В высшей точке

Олег Калинка
Спектакль Владимира Кузнецова«Крыша»,Такой Театр.
 Премьерный показ спектакля Владимира Кузнецова «Крыша» принадлежит к одному из интересных событий театрального сезона 2019/20 года, которое не стоит пропускать по многим аспектам. Это прекрасная возможность на этом примере познакомится с произведениями современной российской драматургии,  спектакль «Крыша» поставлен по одноименной пьесе Димы Соколова, в 2018 году эта пьеса вошла в short list фестиваля «Любимовка».  Другой примечательной особенностью этого проекта в его оригинальности воплощения, спектакль «Крыша» была создан в творческой мастерской Такого Театр, который хорошо известен многочисленными спектаклями в пространстве Скороход и Музее Достоевского, однако в этом проекте театр выходит за пределы традиционного театрального сценического пространства.  Спектакль «Крыша» является одним из их немногочисленных несценический проектов Такого Театра, в котором сценой для проекта выступает мансарда одного из домов Васильевского острова, выбор подобного нетрадиционного места для воплощения театрального проекта неслучаен, сюжет этой драмы впрямую связан крышей множеством невидимых нитей. Сама история воплощённая в этом спектакле практически не имеет временных и очень нечёткие географические рамки,  все персонажи «Крыши»- это люди нашего времени, пяти его героев - это юноши и девушки спектакль и каждый из выступает в качестве рассказчика собственной истории жизни или её небольшого фрагмента. Все они сродни маленьким новеллам, очень индивидуальны, в них они открывают зрителю историю своей жизни через невесомую по изяществу паутину слов, она в начале повествования создаёт некую парадную сторону портрета персонажа. Однако паутина слов, скрывающая их реальную историю постепенно исчезает, яркие краски благополучия и самоуверенности постепенно блёкнут, зритель открывает для себя реальные черты персонажа, мысли и видение мира, в котором они живут. Метод, в котором создаётся образ, который  удивляет своим постепенным раскрытием их индивидуальности, их монологи начинают обретать невероятно трагические оттенки. Этот метод позволяет придать образам невероятную многомерность и глубину, таким образом, зритель постепенно приподнимает  полупрозрачную вуаль бравады успешности самореализации и преуспевания и познаёт глубину человеческой драмы. В общем понимании персонажи «Крыши» - это люди, которых мы знаем, в них мы легко узнаём своих друзей-знакомых из нашего окружения и создатели этого проекта отходят от традиции линии разделения между сценой и зрительским рядом, в сценическом пространстве спектакля эта граница нивелирована полностью. Здесь герои «Крыши» находятся среди зрителей, и только луч света на короткий момент выделяет их и таким образом фокусирует на них зрительское внимание. Они здесь прямом контакте с аудиторией,  этот придаёт реалистичность, этой истории, он создаёт невероятно интерактивное сценическое пространство, где зритель не пассивный наблюдатель, здесь он собеседник и практически участник событий. Этот интерактивный реализм довольно уникальная черта этого театрального проекта, выделяющего от других. В начале спектакля истории, рассказываемые персонажами разнолики и обособленны, но с исчезновением этой паутины слов, нам открывается взаимосвязь между ними и с каждой историей зритель осознаёт, что все они части одной большой драмы человеческой жизни. Каждая из их историй создаёт собственный точку зрения на трагедию, другое её понимание, при этом у всех у них в каждой истории есть одно единственное место, сыгравшее роль в жизни и это место крыша. Во многом её роль в историях весьма зловещая, это точка не возврата, черта за которой их жизнь драматически безвозвратно изменилась. Символизм роли крыши в их жизнях практически безграничен, здесь это практически мистическое место, к которому персонажи обращаются многократно в своих воспоминаниях, он повлияло на всю их жизнь. В спектакле вся история символично начинается с выхода на крышу и крыша символично завершает его и в этой концовке есть позыв к осмыслению понятию точки под названием «Крыша» в жизни каждого.