Зазеркалье

Яков Звягин
(Из серии "Знакомьтесь, Я Василий")      

      Моя жизнь, как Потёмкинская деревня. С лицевой стороны вроде всё в порядке. А вот с обратной... сплошной ужас. Об этой изнаночной стороне своего существования, я узнал совершенно случайно. Живу как все нормальные люди. По поликлиникам бегаю по мере необходимости в часы пик разных там диверсионных эпидемий. Работа тоже есть. С голоду не умираю. За квартирные услуги долгов особенных нет. Что ещё надо холостяку?
К чему всё это пишу? Да к тому, что жил-поживал, лишнего не желал. Но… однажды вечером вернулся я с работы. Огляделся. Пора порядок в квартире навести. Пыль убрать, посуду помыть. Кроме меня сделать некому. Прилёг на диван. Дай, думаю, минут на пять расслаблюсь после трудового дня. А в голове мысль назойливая вздремнуть не даёт:
"Выйди на улицу. Опорожни ведёрко из-под мусора"
Пришлось встать и нехотя исполнить надоедливую просьбу ума.
“Ретро выбросили, буржуи, - решил я, вытаскивая из мусорного контейнера зеркало в резной деревянной  раме.
 Придя домой, аккуратно протёр нежданную находку и повесил её в комнате на почётном месте. Прямо напротив дивана. Хороший дизайн получился. Диван, стол, зеркало и хозяин. Всё в одном стиле и эпохи.
- Неплохо, - похвалил я себя глядя в зеркало, приглаживая растительность на макушке,
Через мгновение… моя причёска увеличилась в объёме.
За своим отражением я не увидел свой потрёпанный диван! На той стороне стоял роскошный, современный гарнитур. Я в ужасе оглянулся. Всё в норме. Ничего не убавилось и не прибавилось. Я снова повернулся к зеркалу.
Там действительно красовался шикарный диван с двумя приличными креслами по бокам, одно из которых прикрывало моё отражение. Но, что страшнее всего, оно ехидно улыбалось! И в этой улыбке сверкал золотой зуб, которого у меня сроду не было! Я очумел…
Мысли заметались в голове словно крыса в клетке. Её длинный хвост ударил меня по глазам. Я в ужасе зажмурился.
А когда открыл веки, отражение сочувственно проговорило мне,
- Рад приветствовать себя, в твоём лице.
Холёная рука, с огромным перстнем на указательном пальце, протянуло мне носовой платок.
 Я машинально взял его и высморкался в белоснежную ткань.
- Ты кто? - придя в себя, спросил я знакомую физиономию.
Она рассмеялась,
- Не узнаёшь? Да это же ты.
- Вижу, что я. Вот только со стороны выглядишь гораздо привлекательнее. И живёшь неплохо, - я вернул платок. - Диванчик, кресла... Не удивлюсь, что и сервант тоже есть.
- А как же. Ты что, зря пашешь? После каждой получки я с удовольствием бегаю по фирменным магазинам, занимаясь шопингом.
- Чем, чем? - переспросил я отражение.
- Шопингом. Тебе этого не понять.
- Как это не понять? Я, по-твоему, болван?
Он поморщился,
- Не оскорбляй меня.
От нашего диалога, почувствовал я, могу и в психушку попасть. Шатаясь, вернулся к обшарпанному дивану и тяжело плюхнулся в скрипящие пружины.
Он тоже отошёл на задний план и с наслаждением утопил своё холёное тело в мягкую обивку дорогого гарнитура.
- Поговорим? - обратился двойник ко мне.
- Валяй, - разрешил я.
- Дело в том, что у меня появились некоторые трудности связанные с тобой. Месяц назад ты болел. И соответственно, наш работодатель выплатил нам уменьшенную сумму. А у меня кредит. И чем же я буду его оплачивать?
- Что?! - вытаращив я глаза. - Кредит? У меня? Тьфу. У тебя? На мои деньги? Я точно получу заворот мозгов!
Я вскочил от возмущения.
- Требую объяснить мне всё, что здесь происходит! Немедленно! Иначе я... я… разобью это зеркало.
Я подбежал к стене и угрожающе занёс трясущийся кулак между нашими мирами.
Он нервно дёрнулся и нехотя оторвал от мягкой мебели свой зад. Подошёл ко мне. С огорчением покачал головой.
- Мои нештатные обстоятельства вынуждают меня пойти тебе навстречу. Он оценивающе осмотрел меня.
- Неважно выглядишь. Не бережёшь себя. А до пенсии, нам ещё далеко.
