Беспомощный и бестолковый

Екатерина Домбровская
КУПАЖИРОВАННЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ - НЕМОЩНОЕ ЧУДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Не успели пробить 12 раз Куранты, знаменуя наступление 2020 года, как сразу полетели косяки откликов и рецензий на новогоднюю премьеру фильма "Союз спасения". О декабристах. Нешуточные разгорелись споры, а за ними разительно оголилась вся хитроумная механика нашей весьма болезной реальности.
С одной стороны - несомненные успехи советского образования - в данном случае в духе Эйдельмановско-Окуджавной романтизации революционерства, причём не какого-нибудь плебейского, а именно революционерства "лучших людей" из аристократии и сферы креатива - российского байронизма, чаадаевщины, печеринства и печоринства с одновременным сокровенным, хитро припрятанным презрением к плебсу - к "косному", коренному русскому народу, который, видите ли, и гнобил этих благородно-креативных "лучших людей" в тесном союзе с "тупой властью" (кто-то же гнобил? Не сами же...).
Нынешнее оперное упивание недосягаемой ныне внешней красотой эстетики дворянства, зачастую вне этики (вспомним "Вишневый сад") и даже попыток попытаться понять, а почему же оно так странно переродилось к веку 20 (в "цветы зла" Серебряного века) и рухнуло в кровавую бездну, несмотря на всё своё благородство и красоту, - это упивание - оно ведь действительно оттуда - из любимыхоперных партий.

С другой стороны - очень заметная на фоне твердо усвоенных уроков эйдельмановско-лотмановского фрондизма духовная и интеллектуальная слабость попыток новейшего времени пересмотреть и очистить духовную историю России от этого чуждого нашей ментальности флёра. Попытки подобных пересмотров так и не вылились ни в чекан, ни в гранит. Напротив, вылились они в какофонию. Тут и злобные атаки на дворянскую культуру в лице великой русской классики, за ее, якобы, служение и даже подготовку (!) революции (со стороны рядов священства, между прочим, которым проще выплеснуть с водой ребёнка, нежели разбираться...). Тут и крайности поистине квасного патриотизма, с заливанием розовой краской всего того, что относится к сферам русского коренного бытия. Тоже разбираться честности и мужества не хватает. Плакаты малевать проще. Тут и церковный замыленный гламурный взгляд, не желающий ни слышать и не видеть духовной деградации народа вследствие явного духовного ослабления церкви 17-19 веков (могло ли быть что иное при таком натиске католицизма и протестантизма, пожравшего почти все русские верхи и синодальную деятельность, натиске, который и осуществляли сами эти верхи во главе с царствующими особами и двором, которому противостояли редкие Суворовы, вынужденные реагировать на это преступление петушиным криком, и наши святители - такие как Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, великие святые Оптиной Пустыни, Иоанн Кронштадтский...

Разоблачение коварной лжи этих "невинных" романтических иллюзий (за которыми хорошо пряталась ненависть и презрение ко всему, что связано с "косным" русским национальным крестьянско-православным сознанием) в наши дни явно отстаёт от уверенной деятельности защитников революционных преобразований и антигосударственных фронд по одной причине - не слабости критической, но НЕМОЩИ УТВЕРЖДАЮЩЕЙ наших консерваторов, - немощи и болезненности нашего недавно обретенного христианства.

Конечно, в один момент эту немощь простенько и доступно не разъяснить: если бы она была явно видна, легко доступна для понимания, если бы с ней боролась сама Мать Церковь, то было бы намного легче сей феномен объяснить и описать. Увы: сегодня эта "немощь" в церковном сообществе скорее культивируется, чем распознается и обличается. Долгий потому разговор о том, в чем слабость эта. Но кратко сказать можно: в смешении взглядов плотских, земных, мамоновских, и нахватанных головой поверхностных представлений о православном человеке, о христианской жизни, но не выстраданных истинным опытом жизни по Евангелию, по святым отцам. Это смешение плоти и духа некоторые богословы даже склонны приписывать ИКОНОМИИ - снисхождению к слабости человека. Однако икономия не там и не в том снисходит к немощам человеческим, - не в понятиях и представлениях ума и сердца о христианской жизни, ни в критериях ее подлинности, но во внешних обрядовых чертах христианского быта. Тут же - иное: можно быть, дескать, и православным, и неплохо существовать, быть вполне успешным "по жизни", довольно благополучным, уверенным в себе человеком, ограничив себя "кратким курсом покаяния", почивать на духовных лаврах, и при этом видеть себя истинным христианином и уже фамильярничать с Богом, как, к примеру, упорно пишет в сети одна дама: "Мой любимый Христос..." Такого в нашей духовной традиции никогда, конечно, не бывало. Или рядом со смиренными ликами святых икон размещать на погляд людям - на равных портреты красавиц, и нередко обнажённую натуру. И кистью, и фотоспособом - не суть важно: всё - жизнь, все человек - и иконы, и красавицы.

