Выставка Томаса Гейнсборо в ГМИИ им. Пушкина

Константин Челлини
Вчера имел счастье побывать на долгожданной выставке Томаса Гейнсборо в Государственном музее изобразительных искусств имени  А.С.Пушкина. Культурная Москва готовилась к этому событию давно… Те, кто вырос во времена СССР, думаю,  знакомы со знаменитыми портретами аристократов, как например, хрестоматийной «Дамой в голубом» (на котором изображена герцогиня Элизабет де Бофорт), портретом актрисы Сары Сиддонс, опубликованными в учебных текстах для студентов гуманитарных факультетов по английскому языку или в журнале «Огонек». На экспозиции представлено до сотни работ из 11 английских и шотландских музеев, в том числе Музея Виктории и Альберта, Национальной портретной галереи, Галереи Тейт, Национальной галереи Шотландии, Королевской академии искусств, Оксфордского Ашмолеан и Холбурн – музея в городе  Бат, в котором Гейнсборо провел 15 лет жизни. Также исключительно повезло, что отдельные экспонаты разрешили предоставить для выставки из Дома-Музея Гейнсборо в  Садбери (графство Саффолк), пока музей закрылся на реставрацию. Я вновь убедился, как и после посещения Национальной галереи в Шотландии, в мастерстве Гейнсборо как пейзажиста, в работах которого ощущается увлечение мастера творчеством Ван Дейка, Рубенса и Рейсдала,  (которое ощущается в работе «Лес Гейнсборо (1748) и Рыночной повозке (1786)), а также произведениями французского пейзажиста Лоррена.
Романтическое восприятие природы чувствуется в «Пейзаже с холмами и лесными просторами (1785), Скалистом пейзаже(1783), Романтическом пейзаже с овцами у источника (1783), на написание которых художника вдохновило посещение Озерного края в Шотландии (1783). В этих работах есть особое очарование – зритель как бы чувствует особую атмосферу не тронутой цивилизацией природы, ее богатства, и те высшие смыслы, которые можно постичь при соприкосновении с ее гармонией и чистотой. По некоторым критериям специалисты полагают, что в этих произведениях Гейнсборо предвосхитил импрессионистов.  Следует также отметить такое жанровое произведение как «Рыночная повозка», которое является оммажем творчеству Рубенса и Рейсдаля и одновременно данью уважения родному Садбери. Написанное за 2 года до смерти художника, произведение как бы подводит итог творческим исканиям Гейнсборо в пейзажном жанре. По словам Филипа Тикнесса, друга, заказчика и первого биографа Гейнсборо, Мастер имел особое прочувствованное восприятие красоты природы: «На несколько миль в округе не было такой живописной купы деревьев или одинокого красивого дерева, ни живой изгороди, ни камня, ни столба на перекрестке, которые не запечатлелись перед его внутренним взором настолько хорошо,.. что он не смог бы с идеальной точностью изобразить их по памяти».
Из портретов наиболее мне запомнился: «Портрет миссис Мэри Кобболд и ее дочери Энн с ягненком и овцой на фоне пейзажа», написанный около 1752 г. (предоставлен  Домом-музеем Гейнсборо, Саффолк и Галереей Тейт, Лондон). Произведение выполнено в жанре так называемого «разговорного портрета», при котором фигуры моделей помещаются на фоне вымышленного пейзажа…  Также отмечу левую часть несохранившегося двойного портрета дочерей художника  («Портрет Маргарет Гейнсборо, собирающей колосья», конец 1750 г.). Этот портрет относится к числу произведений Мастера, окутанных тайной – искусствоведам приходится только домысливать, кто передал колосья девочке и в чью сторону она склонила голову, но все же больше специалистов считают, что это сделала ее старшая сестра Мэри.
Также отмечу портрет арфистки и щедрой покровительницы меценатов Луизы Скрайн , леди Кладж, 1778 г.  (Холст, масло. Музей Холбурн, Бат), в котором как отмечают специалисты, запечатлено его владение техникой лессировочного письма - наложения друг на друга несколько полупрозрачных слоев краски . Стоит упомянуть и парадный «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом
Теплую улыбку вызывает произведение  «Померанский шпиц и щенок» (1777, холст, масло, Галерея Тейт), настолько фотографически точно изображены на ней собачки.
Об этой картине написал экфрасис Дмитрий Ахременко:
...Друзья покинут, вновь уйдут,
Не вспомнят среди зла,
Лишь две собаки будут тут
И будет даль светла.

Так путь изменится опять
Весь мир среди забот,
Собаки не устанут ждать,
Их верность не умрёт... (фрагмент)
(https://www.stihi.ru/2014/09/09/1056)
 
«Снятие с креста», выполненное по гравюре Вортесмана со знаменитой алтарной картины П.П. Рубенса из собора  Богоматери в Антверпене, отражает то восхищение, с которым Гейнсборо относился к знаменитому голландцу в последние два десятилетия своей жизни и творчества, но особенностью работы является то, что сюжет, как и в гравюре, воспроизведен в зеркальном отображении.
Резюмируя, хотелось бы поблагодарить всех  сотрудников ГМИИ им. Пушкина, всех музеев, предоставивших свои экспонаты, а также тех, кто причастен к  сложному процессу организации выставки, спонсоров, информационных спонсоров,  куратора выставки Анну Познанскую,  за предоставленную возможность насладиться произведениями мастера и окунуться в мир искусства, в котором прослеживаются параллели живописи конца XVIII века и барокко.