В улицах таится история

Томилин Михаил Леонидович
 Михаил Леонидович Томилин г. Клин
               
В Клину довольно хорошо изучены годы Великой Отечественной войны, много в Клинском районе, к счастью, живет людей, которые хорошо помнят наш районный центр, восстановленный в годы послевоенных пятилеток. А каким был Клин перед самой войной. В 1929 году прекратил своё существование Клинский уезд, а Клин стал центром одноимённого района. С того времени с тридцатых годов XX века, город сильно изменился.
Клин шёл в ногу со страной. Индустриализация, создававшая новые отрасли промышленности, сказалась на развитии нашего провинциального городка. Если в 1913 году население Клина составляло около 7400 человек, то за годы революции, гражданской войны, разрухи сократилось до уровня 1897 г, когда в Клину жили около 4 500 человек. То в 1939 году клинское население составляло уже 29 300 человек. Столь значительное увеличение жителей Клина произошло благодаря строительству в городе фабрики «Искусственного шёлка Клинволокно», в чём большая заслуга руководителя города Арсения Григорьевича Зверева, будущего наркома, а затем и министра финансов СССР доказавшего необходимость его строительства еще в 1927 году.  Завода «Лаборприбор» между улицами Правой набережной и Сестрорецкой и завода № 240 на месте чугунолитейного завода М.Т. Чепеля. Также на росте численности населения сказались модернизация и увеличение производственных территорий бывшего Глинского или Божедомского стекольного завода № 1 на Литейной улице и бывшего завода Орлова на улице Крестьянской, носящей сегодня имя Папивина. Кроме этого, были введены в строй нефтебаза и лесопильный завод на улице К. Маркса. Увеличилось в несколько раз по сравнению с дореволюционным не только число жителей, работающих на этих предприятиях, но и количество домов для них, и площадь города.
Население западной части довоенного Клина занималось обслуживанием железной дороги. Об этом говорит название улицы Транспортной. К северу от Волоколамского шоссе располагалась Ильинская слободка, бывшая Мозылевская улица, ставшая Большой и Малой Октябрьской, Высоковская улица и символичная для первых пятилеток Стахановская улица. Для работающих на станкостроительном заводе № 240 и предприятии автомобильного транспорта западная часть Клина приросла новыми улицами Некрасова, Островского, Гоголя, Крупской, а также Колхозной, Полевой и тремя Окружными. Все они начинались с южной стороны, пересекали улицу Чкалова доходили до пересечения с улицей Физкультурной, у которой тогда была застроена только левая, нечётная сторона. Между улицами Большой Октябрьской, Физкультурной и Волоколамским шоссе располагался огромный заболоченный пустырь, который пересекала Лавровская дорога, а перпендикулярно ей от Волоколамского шоссе шла Московская улица. На этом огромном пустыре сразу за мостом через железную дорогу, с левой стороны, если смотреть со стороны улицы Литейной, располагалась городская автобаза, а на выезде из Клина по Лавровской дороге, справа от неё находился завод № 240. Пустырь застроили лишь в 1950-е годы в связи с увеличением площади завода «Химволокно», потому что большинство частных домов, попавших под новую территорию химзавода, в том числе из деревни Маланино, перевезли в западную часть Клина. В то же время построены стоящие до сих пор четырёхэтажные дома для рабочих завода «Термомоприбор».
 За железной дорогой от Литейной улицы шли улицы Карла Маркса, Менделеевская, Дзержинская и Стекольная, а заканчивались они на пересечении с улицей 2-й Загородной. Дальше простирались колхозные поля деревни Бородино. Улица Новая доходила до Стекольной улицы, от которой до Первомайской простирался ещё один большой пустырь, использовавшийся жителями под огороды. На севере город заканчивался Первомайской или Лентоткацкой фабрикой, некогда принадлежавшей Луи Буссону. Напротив, состоящий в основном из бараков и частного жилья располагался одноимённый поселок Первомайский. А Майданово было переименовано в поселок фабрики Искусственного шелка Клинволокно, из-за чего Майданово исчезло в те времена с карты Клина.
Все улицы центральной части Клина - Первомайская, Ленинградская, Ленинская, как тогда она называлась, Советская площадь, Красная, Набережная Бычкова, Кооперативная как часть будущей улицы Гагарина, Тихая, исчезнувший Проезжий переулок, ставший продолжением Ленинской до Левой набережной, и другие - были застроены частными одно и двухэтажными, в основном деревянными домами. Кстати, в русском языке до Великой Отечественной войны было признано называть улицы именем прилагательным, отвечающим на вопрос «какая?» - Ленинская, а не Ленина. Башенка с часами на знаменитом клинском доме на углу Литейной и Ленинской улиц появилась после строительства фабрики «Искусственного шёлка Клинволокно», чтобы горожане меньше опаздывали.
 Перед Великой Отечественной войной именовавшаяся, по одному из вариантов, в честь Николаевской железной дороги улица Николаевская называлась улицей Большевиков, а сегодня ее знают, как улицу Гайдара. Она продолжалась улицей Новоямской, которая и шла к железной дороге. По-моему, улицу Николаевскую назвали по имени старинной Никольской церкви, храма святого Николая, находившегося на древнейшем городском кладбище, располагавшемся за рекой Сестрой перед деревней Праслово. Улица Николаевская шла от железной дороги мимо городских бань Юмберга перед рекой Сестрой, по мосту через реку к кладбищу. По самой древней части Клина в 1930-е годы проходила улица Крестьянская, которая сейчас носит имя уроженца деревни Голяди Клинского района Героя Советского Союза генерал-полковника авиации Николая Папивина. До 1917 года эта же улица называлась Дворянской. Все остальные улицы этой части Клина - Красная Слободка, Рабочая, Школьный и Угловой переулки - сохранили свои послереволюционные названия до наших дней. За мостом через реку Сестру, справа, в сторону кирпичного завода, как и сейчас, ведет улица Максима Горького, заканчивавшаяся за Лесопарковой улицей чуть дальше на четыре дома. Улица Пушкинская (а не Пушкина, как сейчас) на этой же стороне упиралась в Северный переулок. От моста через реку Сестру на левой стороне дороги на Дмитров располагалась Пролетарская слободка, о которой сейчас напоминает Пролетарский проезд и кое-где виднеющиеся останки ее домишек. Здесь же, вдоль дороги на Дмитров, находились питомник растений, за ним - скотобойня, а за ней как раз на месте современного молокозавода размещалась городская свалка мусора.
От Советской площади и реки Сестры в сторону Москвы жилой массив заканчивался чуть дальше 2-го Чайковского переулка, а от проезда Котовского до улицы Чайковского простирался пустырь, и вся левая сторона до хутора Шариха не была застроена. На месте стадиона «Строитель» располагался «Детский городок», а за Домом-музеем П. И. Чайковского работала ветлечебница. Перед Великой Отечественной войной в Клину насчитывалось 94 улицы, и ни одна из них не была названа в честь И. В. Сталина. Сейчас по городу проходят 203 улицы, а благодаря новому строительству может прибавиться ещё десяток. Даже по числу улиц видно, как вырос Клин, превратившийся из маленького городка в один из индустриальных и социально-значимых центров Подмосковья. Хотя, к сожалению, потерял часть крупных предприятий в 1990-е и 2000-е годы.