Я возмутился,
- Послушай, буржуй, у меня сложилось впечатление, что ты меня грабишь.
Он  рассмеялся,
- Я сам себя граблю. Не-ет. Это ты меня. Болеешь, когда у тебя долгов по горло. Вместо того чтобы найти подработку после работы, ты вчера отдал  десятку бомжу. Он что, просил? Мирно сидел в сторонке с протянутой рукой. Это и есть настоящее ограбление. Ты выбросил наши деньги на ветер.
- Он мой старый знакомый, - возмутился я. - Не пьющий, одинокий. У него голова не в порядке. Жалко мужика. Жить на что-то ему надо.
- Я и говорю, грабишь нас обоих. А мне ещё долги банку отдавать...
Я перебил наглеца,
- Повторяю. Или ты объяснишь всё это, - я обвёл руками его домашний интерьер, - или мы расстанемся одним моим движением по твоей лощёной харе, - я снова угрожающе занёс кулак над зеркалом.
Он нервно передёрнулся.
- Успокойся. Давай заходи в гости. И мы все мирно обсудим. Ведь ты и я одна личность в двух экземплярах. Зачем же самого себя бить по физиономии?
Я согласился с его доводом. Другого выхода у меня не было. Или я иду добровольно сдаваться в дурдом, или принимаю его предложение посетить за зеркальный мир и всё выяснить лично.
Я снял зеркало со стены. Поставил его на пол. Медленно, с опаской, вполз на четвереньках в узкую рамку. Эксперимент завершился вполне удачно. Я оказался в новой реальности.
     Вот это была квартира! Настоящая! В таких хоромах только буржуи живут. Я вдруг ощутил сильную зависть, и... непроизвольно плюнул на  мраморную плитку пола. Смутился от неожиданного поступка, и вместе с тем обрадовался ему. Есть ещё порох в пороховницах пролетариата, несмотря на исторический семидесятилетний пробел. Хозяин дома брезгливо отодвинулся в сторону.
- Дорогой родственник. Рад приветствовать тебя в наших краях, - холодно произнёс он, приглашая барским жестом на знакомый диван.
Его подозрительный взгляд пытался проникнуть в мой, воспалённый сюрреализмом мозг и определить стратегию наступления. Я же, хотя и находился на чужой территории, чувствовал себя хозяином положения. Несмотря на весь абсурд ситуации, не переставал осознавать, что мяч под моей ногой. Не зря буржуй Василий пригласил грузчика Ваську в свои хоромы.
Я согнул левую ногу, и нагло поставил грязную туфлю на край дорогого дивана. Мои локти облокотились на белоснежную спинку, а пальцы рук беззвучно постукивали по мягкой ткани.
Двойник пытался не замечать мою бестактность и грубость. По всей вероятности, я был ему очень нужен. Видно, его кредиторы скоро придут к должнику с утюгом. Я победно хмыкнул. Лучше грызть корку хлеба и запивать водой, чем пить коньяк и бегать от преследователей по бесчисленным комнатам личного дворца.
- Хорошо тут у нас, - начал я издалека, - Уютно. А где угощение для гостя?
Хозяин тяжело вздохнул.
Я понял, что посадил его на диету своей болезнью в прошлом месяце.
- Взял бы и продал гарнитур, - я перебросил мяч на его сторону. - Было бы тогда чем покормить дорогого гостя.
Он стыдливо опустил взгляд в мраморный пол. Я нанёс ещё один удар ближе к воротам противника,
- Я пашу как последний холоп, а ты с бесстыдством пользуешься моим трудом.
Он съёжился, и совсем поник. Я не унимался,
- Вместо того чтобы поделиться богатством, нажитым мною непосильным трудом, ты годами прятался в перевёрнутом мире! А я то думал, что нормально живу. Действительно, дурак! Ем тухлую селёдку. Питаюсь чёрствым хлебом из опилок. Пью всякую гадость. И чувствую себя безмерно счастливым. Абсурд!
Я уже не мог сидеть. Вскочил от возмущения и размахивая кулаками словно на ринге, продолжал свой словесный бой, желая нокаутировать себя в его лице.
- Сколько лет нас дурачили! Наш мир единственная реальность. Мы уникальны! Умны! Сильны! Если чуть сильнее поднатужиться, то станем жить в полнейшем изобилии! Манна небесная, в золотой упаковке, будет падать на наши счастливые головы! Болезни исчезнут, на Марсе яблони зацветут. Обман! Враньё! Нас, оказывается, просто грабят! Вы, живущие в другом мире! Все наши материальные средства, каким-то неизвестным способом, оказываются в зазеркалье! И ими пользуются чуждые нам личности! Бомбу ядерную, холеру, экспроприацию  на ваши головы!
