Эстафета времени. Отрывки из романа Крылья Родины

Нелли Вист
 
Эстафета времени.

          Начало 18 столетия. Освобождаются земли Крыма и Причерноморья. Новая волна переселенцев из Европы, спешит на эти земли .
Дойдя до пересыльного лагеря, большая группа остановилась на огромной равнине, где уже стояли и, судя по всему, отдыхали несколько дней - такие же переселенцы из Германии, Польши и Швейцарии. Необходимо было отдохнуть, похоронить людей, так как за последние дни умерло несколько человек. Затем,  двигаться дальше. Тем, у кого не было предписания или даже паспортов, приходилось очень долго ждать решения его статского советника губернии, центр по переселению находился в Одессе. В пересыльном лагере формировали колонны, по принципу добровольности, людей с одних или соседних деревень и также говорящих на одном диалекте. Выбирался староста колонны, порою  и назначался комиссаром русской дипломатической миссии. Старосте колонии передавались  паспорта, подорожные документы и кормовые деньги.
        Петр и Каролина сидели в обнимку  чуть подальше от стоянки, молодая женщина прижалась к мужу и ела ягоды, по одной снимая с его раскрытой ладони.  В этот момент к ним подошел, молодой мужчина, с которым Петр повстречался в саду. Он улыбнулся и попросил разрешения сесть. Петер кивнул в знак согласия. Они немного помолчали. Каролина доела вишню, поправила чепец.
- Я пойду,- сказала она.
- Мы завтра отправляемся на Крымский полуостров. Но вот незадача, мой старший сын сломал нож, он им дрова колол. Мы из города, хозяйственного добра у нас не много, а то, что было, сгорело во время пожара, да еще топор потеряли или его украли. Может, подскажешь, где можно выменять большой нож или топор?
- Да, с этим трудно. А на что меняешь?
Мужчина раскрыл длинную деревянную шкатулку и, аккуратно развернув  тряпицу, показал флейту.
- Вот, выручи, а брат?! Пропадем без топора.
Петр не мог отказать в просьбе, понимал, что в дороге и на новом месте нож, и топор самим пригодятся. Но с другой стороны, топорами они запаслись и ножей в достатке. Он приподнялся и сказал:
- Пошли. Поскольку ты назвал меня братом, тогда скажи твою фамилию  и куда вы направляетесь. Я дам тебе топор и маленький нож. Породнимся. Кто знает, жизнь она интересная и не предсказуемая. Думал ли я когда-нибудь, что буду сидеть в турецкой степи на огромных просторах Российской империи  и разговаривать с  немцем из Штутгарта.
- Эта отличная флейта, прекрасного звучания. Там и наша фамилия вырезана, мне ее хороший мастер по заказу для моего сына изготовил. Я музыкант, играл в церкви на органе и клавесине, но лютый пожар уничтожил все в одночасье. Ты брат, береги  инструмент, и желаю, чтобы твои дети любили музыку, как люблю ее я.
- Меня Петром зовут, я с берегов Рейна, слышал небольшое поселение – Гермерсхайм.  Французский король совсем нас замучил, постоянно воевать заставляет. Старшего брата уже на войне потеряли, наделы земель не выделяются, Рейн все урожаи заливает. Такие вот дела, брат.
- А меня зовут Иоганес, с нами моя кузина Маргарет с мужем и детьми.  Мы завтра направляемся  в Крым, село Ислам –Терек.
Петер вытащил запасной топор и нож, забрал флейту, аккуратно уложив ее,  пошел проводить названного брата.
Они распрощались, пожелав друг- другу:  «Доброго пути и хорошо устроиться на новом месте». Подходя к своим телегам, Петр подумал: «Вот первый раз вижу человека, а проникся к нему, жалко. Но кто знает, а может еще и встретимся, или он когда мне или моим детям и внукам поможет. Доброе дело и тебе и другому приятно».