Всё это святые отцы именовали осквернением духа. Они-то различали смешение добра и зла в сердцах человеческих - горестные последствия грехопадения Адама, и утверждение этого смешения как вполне допустимой нормы жизни.
Тут-то, в этих больных проявлениях и симптомах современного "купажированного" христианства и следует искать причины слабости нашей критики "декабризмов", защитники которого ныне тоже не прочь смешать свои фрондерские мечтания с верой в Бога. Они думают, что можно приветствовать политический радикализм и считать себя верующим и не допуская до ума даже мысли о том, что в истории действует Промысел Божий, что Дух Святой обнаруживает реальное духовное состояние людей и врачует его. Верить в Бога - это ведь вовсе не то, что ДОВЕРЯТЬ БОГУ, принимая "всею душею и всем разумением" - буквально - евангельское о том Слово Христа , что "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены" (Мф.10:29-30) и: "Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет" (Лк. 21:12-19).

Так ли веровали декабристы и фрондеры всех эпох, диссиденты, которые предпочитали бежать от расплаты за своё фрондерство, которая ведь также не без попущения Божия снисходила на их головы? Святые Новомученики, между прочим, никуда не бежали от гонений, как и первомученики, к слову, как и апостолы...

НЕМОЩЬ УТВЕРЖДЕНИЯ преодолевается трудно: только перерождением критика из ветхого в нового человека. И не понятиями, в голову схороненными и из книг усвоенными, а только проживанием мучительного умирания всего в себе прежнего (как с тем евангельским пшеничным зерном), и преболезненного нарождения себя нового. Но кому охота умирать? Очень редким экземплярам. И они, должно признать, вскоре начинают "кричать петухами", потому что убеждаются в бесполезности пробиться к не желающему ничего слышать погрязшему в своих гламурах миру, который всё сильнее норовит перестроить под себя и свой гламур Веру Православную.

И потому ставшая модной ныне консервативная мысль износится в мир не иначе как в корчах постмодернистского языка (другого без умирания-воскрешения не приобрести; язык - первое свидетельство об истинном состоянии души человека), привыкшего жить в вечном состоянии внутреннего язвления и глумления над жизнью и людьми из-за собственной непочатой гордыни (у нее и не может быть иного языка), жалить заблуждающихся и ошибающихся, терроризировать менее дерзких и глумливых, сокрушённых сердцем - не им подстать, и еще и соответствовать при этом языково-понятийной моде своего больного времени. Тщеславие - куда ж его деть при гордыне-то?!

Все это говорит о "купажированном" - смешанном, немощном, "нашим-вашим" - Богу и мамонне освоении таким современным консерватором христианства. Разве может оно вынести ясное и простое, не корчащееся в конвульсиях амбиций слово? Додумать и сказать мысль вместо набрасывания на свои амбициозные тесты массы пестрых словесных опилок и ненужных фактов?!

Вот почему так агрессивны и напористы в спорах защитники иллюзий декабризма, вот почему продолжает плыть над нами смрадное облако мечтательной лжи а ля "французская революция" и жирует радикализм, который воспевает собственных жуков-точильщиков нашей исторической государственности, как старых, так и новых, И только правды о том, что эти "жуки" и их поклонники точили и коверкали и неусыпно давили не только христианский дух и понимание жизни в нашем народе, и не с властями плохими боролись на самом деле, а с Богом, Который попускал неугодное людям, в том числе и власти, Сам миловал или являл Свою карающую за богоотступничество десницу. Весь политический радикализм, радикализм из сердец исходящий, глумливый, амбициозный и злой, это и есть самое обыкновенное БОГОБОРЧЕСТВО, вирус, не привитая до сих пор и не преодоленная черная оспа ума и духа. Отсюда и языковые корчи современного, немощного в своих оценках и трактовках консерватизма, конвульсивный его и бестолковый его язык.
Давайте выздоравливать скорее, дорогие!