Монарх или президент

Армен Григорян
         Проблема не в монархе или президенте. Проблема в элитах. Бедные слои населения, на самом деле, очень редко пробуют свои силы на подмостках политического театра. Мировую историю вершит элита или отдельные ее части.
         Особняком держится интеллектуальная элита. Она тоже очень редко вмешивается в исторические процессы, зато часто страдает от них, как и беднота. В самом деле, если бы для баллотирования в парламент ввели бы интеллектуальный ценз, то представьте - сколько карьеристов, трусов, обманщиков, убийц, воров, прелюбодеев, мужеложцев, идиотов, олигофренов, напыщенных дебилов, чванных мещан, уродливых разумом, хитроумных и недалеких инфантилов оказалось бы на улице... Им бы пришлось заниматься тем, к чему они действительно питают страсть: торговля, работа с 09:00 до 18:00, жизнь по "понятиям"...
          Но на самом деле редко какой интеллектуал согласится занять государственную должность. Интеллектуал не может верить в мечту древних философов: в сосуществование деятельного короля и его советника - мудрого философа. Это скорее исключение, чем правило.
           Власть не может развратить интеллектуала. Наоборот, человек, умеющий самостоятельно мыслить и делать выводы, эклектик, парящий над разношерстными идеологиями, выдуманными только для того, чтобы масса приводила к власти конкретную группу лиц, познавая власть изнутри, испытывает одно лишь омерзение и получает подтверждение своих давних мыслей о сущности власти.
 
           Никогда ни один переворот, ни одна революция не делаются для бедных или широких масс. Перевороты и революции, замена декораций, делаются для достижения конкретных целей серьезными людьми. Для фанатиков, участвующих в первом акте подобных пьес, важна победа идеи, для аферистов, участвующих в последующих действиях - личная выгода, для подлинных лидеров, которых волна революционной грязи или подготовленной замены старых политиков на новых приводит к власти - интересы государства. Но никто из них никогда не думает о подлинных, малочисленных интересах большинства. Среднему гражданину нужно немного. Фанатику, аферисту, государственному мужу нужно все.