265 - рассказ для подростков и юношей

Игорь Карпов 4
Жил да был на свете маленький, симпатичный, желтый автобус, имел порядковый номер № 265. У автобусов имена – номера их маршрутов, по которым они ездят и развозят людей. Собирать таких, как он начали давно, в далеком аж 1960г на известном всем Ликинском автобусном заводе, кратком именуемым ЛИАЗ. Сперва, их пустили пробно по городским маршрутам, они отлично зарекомендовали себя своей надежностью, неприхотливостью и выносливостью. Могли перевозить много людей. После чего их стали выпускать массово, серийно.
Наш приятель, о котором пойдет в дальнейшем речь, ездил в 80-90 годы 20-го века. Юность его пришла на правление генерального секретаря  Горбачева, когда он молодым юношей  сошел с заводского конвейера. В автобусном парке, куда он прибыл по распределению, ему дали имя как в роддоме под номером 265 и определили маршрут, по которому он будет развозить людей. Ведь автобусы как люди, тоже проходят все стадии жизни, рождаются, только не в роддоме, а на конвейере завода, в заводском цеху, после у них наступает юность, когда они приступают к работе, стажерами развозя людей по городским улочкам и маршрутам. Далее наступает зрелость, когда они опытные, со стажем знают свое дело, как искусные доки вдаль и поперек, знают, где и как лучше пройти, где убавить, где прибавить скорость, становятся матерыми корифеями, асами своего дела!  Cпособны пройти маршрут с закрытыми глазами! Но молодость cо временем,  как и у людей проходит, и постепенно у автобусов подходит старость, они, как и люди начинают болеть, по-ихнему ломаться, только вместо таблеток их периодически ремонтируют. Здоровье, как и у людей уже не то, временами пошаливает и наступает период старости, когда их отправляют после 25 лет на заслуженную пенсию, меняя на более усовершенствованные модификации. А далее, наступает самое печальное и страшное, когда никому не нужных и отслуживших свое, их просто отвозят на свалку, или распиливают на груду металлолома.
Возвращаясь к нашему герою, только сошедшему с заводского конвейера, полному сил, энтузиазма и энергии, его распределили по городскому маршруту, пролегающему через живописный парк “Сокольники”.
О Сокольниках можно вообще писать и говорить часами. Это прекрасное место, идиллия для отдыха семьи и воркования влюбленных между лесных аллей, на лавочках возле старого пруда с уточками. Зимой там прекрасно ходить на лыжах, летом и весной кататься на велосипедах. Еще там есть чудесный по красоте розарий с дивными, благоухающими розами!
Непосредственно в сам парк дорога не пролегала, но наш знакомый ездил каждый раз маршрутом мимо этого парка и вез туда разных людей.
Каждый новый рейс - отдельная история, услышанная им от пассажиров в его салоне. Сколько интересных и даже драматических ситуаций мог наблюдать 265-ый, сколько чужих разговоров было подслушано этим любопытным автобусом. Какие же все же интересные и странные эти люди думал 265-ый. Хорошо, что я имел возможность познакомиться с людьми!
Кого только не перевозил за свою достаточно длинную карьеру этот автобус! И здоровенных лыжников, бесцеремонно вваливающихся и ломящихся в двери со своими здоровыми деревянными палками, дубинами, которые они почему-то называли лыжами. Велосипедистов с громадными горными велосипедами, студентов, шумной оравой кидающихся в салон и потом весело всю дорогу галдящих, смеющихся и не дающих покоя другим пассажирам. Были также парочки молодых воркующих и целующихся влюбленных, которые были так заняты собой, своей пылкой любовью, что не замечали никого вокруг себя и даже проезжали порой свою остановку. Несколько раз он видел даже красивых плачущих девушек, которые всю дорогу, отвернувшись к окну, рыдали, еле сдерживая слезы. Что с ней случилось, думал наш герой, может в ее семьей какое горе с близкими,  или проблемы с ее молодым человеком, кто обидел незаслуженно эту девушку? Но выяснить причину он,  конечно,  не мог, ведь кто-то должен был везти людей,  и ему оставалось только молча сокрушаться в унисон этим девушкам, разделяя их печать и горесть.
