Истчо и с бнём рожбения

Любопытный Созерцатель
Сейчас я расскажу вам интересный случай в из моей педагогической практики, когда я занимался с дисграфиками и дислексиками. Сам я в бывшем дисграфик и дислексик. Правильно читать, чтобы видеть свои ошибки, и грамотно писать я научился только к 35-40 годам — сам освоил грамотное письмо и понял, как этому можно учить таких же как я сам детей. С этого времени стал учить детей и выводить их на тройки, потом на четвёрки и даже на пятёрки.

Но нужно сказать пару слов о том, кто такие дисграфики и дислексики — это такие люди, которые при неправильном обучении в школе не научаются правильно видеть, читать, произносить, запоминать и писать слова. Например, им всё равно как написано НО или ОН. Они ОН вместо НО могу прочесть и написать, не обращая на изменяющийся смысл. Могут делать ошибки и посложнее: например, переставляют целые части в словах, и при этом произносят и пишут ТРОВОЖОК вместо ТВОРОЖОК, когда их поправляешь, они говорят, что так и написали правильно, а когда просишь найти ошибку её не видят. Или вот подобная ошибка: написано ЕСЛИ ОНИ ЗДЕСЬ, а девочка читает так: СЕЛИ ОНИ ЗДЕСЬ. Бывает  такие, когда путают слоги в соседних словах, например: вместо «Лыка не вяжет» говорят «Вяка не лыжит», или же вот так забавно: «Я помы вчера полыл, а сегодня снова грязно», надеюсь, читатель заметил, что словосочетание «полы помыл» здесь написано неправильно. Я же лично, произнося эту фразу, своей жене на замечал такой ошибки, при этом был абсолютно трезв. Есть и более простые ошибки, например, пропускают буквы или пишут лишние как здесь: «отвечечают» или «пршёл».

А есть совсем казалось бы простая, но занозистая ошибка: путают буквы, вместо одной ставят другую при письме и не видят этой замены. Есть целые наборы таких путающихся пар букв. Вот несколько: Б-Д; Б-П; Б-В; П-Т; Ф-Х; Ц-Ч; Ш-Щ; К-Х; Ж-З и другие. Так вот я лично путал и теперь ещё могу спутать, когда тороплюсь буквы Ш-Щ. Б-Д и Ч-Ц. Иногда это меня подводит, но иногда помогает моим ученикам, когда они замечают мои ошибки, обрести уверенность: и учитель делает ошибки, не только они, поэтому бояться ошибок не стоит, стоит научиться их видеть, чему я их и учу.

Так вот мой рассказ об одном ученике, который сделал потрясающе интересную ошибку.

Было это так. Ко мне через знакомых позвонила бабушка одного мальчика (назовём его Артём), и сказала, что меня ей порекомендовали как учителя, который учит детей не делать глупых и даже необъяснимых ошибок. Бабушка рассказала о себе и о семейной ситуации мальчика, с которым мне предстояло заниматься. Сама она в прошлом корректор и пишет абсолютно грамотно, не зная никаких правил, её сын, папа мальчика, тоже учился очень хорошо и проблем с грамотностью у него не было, а вот её внук, который провёл четыре первых класса в деревне у бабушки по маминой линии, потому что его родители были сильно заняты, налаживая бизнес сразу в двух столицах, пишет очень плохо и делает много ошибок, с которыми она не знает, что делать. Я согласился позаниматься с мальчиком, чтобы посмотреть, своими глазами на его проблему и наметить план действий.

В первый раз мы встречаемся с Артёмом у его бабушки. Знакомимся, я даю ему разные задания и проверяю, как сформировались основные навыки чтения и письма. Замечаю, что мальчик говорит с небольшим южнорусским оттенком, часто вместо московского «ШТО», говорит «ЧЁ», а вот слова с «Г» произносит «мяхко», ставит специфические ударения — в общем, типичный случай. В конце пишем словарный диктант. Я выборочно диктую Артёму слова за курс всей начальной школы и спокойно расхаживаю по просторной комнате. Артём старательно пишет. Потом я подсаживаюсь и начинаю проверять, выставляя на полях напротив сделанных ошибок вертикальные палочки по количеству ошибок в строчке. Сразу в глаза бросаются весь набор орфографических и доорфографических ошибок (тех самых, которые описаны мною выше и которые не связаны с орфографией).

