Коваль

Владимир Чирков
Когда я жил в рабочем поселке и даже еще не ходил в школу, мы ходили на дачу всей семьей за шесть километров от бараков, где жили. И вот, если пройти чуть дальше наших дач, где они располагались, то можно было увидеть небольшое приземистое здание. Не знаю как кого, но меня оно притягивало как магнитом.

 

И вот, воспользовавшись удобным случаем, когда все пошли на родник за водой, я от них отделился и прошмыгнув через камыши, направил свои стопы к этому загадочному зданию. Когда вошел в него, там никого не было. Как что называется и что это такое я не знал. Но там было много железа и ощущалось все тяжелым, что здесь обитает сверхмощный дядька, который владеет этим местом и повелевает этим железом. Мне было жутко интересно и в то же время страшно.

 

- Ты что тут делаешь, малец? - услышал я грозный голос и взвизгнув подпрыгнул от неожиданности.

 

Хотел было дать дёру, но куда там! Так и повис, дергая ногами в воздухе, так как человек, произносивший эти слова, одной рукой поймал меня за шиворот и держал одной рукой на высоте своего роста. Я испуганно смотрел на него. Он, скорчив страшно лицо, сказал:

 

- Кто таков? Если не скажешь, растоплю горн, зажарю тебя и потом съем.

 

- Не-е, - сказал я ему. - Сейчас время другое и детей не едят. И не сказка это, а зовут меня Владимир, как владелец мира, так нарекли родители.

 

- Ишь, владелец мира! Сам в пупок дышишь, а владелец? - поставил на пол. - Слышь-ка, владелец, на подыми молоток и овладей, а мы посмотрим какой ты владелец!

 

Легко было сказать, поднять-то поднял, но думаю обкакаюсь, пока его поднимал. Так что опустил его гораздо быстрее, хорошо хоть не на ноги, ни себе, ни ему.

 

- Ясно, упорство есть, но силенок нет, в подмастерья не годишься. Сколько годов-то?

 

Я сказал, что мне пять лет.

 

- Рановато пока, где твои родители?

 

- Я могу показать.

 

И ответ его к нам на дачу. Он о чем-то с мамой пошушукался. Долго они разговаривали, глядя на меня. Потом мама подошла и сказала:

 

- Это твой учитель, поклонись ему три раза.

 

- Это зачем?

 

- Я сказала, поклонись до земли. Учитель — на век, мастер — на век, словно родной отец — на век. Почитать и слушаться во всем его, не перечить ни словом, ни полусловом. С этого момента он ответственен за тебя.

 

- Мам, я же маленький.

 

- Ничего, что маленький, будешь удаленький. В эти года тебе посчастливилось встретить мастера, который берет к себе на обучение с малых лет. Иди, не оборачивайся, иди, жить будешь у него.

 

Так и началась моя дошкольная жизнь.

 

- Встань пораньше, начинай с приборки помещения. Все железки сложишь по порядку.

 

Он заставлял меня носить воду. Думаете в простых ведрах, нет, в деревянных. Они сами ведра были тяжелые, но когда наберешь воды, они становились еще тяжелей. Учил меня смотреть на огонь в горне. Изучал огонь. А он мне рассказывал, как бить молотом, куда бить. Молот был тяжелый. Много чего мне показывал, говорил, что простым молотом можно делать много вещей. Все зависит от удара и нагрева метала. Из простого железа, если прилаживать частый и хороший удар в одну точку, прикладывая одну и ту же силу с равномерными ударами — можно очищать железо от разных примесей и делать его качественней. При поддержке температуры метала можно добиться такого качества железа и плотность, что он будут высокого качества. И не будет уступать дамасской стали и будет резать все.

 

Я слушать-то его слушал, но мысли в голове были совсем другие. Сбежать, убежать и где-нибудь поиграть. Ну не по мне это было, вставать с утра спозаранку, приборка, уборка, воды натаскай, угля принеси, инструмент разложи. Приготовь рабочее место и слушай нытье, которое называется учение-поучение. А потом на дачу еще отведет и там на даче работай, помогай, камни убирай. Когда же играть, веселиться, от души побеситься, так и детство пройдет? Ныл про себя, но молчал. Знал, что мамка все так это не спустит, а обижать ее не хотелось.

 

Так до школы я в кузнице с ковалем и провел время. Научился ножи делать и клинки разные. Не скажу, что аховские, но хлеб можно было резать. Да и молоток, который дал, я уже им спокойно вторил молоту. Хотя и сам ростом от горшка два вершка. Чувство уверенности появилось, на даче не уставал. Так что за время проведенное у коваля, много для себя почерпнул. И даже если где-то подрабатывал и зарабатывал, все равно бегал к нему в кузницу, пока не ушел в армию. А навыки приобретенные у коваля пригодились мне в жизни, ох как пригодились.