Двойник смахнул слезу с глаз, и перебил мою возмущённую тираду.
- Василий. Ты ошибаешься. Всё не так просто. Я ничего и никого не грабил. Это закон природы. Кто-то теряет, а кто-то находит. Кто-то умирает, а кто-то рождается. Энергия не исчезает бесследно. Она только из одних рук переходит в другие. Я и ты одна личность. Просто, в данный момент, твой труд достался мне. Но, придёт время, когда всё будет наоборот.
- Когда? После того как помру?! - воскликнул я.
Он стыдливо замолчал.
- Ты мне лучше скажи, почему я живу так бедно, а ты..., - я обвёл взглядом помещение, - Огромный телевизор на всю стену. Бриллиантовая люстра над головой. Алмазный письменный стол у наших ног?
- А вот в холодильнике пусто, - он жалобно посмотрел мне в глаза, - Люстра не хлеб.
- Продай её, купи еды и жри всю оставшуюся жизнь.
- Не всё так просто, Василий, как ты думаешь. У нас есть свои непреодолимые трудности. Мы полностью зависим от вас.
- Вы нагло уселись на нашем горбу, и паразитируете, - резюмировал я. - Эксплуататоры! Буржуи! Сволочи!
Я разошёлся не на шутку.
- Успокойся, Василий. Не надо так сильно идеализировать наш мир. У нас нет для вас ни кнута, ни пряника. Это только рабовладельцы могли себе позволить такую роскошь. Мы, в отличие от вас, ощущаем себя в автомобиле без тормозов и руля. Ложимся и встаём со страхом. А вдруг двойник попал в аварию, потерял работу, запил? Или ещё хуже – заболел.
- Помер, - добавил я, предвкушая реакцию хозяина брильянтовой люстры.
Я снова развалился на его роскошном диване.
- Это, как раз, самый лучший вариант, - мечтательно произнёс он.
- Смеёшься? – спросил я.
- Страховая компания, в случае смерти кормильца, погашает все расходы и банковские долги.
Он медленно перевёл взгляд с потолка на своего гостя. Мне стало нехорошо…
 Я вдруг явственно ощутил себя мышью перед сытым котом, раздумывающего над извечной проблемой: поиграть или съесть?
- Поболтали чуток, пора и меру знать, - проговорил я, чувствуя в голосе предательскую дрожь.
Встал и направился к зеркалу,
- Подожди, - окликнул меня хозяин.
Если он решил меня убить, то повод был стопроцентный. Да и шансов на удачу предостаточно. Наши весовые категории сильно отличались. Мне очень не хотелось умирать. Тем более в зазеркалье. Здесь, по-видимому, и кладбищ нет нормальных. Не плитой надгробной накрывают покойника, а покойником плиту. От такого мысли совсем стало дурно. Мало того что я всю жизнь кормил эту сволочь, так ещё стану его жертвой? Моё тело метнулось к зеркальной раме, прислонённой к основанию мраморного пола. Учитывая скромные размеры спасительного отверстия, я сложил руки лодочкой и нырнул в родные пенаты. Противник изменил мой полёт ударом ноги. Я промахнулся. Руки не выдержали инерцию тела  при столкновении со стеной. Удар по моим мозгам оказался достаточно ощутимым. Но жажда к жизни была ещё сильнее. Я быстро сориентировался в окружающем пространстве и, вскочив  на ноги, ринулся к обнаруженной двери. Она разлетелась на миллион жемчужных горошин. Отчаянный крик двойника отозвался в моём сердце неописуемым злорадством.

***

      Я стоял у двери своего подъезда. Холодный осенний ветер влетел мне подмышки. Заставил мои руки обхватить грудную клетку, пытаясь сохранить улетающее тепло. Вверху, в лунном свете, кружилась стая чёрных воронов. Увидев меня, птицы дружно направились в мою сторону, образуя острый угрожающий клин. Я инстинктивно понял, что мне угрожает смертельная опасность и быстро нырнул в темный подъезд.
Сырой запах облупленных стен привел меня в чувство. Тускло горела одинокая лампочка, отбрасывая размытые тени  на грязный  бетонный пол.  И тишина... Жуткая и тревожная... Рядом... А там, за закрытой наружной дверью, хриплое карканье летающих пернатых.