Ошибок много и тех и других. Ну когда вместо "Собака" написал "Сабака" - это понятно, вместо "Дирижёр" - "Дережор", тоже понятно, сам так писал. А вот вместо «Автомобиль» написано «Ахтомабиль» - «Это интересно, - думаю я, - значит он дисграфик, если путает Ф и Х». Читаю дальше: «Настойчвость» - «Ага, - думаю, - это пропуск букв, точно у него ошибки типичного дисграфика. Ну это не страшно. - говорю сам себе, - С этим мы справимся».

Дальше опять идут типичные ошибки путаницы О-А и Е-И «Сопоги», «Деректор» и подобные — в общем всё типично и всё понятно. Вдруг выскочила удивительная ошибка: «Ученится», вместо «Ученица» - «Точно, - говорю себе, — Это типичная дисграфия, поэтому учителя и не могут ему помочь. Он же букву-звук Ц расщепил на ТС, а Я поставил вместо А, потому что многие слова заканчиваются на СЯ».

Но тут вдруг читаю странное слово "ИСТЧО". Перечитываю и не пойму, спрашиваю у Артёма:
- Что это за аббревиатура?
А он и слова такого, аббревиатура, ещё не знает и говорит мне:
- Ну это просто истчо. - и тут же, - Ой, я ошибся, здесь "Ё" нужна, вместо "О"! - тянет тетрадку к себе и исправляет.
Получается «ИСТЧЁ», а я всё равно не могу понять, куда он клонит. А он в это время находит ещё одну ошибку в этом слове и теперь исправляет "И" на "Е". Я говорю вслух: - - Так... - чтобы потянуть время, а в уме мне становится ещё страшнее: "ЧЁ он там ЕСТ", "ЕСТ непонятно ЧЁ".
И тут мне приходит в голову мысль, которая помогла бы пролить свет на это слово:
- А ты придумай мне предложение с этим словом или словосочетание." - говорю я ему. А он с подозрительностью смотрит то на меня, то на слово, понимает, что что-то не то в его написании, ещё раз смотрит на него и со словами "я понял" исправляет слово ещё раз - получается теперь "ЕЩЧЁ".
Я по своей дисграфической привычке Щ читаю как Ш и у меня в голове складывается совсем другое слово - "ЕШЧЁ", то есть всё равно что-то связано с едой и чем-то ещё. Я гляжу в словарик, проглядываю слова, которые ему диктовал, чтобы найти злополучное слово, а мальчик видит моё замешательство и так жалобно меня спрашивает:
- Чё, тут истчо штоли ошибка есть?
И вот тут я услышал это ИСТЧО в предложении и понял что это за слово!!! Надеюсь вы тоже поняли.

То есть мальчик расщеплял букву-звук Щ на СТЧ - это фантастика.

Если бы я сам не столкнулся в своей практике с таким случаем, то расскажи мне кто-то о таком случае, я принял бы это за анекдот. А тут был реальный случай: в слове из трёх букв мальчик сделал четыре !!! ошибки!!!. Это потрясающе.

С тех пор, когда мамы сетуют на своих детей из-за ошибок, или дети очень сильно расстраиваются из-за них, я рассказываю им эту историю.

Хотя в моём классе, когда я сам был маленьким, один мальчик второклашка писал на доске так:  «Хвилиесипед», как вы догадались — это был Велосипед. Но он писал, как говорил, а говрил он примерно так хвилиспд или вилисипед. Сам я делал такие ошибки, от которых у учителей волосы вставали дыбом. Но вот вспомнился теперь каверзный случай, произошедший со мной, когда я учился в 5 или 6 классе.



