства нет предела. В марте 2018 года Антитеррористическая операция (АТО) была переименована в Операцию Объединенных сил (ООС). Ее отличие от АТО заключается в том, что вся полнота ответственности теперь лежит не на СБУ, а на ВСУ.
     Тут первостепенную роль для Киева сыграл правовой аспект. Чтобы как-то мотивировать систематические нарушения Женевской Конвенции, и применение армии с тяжелыми видами вооружения на собственной территории, в документе указано, что Россия - агрессор, а ДНР, ЛНР и Крым - временно оккупированные территории. Действия Киева теперь определяются как «сдерживание и отпор российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях». То есть, «террористов» уже, как бы и нет, а есть российская вооруженная агрессия. Упустили только, что агрессии тоже нет, и быть не может, поскольку Украиной не то, что не объявлена война, но даже не введено военное положение.
     Настала пора перейти к главному тезису - не так важно, из какой установки вылетела ракета, и кто нажал ее кнопку, поскольку совершенно очевидно, что виновен в трагедии тот, кто не закрыл небо над Донбассом, и направил рейс на заклание в зону боевых действий с активным применением военной авиации и средств ПВО.
     Министр иностранных дел Украины Павел Климкин, на пресс-конференции в Нью-Йорке, отвечая на вопрос – почему Украина не закрыла небо над Донбассом во время боевых действий в регионе, заявил: «когда объявляется война, ты знаешь, чего ожидать… Но эта война не была объявлена… никто не ожидал угрозы использования «Буков». Хорошенькое дело – бомбить бомбили, убивать убивали, но противодействия никак не ожидали! Как говорится, традиционный украинский вопрос - А нас то за що?
     По мнению же родственников погибших в крушении малазийского "Боинга", Киев не закрыл воздушное пространство, так как не хотел отказываться от миллионов долларов, которые получает от пролета над украинской территорией более 700 рейсов ежедневно.
     Затем появилась информация, что небо все-таки закрыли, с 1 июля до высоты 7900 метров, а с 14 июля - до 9750 метров. Если это так, то киевские политиканы, как видно, рассчитывали, что повстанцы будут потрясать бесполезными ПЗРК, и бессильно скрежеща зубами, провожать взглядом летящие на бомбометание самолеты ВСУ, некоторые из которых имеют практический потолок до 18 000 – 20 000 метров.
     Но с другой стороны, Европейская организация по безопасности воздушной навигации («Евроконтроль»), в лице ее директора Титгата Люка, заявила, что это именно она закрыла воздушное пространство Украины для полетов самолетов гражданской авиации 17 июля 2014, сразу же после катастрофы.
     Таким образом, вопрос полного закрытия неба витал в воздухе еще с 2014 года, однако международное следствие не придавало ему особого значения. И, надо сказать, оно уклоняется от этой темы и сейчас.
     Совет безопасности Нидерландов еще в 2015 году выносил решение, что Украина должна была закрыть свое воздушное пространство, и тогда бы рейс MH17 выбрал другой маршрут в Куала-Лумпур. Но это, опять же, тогда не вызвало интереса JIT, которая расследует катастрофу, и на сегодняшний день уже обвинила конкретных лиц в том, что они сбили "Боинг", и готовит над ними судебный процесс, который должен начаться 9 марта 2020 года в окружном суде Гааги.
     И вот, в конце прошлого года, после более пяти лет этой истории, голландцы вдруг снова начали обсуждать вину Киева. Парламент Нидерландов потребовал расследовать - почему над регионом, где идет война, продолжали летать пассажирские самолеты. Однако, глава МИД Стефан Блок прямо в парламенте заявил, что "мы не видим никаких причин для этого на законных основаниях… поскольку для этого нужно привлекать данные из России и сотрудничать с ней… ». Вот так! Кстати, Стефан Блок еще в 2018 году уже вынес свое решение, заявив, что «Украина не несет ответственности за то, что не закрыла воздушное пространство над Донбассом в 2014 году… дополнительное расследование вины Киева также не требуется».
     Тем не менее, правительство Нидерландов все-таки было вынуждено официально обратиться к России за помощью, «чтобы проинформировать своих депутатов...». Пока что речь идёт о сотрудничестве в расследовании причин «забывчивости» Украины по закрытию воздушного пространства. В обращении не обошли вниманием и Владимира Цемаха, считающегося фигурантом по делу о крушении МН-17, и ранее выданного Украиной России, вновь потребовав его задержания для допроса.
     То, что Нидерланды, после долгого отказа принять помощь в расследовании от России, обратились сами за ней, вполне естественно, поскольку результат у следственной группы там, где ей указали, не выстраивается, а упрямая Россия отказывается брать на себя вину в преступлении, которого не совершала.
       Я не знаю, поставила ли Россия установку «Бук» повстанцам, или он захвачен повстанцами у ВСУ, что признавали и украинские военные, я не знаю, кто сбил Боинг – повстанцы в результате ошибки, ВСУ из своего «Бука» по злому умыслу новой киевской власти, американцы со спутника, или марсиане, однако, вина Украины, как государства, в катастрофе, унесшей жизни 283-х пассажиров и 15-и членов экипажа, несомненна. Что же касается вины конкретных лиц, то она может установить их сама, в результате дальнейшего собственного расследования.
     А пока Украина пытается доказать, что свободное небо над зоной боевых действий – это «нормальная общемировая практика», хотя страна, над которой в небе что-то происходит, всегда несет за это ответственность. Самолет летел над Украиной, ракета, которая сбила «Боинг», вылетела тоже с территории Украины. Обвинение в этом России не проходит, поскольку войны с Россией у Украины нет, и не было.
     P.S. В небе над Донбассом летал 61 оператор, а в день катастрофы, здесь пролетели 160 коммерческих авиалайнеров. На момент гибели Боинг-777, в воздушном пространстве Украины находилось три гражданских самолета, выполняющих регулярные рейсы:
      - Рейс из Копенгагена в Сингапур в 17:17;
      - Рейс из Парижа в Тайбэй в 17:24;
      - Рейс из Амстердама в Куала-Лумпур.
      Пассажирам и членам экипажей двух их них страшно повезло – их самолеты не сбили в воздушном пространстве зоны вооруженного конфликта…