"Который час?" -  мелькнуло у меня в голове, - "И как я оказался в подъезде своего дома поздней ночью?"
Я быстро поднялся на третий этаж, где, согласно прописке, жил долгие годы в квартире номер двенадцать. Дверь оказалась закрытой.
Не зная почему, я машинально нажал на звонок. Мой дрожащий палец, давил на кнопку, к которой он не имел доступа многие годы. Разве одинокому хозяину нужно разрешение, чтобы  войти в свой дом?
За дверью раздались чьи-то шаркающие шаги, и я неожиданно услышал свой голос
- Кто там? Ни сна, ни отдыха? Землетрясение, что ли?
Мне совсем стало не по себе. Я задрожал и жалобно проговорил,
- Откройте, пожалуйста. Это я Василий.
- Какой ещё там Василий? Все Василии ночью дома спят, а не шляются по подъездам.
Я снова в отчаянии нажал кнопку звонка,
- Немедленно открой! Давай лучше поговорим! Начистоту. Как мужчина с мужчиной.
- Не о чем нам говорить. Уходи.
- Сволочь!  - возмутилось все мое нутро. - Мало того, что ты заманил меня в свое проклятое зазеркалье, покушался на мою жизнь, так ещё решил прихватить в придачу и мою квартиру?  Я ... я... Если ты не откроешь дверь, я выломаю ее и сверну тебе шею.
Замок щелкнул. Я надавил и с трудом втиснулся в узкий дверной проём. Машинально нащупал на стене выключатель...
В прихожей никого не было. Я бегал по квартире, рыская как зверь. Под диваном, столом, шкафом. Пусто. Испуганный и усталый присел на кухонный табурет. Снова вскочил и заглянул в духовку газовой плиты - единственное место, где ещё не смотрел. Ни-ко-го...
- Всё, - решил я, - Пора лечиться. И серьезно.
Вдруг я вспомнил о зеркале. С него-то все началось!
Я влетел в комнату. Подбежал к своей находке. Нет. Все в порядке. За моим отражением обыкновенный  обшарпанный диван. Мой. Я широко распахнул рот, ожидая увидеть золотой зуб, блеснувший в прошлый раз. Драгоценного металла в нем и в помине не было. Обыкновенные зубы. Слегка подгнившие согласно возрасту.
Я подмигнул отражению. Оно тоже подмигнуло. И все. Никаких ухмылок и отклонений от оригинала. Но на душе было неспокойно. Я ощутил себя маленьким ребенком, чья мать ушла в ночную смену, оставив дитя спать одного до утра. А он взял и проснулся. Мне вспомнилось, что такое было со мною не раз в далёком детстве. Весь ужас страха снова навалился на меня. Я нырнул на диван и натянул на голову холодное одеяло.
- Спать, - приказал себе. - Немедленно.

***
      Утренний солнечный луч нежно прикоснулся к моим щекам. Я сладко потянулся и... вспомнил всё, что произошло вечером.
На противоположной стене вместо зеркала торчал старый согнутый гвоздь.
Я облегчённо вздохнул.
- Приснится же такая гадость, - радостно пробормотал я.
Через полчаса, упоенный действительностью, вышел из дома прогуляться под небесами. Подышать свежим воздухом. Послушать воркование голубей. В общем - размяться.
Проходя мимо помойки, я увидел, как сосед вытаскивает из мусорного контейнера, знакомую рамку с зеркалом?!
Я бросился к нему.
- Стой! Стой!
- Ты чего, Василий? Твоё, что ли? - указал он на зеркало, - Так я же не знал.  Следующий раз, прежде чем выбрасывать, подумай. Забирай, - он протянул мне свой трофей.
Я в ужасе выхватил из его рук зеркало и с размаху расколол находку об асфальт. Яркие брызги разлетелись вокруг нас. Последнее, что увидел, перекошенную  физиономию моего лица с золотым зубом во рту.
У меня подогнулись колени.
- Василий, Василий - повторял сосед, - ты в порядке?  У тебя кровь. Видно осколком...
Я почувствовал на губах солёный привкус. Язык ощутил непривычную пустоту.
- Одним зубом меньше, - процедил я, - И поделом. Нечего всякую дрянь подбирать на улице. И тебе не советую!
Над нами, надрывно каркая, пронеслась стая чёрных ворон.
- Есть многое на свете, друг Горацио… - прошептал я давно забытую знаменитую фразу.
- Что и не снилось нашим мудрецам, - продолжил сосед.
Я с уважением и… опаской посмотрел на него.