С годами 265-ый стал докой в своем деле, он знал маршрут как свои пять пальцев,  и мог с закрытыми глазами проехать его. Знал, где нужно прибавить, где наоборот сбавить скорость, опасные места и как их проезжать. Он научился подстраиваться под своих пассажиров, и они стали для него самыми лучшими друзьями по жизни.
Тем временем, годы шли и наш герой, как и люди, начал, к сожалению, часто болеть и стареть. Его стали периодически ремонтировать. Возраст все-таки уже сказывался. На дворе был конец 90-ых годов, режим уже лет 10 как рухнул, и страна стала называться Россией, автобус уже был далеко не молод. 20 лет по человеческим меркам для автобусов уже старость. Люди стало часто ворчать на него, и быть недовольными им. Он видел новые, более современные автобусы, более  эргономичные и комфортные, оборудованные кондиционером и прочими вещами, которые ездили с ним, и были в автобусном парке. 265-ый прекрасно понимал, что его скоро отправят на заслуженную старость, на пенсию, а он хотел еще работать и приносить людям пользу. Сокрушаясь и печалясь по этому поводу, он делился своими жалобами со своими молодыми коллегами по автобусном парку, что его, видимо, отправят на пенсию,  но новенькие, недавно сошедшие с конвейера, только ехидно подсмеивались над ним, дескать, нам старик бы твои проблемы! Как известно, молодым стариков не понять. Только, когда их самих через годы и десятилетия постигнет такая же горькая участь.
В одну из своих обычных поездок наш герой вдруг забарахлил и остановился на ровном месте как вкопанный. Людей пришлось всех высадить к досаде водителя, и разгневанный шофер стал браниться по чем зря в его адрес обидными ругательствами. Обидно было слушать заслуженному ветерану автобусного парка череду, тираду незаслуженных  оскорблений и ругательств,  в свой адрес, дескать, опять старый хрыч сломался не к месту. А ведь он верой и правдой служил людям 20 лет, отвозя их на работу, с работы, в выходные к месту отдыха. Даже хотелось плакать от обиды, да вот беда, автобусы не умеют плакать, как люди. Да, пришла моя пора очевидно на пенсию выходить, горько подумал он. И не ошибся. Вечером того же дня шофер в автопарке похлопал его и сказал, все старина, тебя сегодня руководство отправило на пенсию. Извини старик, время неумолимо над всеми нами, и моя очередь придет со временем. Жаль, ты верой и правдой служил автопарку долгие годы, но ты уже старик, барахлишь, тебя приходится постоянно ремонтировать, хлопотное это и затратное дело. Да и устарел ты морально и физически. Сейчас новые реалии  и более новые усовершенствованные модели выходят с новой эргономикой, удобствами, кондиционерами, бесшумные и плавные на ходу, ты же тарахтишь и шумишь как трактор и выбросов много от тебя в воздух. На твоем маршруте с завтрашнего дня будет ездить другой автобус, более современный. Так что, вот так вот старина, извини! Вот решил выпить банку пива, проводив тебя на заслуженную пенсию. После чего шофер еще повозился, допил пива и вышел, оставив  погруженного печальными думами 265-го  одного.
Да, вот и мое время пришло, подумал горестно 265-ый. Молодым дорогу, а старикам, таким как ты, на пенсию. Ну что же, не я первый, не я последний.