У меня на рисовании очень хорошо получалось писать полупечатными буквами, то есть как будто курсивом. И вот как-то раз перед математикой на перемене, подбегают ко мне две-три девочки и говорят:
- Лёш, ты красиво пишешь печатными буквами, а сегодня у Людмилы Алексеевны день рождения, напиши ей поздравление на доске, а мы его тебе продиктуем и никого в класс не пустим.
Я пожал плечами, повёл левой бровью и говорю важно:
- Ладно, диктуйте, но в класс никого не впускайте, чтобы я не сбился.
Девочки выпроваживают некоторых детей из класса, и встав у двери, начинают мне диктовать:
- Пиши так: Дорогая Людмила Алексеевна и ставь запятую.
Я пишу.
- Написал?
- Да, диктуйте дальше.
- Пиши: по-здрав-ля-ем вас, Вас с большой буквы. - диктуют мне девочки по слогам, чтобы я не ошибся.
- Дальше с днём рождения, что ли?
- Да, только с отдельно днём рож-де-ни-я. С (пауза) днём рождения.
- Да понял я, понял, не тупой.
Пишу стараюсь, вывожу аккуратненько каждую буковку, между слов делаю пробелы.
- А теперь в конце поставь жирный восклицательный знак и закрывай створки доски.
Делаю всё как сказали девочки, закрываю доску и выбегаю счастливый на перемену, ведь меня попросили написать поздравление учителю, доверяют и ценят за почерк!
Звенит звонок, мы все врываемся в класс и застываем каждый у своей парты, как только хлопает дверь за вошедшей учительницей. Учительница уловив тишину здоровается с нами и командует:
- Садитесь. Открывайте тетради, и записывайте тему. - с этими словами она открывает доску и видит мой каллиграфический почерк. Чтобы лучше было читать делает пару шагов от доски и замирает в тишине. Я предвкушаю, как она сейчас обернётся счастливая и спросит, кто так красиво написал ей поздравление и все лавры почёта достанутся мне, а не девочкам, которые всё это придумали. Я успеваю даже подумать, что благородно скажу, что да, это я написал, но что диктовали мне девочки. Но тишина длится что-то очень долго, Людмила Алексеевна будто застыла. «Наверное расчувствовалась и у неё навернулись слёзы и она стесняется повернуться к нам лицом» - думаю я. Тут по классу проскальзывают смешки — какие же всё-таки невоспитанные дети, раз смеются над замешательством учителя.
Но вот Людмила Алексеевна резко поворачивается, сверлит класс своими строгими глазами, на которых я не вижу ни одной слезинки, подходит к своему столу, открывает журнал. Ну всё, думаю, это я сделал ошибку в её имени, и тут же начинаю судорожно перечитывать её имя-отчество. Мне кажется всё правильно написано, ошибок я не вижу, но смех стал ещё слышнее, дети вертят головами и кое-кто начинает с улыбкой посматривать на меня, я, не подавая вида, что смущён, наклоняюсь под парту, будто хочу что-то достать из портфеля. Под партой спокойнее как в домике.
В это время Людмила Алексеевна наконец-то громко произносит:
- Кто это написал?
- Я! - вскакиваю я из-за парты, как будто меня кто-то поддал пинком.
- Всё ясно. Спасибо за старание. Сотри и садись.
Я не ожидал такой реакции и поэтому моё настроение падает до нуля. Мне непонятно, чем я не угодил учителю, с которым и так у меня были достаточно напряжённые отношения. Конечно, я вытираю доску и сажусь на своё место в среднем ряду на шестой или пятой парте справа.
И только на перемене, мой товарищ объясняет мне, что я во всех словах, кроме одного, сделал ошибки. То есть у меня получилась вот такая красивая, но безграмотная надпись:

Борогая Любмила Алексевна, позбравляем Вас с бнём рожбения!

Вот такие у нас бывают ИСТЧО, когда нас неправильно учат в школе.


А здесь юмористический стих от лица моих учеников-дисграфиков и меня самого такого же грамотея.
http://www.stihi.ru/2017/01/01/2847

А вот здесь ссылка на мою книгу по методике обучения грамотности "Алгоритмы обучения грамотности: как заниматься с ребенком, который "не вписывается" в школьную программу", в ней я выделил доорфографический уровень письма и навыки в него входящие, описал алгоритмы освоения всех навыков этого уровня, пройдя по ссылке вы можете увидеть вебинар, записанный на сайте издательства "Генезис".
http: //www. knigi-psychologia. com/internet-magazin/ algoritmy-obucheniya-gramotnosti html