           Голод 1932–34 г. явился прямым результатом сталинской аграрной политики, связанной с начавшейся в стране индустриализацией. Ее сутью стало насильственное насаждение колхозов в зерновых районах СССР.
         Архангельск., лагерь депортированных с Украины, сюда выслали в 1932г. многие крестьянские семьи за невыполнение продовольственного налога. Год назад, в 1936г. за примерный труд, родителей освободили от ссыльных работ, вся семья переселилась в неохраняемый барак, но продолжали работать на том же заводе. Вечером после скромного ужина вся семья сидела рядом с печкой и странствовала по белу свету, так как сын открыл учебник географии и спрашивал отца про Черное море. Они вспомнили родной дом, село,  родных и близких.
- Ничего дети, старайтесь, учитесь, и будет у вас светлая жизнь. Трудитесь добросовестно и живите честно. Бог нам всем поможет, он всемилостив.
- Папа, Бога нет, нам так в школе сказали. Это все придумали глупые люди, которые не желают верить в светлое коммунистическое будущее, и от бессилия уповают на Бога, - вставила дочь.
- Запомни, дорогая моя, никто и никогда не должен знать, что в твоей душе живет Бог. Он там внутри и никому и никогда это не рассказывай, и он всегда будет тебе помогать, порой не сразу, но обязательно поможет, верь в это.
- Хорошо, папа. И нельзя никому говорить, что в воскресенье будет Пасха?
- Верно, никому. Ведь Бог живет в твоей душе, и никто другой это не видит и не знает.
Родители переглянулись, а старший сын, который уже разбирался в настоящем времени, добавил:
- Все эти праздники сестренка, придумали взрослые, чтобы порадовать детей и накормить их  вкусной едой во время  праздников.
-А теперь доченька возьми флейту и сыграй папе выученную вчера песню, - сказал отец.
Девочка стала наигрывать, сначала веселую мелодию, а затем недавно выученную пасхальную песню. Все  внимательно  слушали, а брат Вениамин полушепотом подпевал. Отец улыбался, но в одном месте поднял палец, Мария стазу поняла и закончила на тон выше.
- Умница моя, молодец! Надо новую коробку для инструмента сделать, я займусь. Дети эта флейта досталась нам от прадеда, а ему подарил ее музыкант из Штутгарта, они познакомились в дороге. Берегите эту реликвию и ни кому не рассказывайте об этом- уже не громко добавил отец. 

