Цокающая Круговщина

Томилин Михаил Леонидович
      Михаил Леонидович Томилин г. Клин   
               
               
    Ещё в детстве, гостя у бабушки 1900 года рождения в деревне Высоково, что в Клинском Кругу или в Круговщине, слышал, как она говорила: «Пей цай, моци баранки». При этом бабушка мне поясняла, что во всех близлежащих деревнях и сёлах в Кругу вместо звука ч в словах говорили ц.
     В позапрошлом году я побывал в очередной раз в Вологде. От местного экскурсовода музея деревянного зодчества, архитектурно этнографического музея Вологодской области «Семёнково» узнал, что, оказывается, вологодские крестьяне тоже не окали, а цокали. Интересно, что в северо - восточной части Вологодчины, которая граничила с новгородскими землями, крестьянские дома ставились с отдельно стоящими банями, а в другой её части – юго - западной бань не было, зато русские печи в домах устраивались с большими подом – отверстием топки печи, для закладки дров, и в них мылись, как и у нас на севере Подмосковья, в Кругу в том числе. Потому что на Вологодчине, и на клинской земле жили племена кривичей, о чём свидетельствуют их курганы.
     Когда стал разбираться во всем этом, выяснил, что есть даже специальный термин «цоканье». Это неразличение в произношении звуков ц и ч, произношение ц на месте ч, например цайка, цай, цашка вместо чайка, чай, чашка, или «да цорт яво знаить, пацаму» или частушка «Дайте мыльце, полотенце и цюлоцки на пеци!». Лингвисты выяснили, что такое произношение свойственно северным говорам: вологодским, костромским, вятским, где ц — твердый звук, как в словах цашка, цисто, улица, отец. Это псковские, часть новгородских, смоленских и тверских говоров, а мягкое ц распространено в Карелии, Архангельской, Вологодской, Кировской областях.
    В статье «О наречиях русского языка, о говорах Московской губернии» в «Вестнике Императорского Русского Географического Общества» за 1852 год знаменитый этнолог и языковед Владимир Даль о нашем Клине писал: «В Московской губернии говорят различно: в Клину — по-новгородски, в Можайске — почти по-смоленски — хвилин, целавек, уфостье, в Коломне - по-рязански, в Богородск; — по-суздальски. ... Цоканье и чваканье проходят отсюда в Тамбовскую губернию за Шацке. В Сергацком вообще цокают на «а» и на «и», местами чвакают и дзекают». Этот говор косвенно в очередной раз подтверждает мою гипотезу об основании Клина новгородцами и о том, что у кривичей на клинской земле был свой древний город Крево.
    Существуют интересные данные, подтверждающие цокающий говор клинского Круга. Статистик и этнограф 1860-х годов И. И. Ордынский опубликовал в «Московских губернских ведомостях» в 1862 году статью «О народных названиях местностей Московской губернии», в которой говорилось: «Жители большей части местностей Московской губернии, носящих народные названия, отличаются особенностями говора, состоящим главным образом в замене буквы ч на букву ц… Цокание распространено в южной части Богородского уезда, в Восточной части Бронницкого, за левым берегом Москвы реки... Кроме того букву ч заменяют на букву ц ещё в двух дальних местностях в Шуваловщине Верейского уезда и в Круговщине Клинского уезда». Автор делает вывод, что эти особенности говора указывают на племенные причины. Полагаю, что здесь — дело с вымершим на наших глазах разговорным диалектом, похожим на тот, на котором в древности говорили одни из наших прямых славянских предков – кривичи. Сохранение говоров И. И. Ордынский связывает с положением и свойством местности: «В этом отношении замечается, что все подобные местности отброшены от главных путей сообщений, находятся на окраине губернии и почти все уеденены от других смежных, особенно Круговщина Клинского уезда, в которую входят более 30 деревень, сгруппированных посреди широкой лесной полосы». Далее в статье отмечается, что такие местности неудобны к земледелию, а это: «.. выразилось в том, что их жители издавна усвоили себе известные занятия, Круговщина – лесное дело ...» Это такие ремёсла, как смолокурение, выжигание угля (углежоги), получение золы или поташа, дёгтя рубка леса, плотницкое дело и так далее.
Полагаю, что топоним «круг» связан с крутым поворотом, загибом реки Яуза или со своеобразным кругом, который образуют реки-притоки Шоши Яуза, Лама, Чёрная и сама Шоша, а деревни и сёла располагались на них, словно образовывая круг. По другому варианту топонимы «круг», «круговщина» связаны с круговой порукой, возможно, с какой-то древней общиной. Существует и интересное название в Кругу — «Пяток» — пять деревень Свистуново, Доросово, Овсянниково, Высоково и Степанцево.
Я удивлялся, почему в Кругу не было старообрядцев. Ответ нашёл у И. И. Ордынского: «И ещё отличие жителей таких местностей: они большею частью принадлежат к расколам, исключая некоторых, Круговщины, в которой зато нет и никогда не было ни одного раскольника. Это явление может быть случайное, а, может, — следствие других вышеприведённых: жители привыкли смотреть на себя, как на нечто особенное».
В первой половине XX века после индустриализации, появления радио и телевидения, газет, хороших транспортных коммуникаций исчез цокающий говор клинской Круговщины, а значит живой (живым назывался из за большого количества говоров и наречий, постоянно пополнявших и обогащавших его. М.Т.) великорусский язык стал ещё на чуточку беднее. Увы, это плоды современной цивилизации.