Пока наш знакомый стоял теперь уже безвылазно в автопарке, на его маршруте уже обкатывался новичок, сошедший не так давно с конвейера. Более современный, вместительный, комфортный, двухсекционный, менее шумный и плавно едущий. А в недрах автобусной конторы на собрании у директора автопарка решалась судьба нашего бывшего героя. Начальство думало, что же делать теперь с заслуженным ветераном автопарка. Место он занимал в автопарке, а в скором времени автопарк должен был пополниться партией новеньких заводских автобусов. Он был уже лишним вроде и мешался. Но жаль было выкинуть его на свалку или пустить на металлолом, как делают обычно cо старыми, уже отслужившими свой век автобусами. К тому же, он стал выглядеть на фоне современных автобусов эдаким ретроавтомобилем, сродни художественному антиквариату, что трудно достать. Надо бы кому то продать его, сказал главный инженер, сухощавый, высокий мужчина средних лет, есть энтузиасты, скупающие старые автобусы. Да, неплохо бы так сделать, ответил директор автопарка - мужчина на вид 60 лет, тучного телосложения. Есть ли друзья, у кого-то иное мнение, хотелось бы послушать, как будем решать судьбу нашего старичка 265-го? Тут в разговор вмешался логист автобазы, а что если нам его музею транспорта отдать? Я как-то был давно в нем, мне очень понравилось, ему там было бы самое место, среди его коллег, таких же стареньких и раритетных как он. И не скучно будет ему, тут логист рассмеялся жидким смехом. А ты прав пожалуй, ответил директор, вот не зря смотрю, ты ешь хлеб свой, так и поступим. Я свяжусь с музеем, и мы обговорим все детали и нюансы. Ну а теперь друзья, все за работу, cобрание закончилось. Пока наш герой скучал взаперти в темноте и духоте автопарка, в конторе директора решалась его будущая судьба. 
В один из солнечных, теплых, весенних дней, двери автопарка открылись, и внутрь вошел знакомый нам водитель автобуса. Он подошел к 265 –му, хлопнул его, как бывало,  по дверце рукой, и сказал, тебе старик повезло, радуйся, тебя не отправят на свалку автобусов, и не распилят на металлолом, теперь ты будешь гордо стоять и позировать  в музее автотранспорта, среди своих друзей автобусов. Благодари директора нашего автопарка, это он постарался тебя пристроить туда. После чего, замурлыкав какую-то песенку вслух, пошел заниматься своими делами. 265-ый от такой радостной вести весь преобразился, и  захотел даже поехать куда-то, да забыл после месячного стояния, что один без шофера,  он не может никуда поехать.
Как же хорошо, что меня миновала горькая участь автобусов до меня, что были выброшены на свалку или распилены на кусочки металлолома. Теперь я буду среди своих друзей. Еще через неделю этот же водитель  зашел опять, и сказал, сегодня ты попрощаешься с нашим родным автопарком и поедешь к своему новому дому - музею. Тебе не будет скучно в окружении твоих коллег и друзей,  люди будут приходить смотреть на тебя.
После чего водитель сел в автобус и поехал отвозить его для передачи в музей. Всю дорогу водитель радостно мурлыкал песни, видно был довольный, наконец, они доехали до музея, ворота которого отворились и наш герой въехал на территорию музея  автотранспорта. Теперь я передаю тебя в надежные руки, сказал водитель автобуса 265-му, я езжу на другом, современном автобусе, а ты обретешь здесь новых друзей, и люди будут приходить на экскурсии, чтобы посмотреть на тебя. Прощай, старина! Напоследок, он помахал нашему автобусу рукой, скрывшись за воротами музея. К 265-му подошли незнакомые люди, один из них сел внутрь автобуса, завел его и поехал в специальный ангар, где принимали все поступающие автобусы. Еще через неделю наш герой, уже помытый и покрашенный, красовался cреди таких же ретроавтобусов, в специальном огромном помещении. Здесь он познакомился со многими бывшими автобусами, обрел много друзей, люди же приходили на экскурсии, тыкали в него пальцем, громко что-то лопотали и фотографировались на его фоне. На этом мы и оставляем нашего главного героя. В нашем же автопарке появились новые, более современные автобусы, которые ходили по тому самому маршруту мимо Сокольников.


(05.01.2020г)
(Карпов Игорь Евгеньевич)