2005 г. Германия.
         Настя сдала экзамены в гимназии. Девушка повзрослела, похорошела. Свое будущее Настя видела связанное с музыкой,- она немного сочиняла, эти  небольшие музыкальные произведения очень нравились родным, особенно отцу. Девушка прошла прослушивание в консерваторию. Профессор сказал, что она зачислена, но вся семья ждала письменного подтверждения.
Андрей зашел в дом, заглянул в почтовый ящик и вытащил письмо, хотел сразу открыть, но увидел что адресовано оно Насте.
- Настя, сестренка, тебе письмо!- произнес он громко, открывая входную дверь.
Но ответа не последовало. Он вспомнил, что сестра  в автошколе, на занятиях.
Когда Настя пришли домой, она трясущимися руками вскрыла конверт, внимательно прочла письмо и запрыгала от радости.
- Ура!!! Меня зачислили, ура!- восторженно закричала она.
В этот момент вернулась с работы Ольга.
- Что здесь происходит?- спросила она.
- Мамочка, меня зачислили. Ура!- закричала, пританцовывая Настя.
- Молодец, моя золотая. Рада за тебя,- обнимая дочь, сказала мама.- Так, Андрейка, поезжай за бабушкой и дедушкой. Пока отец с работы приедет, мы накроем стол.
            Вся семья собралась. Дмитрий налил шампанское в бокалы, встал и произнес:
- Настя, радость моя, я рад за тебя. Горжусь, что моя дочь будет учиться в консерватории. Учись хорошо. Когда ты ее окончишь, буду гордиться еще больше!
  Все с большим аппетитом налегли на салат и пельмени. Когда перекусили, бабушка достала из сумочки сверток, подала его деду, встала и сказала:
- Вставай дед, наконец, пришло время, передать эстафету.
Все переглянулись и затихли в ожидании. Дед встал, протянул длинную узкую деревянную шкатулочку внучке  и торжественно сказал:
- Дорогая Настенька, так уж получилось, что мои дети не имели возможности получить музыкальное образование, но мы с вашей бабушкой всегда знали, что этот день наступит. Передаем эстафету наших предков тебе, дорогая внученька. Мы верим, что из тебя получиться настоящий музыкант.
В звенящей тишине, Настя открыла шкатулку и увидела флейту. Она аккуратно достала ее и приложила к губам, послышался гулкий звук. Еще в детстве Настя  пробовала играть на флейте, но ее основным инструментом было пианино, поэтому она еще раз внимательно осмотрела инструмент и затем сыграла простейшую мелодию: «Василек, василек». У дедушки и бабушки от умиления выступили слезы на глазах. Оля вопросительно посмотрела на родителей:
- Такое свершается, наверное, только на небесах. Да, да, не удивляйтесь. Возможно, что звучание у этой флейты не такое звонкое, но ей уже более 200 лет. Принадлежала она твоему прадеду, который играл на органе в церкви города Штутгарта. Посмотри внимательно внученька, там вверху вырезана его фамилия. Эта флейта была изготовлена по заказу для сына этого музыканта. Инструменту пришлось пройти очень суровые испытания и побывать во многих местах земного шара: Германия- Штутгарт,  Одесса, Николаев, Архангельск, Ростов, Северный Урал и теперь вернулась в Германию. Береги ее, как священную реликвию предков и продолжай традицию - люби музыку. Пусть сопутствует тебе удача!
- Ой, дедушка, как интересно. Расскажи, пожалуйста, поподробнее,- попросила  внучка.
Дед сел, и начал свой рассказ:
- Как мне рассказывал мой отец, а ему его отец, случилось это все где-то под Одессой в начале 18 столетия, когда уже Российская империя прогнала турок, освободила Причерноморье и Крым, а в Европе восседал на троне Наполеон. Как вы знаете, первая волна немцев переселенцев в Россию произошла по приглашению Екатерины (манифест 1762г.),  тогда заселялись земли Приволжья. А вторая – по приглашению ее внука, Александра (манифест 1804 г.) на освобожденные от турок земли. И вот тогда, во время длинного, трудного пути продвижения из Германии в Причерноморье, где-то под Одессой, в одном из перевалочных лагерей, встретились мой прадед и прадед вашей бабушки, который и был как раз музыкантом.  Они разговорились, оказалось, что сын музыканта сломал последний нож и у них был утерян топор, а куда без этого, не прожить. Тогда и обменялись они друг с другом, один отдал флейту, а другой нож и топор. Я помню, как об этом рассказывал мне мой отец в Архангельске. Моя младшая сестренка Мария очень хорошо играла на флейте, ее обучал этим премудростям отец. Но вскоре его забрал черный воронок, а нас с сестрой выселили. Я устроился работать на корабле, и стал учиться морскому делу. Мою сестру пожалел капитан этого корабля и пристроил жить к своей сестре, у которой погиб в море муж, и она осталась с двумя малыми детками. Мария ходила в школу и помогала нянчить детей. Но перед началом войны, я ушел служить в армию. Во время войны моя сестра с сестрой капитана работали в госпитале. Там же Мария познакомилась со своим будущим мужем, который попал туда с пулевыми ранениями. Выжил. Любовь победила. Они уехали жить в Ростов на Дону, на родину Константина. Мы потерялись, только в конце пятидесятых я получил от сестры письмо. Они приехали к нам на Урал, познакомились с моей женой и Олиной бабушкой. Мария была влюблена в бабушку Оттылию, которая ей  много рассказывала,  про жизнь в Причерноморье. Тогда Мария узнала, что Оттылия вышла замуж за Матвея, отца моей жены, который был правнуком музыканта. Матвей умер в лесах северного Урала (после высылки всей семьи в1929г. из  Феодосии). Сестра вспомнила о флейте и написала письмо в Архангельск. К счастью, инструмент оказался в целости, его переслали  Марии. А когда мы с Эллой ездили в Ростов, они подарили флейту нам, так как две фамилии воссоединились. Мне недавно посоветовали знаменитого мастера, им был произведен ремонт (Когда он услышал эту историю, отказался брать деньги, но я подарил ему дорогую бутылку французского коньяка). Настенька, береги это сокровище. Искусство великая сила, пусть этот инструмент сплачивает многие поколения и окрыляет мечту!
- Молодец, дед, правильно все сказал,- вставила бабушка и погладила его по руке.