Диалоги одиночества в ледяной пустыне цинизма

Олег Калинка
Спектакль Юлии Паниной «Моя мать – М».
Образ одной из супер-известных икон кинематографа и поп-дивы двадцатого века Марлен Дитрих много десятилетий подряд привлекает внимание театральное и кинематографического сообщество, количество фильмов и спектаклей, поставленных по мотивам её биографии не поддаётся исчислению. Однако во всём этом каскаде интерпретаций и спекуляций на скандальной тематике есть один проект выделяющийся своим подходом к образу Великой Марлен и её жизни и - это спектакль Юлии Паниной «Моя мать – М». В этом проекте для Юлия Паниной величие и гламурный блеск Дитрих вторичен и находится на втором плане,  она обращает внимание зрителя на её непарадный портрет, это портрет Марлен матери. В «Моя мать – М» Марлен (Наталья Эсхи) живёт в её закулисной жизни и главное в ней её роль матери, подрастающей дочери (Мария Васильева). Спектакль Паниной раскрывает этот сложный мир отношений между родными людьми, двумя личностями разделёнными стеной шоу-бизнеса, и здесь это история от первого лица, без художественного вымысла и трактовки. В сценическом пространстве их силуэты обретают реальные черты через монологи, открывающие зрителю фрагменты их жизней, эти небольшие эпизоды, вне исторически-выверенной хронологии. Они оживают и становятся зримыми, так как будто они высвечивающего на короткое мгновение лучами света из глубин времени. История жизни Марлен, с её восхождением на кинематографический и музыкальный олимп в спектакле показывается глазами её дочь. Её дорога к славе в монологах Дитрих – это жизнь скитальца в дали, в которой она принесла самую суровую жертву своей жизни, она жила без дочери и домашнего уюта. Спектакль сплетает монологи дух одиночеств, и это создаёт другое видение истории жизни Марлен и её дочери, в портретах их образов доминирует все оттенки драмы человеческого одиночества. Путь Дитрих к признанию был тернист и пролегал через суровые испытания жизни и жернова истории, разрушавших миллионы человеческих жизней, цинизм и безразличие людей вокруг неё и она осознаёт, что является пленником индустрии развлечения и не принадлежит сама себе. Через призму этого понимания она сморит на жизнь своей дочери, у неё есть желание сделать жизнь дочери лучше и уберечь её по-матерински от цинизма и черствости окружающего мира. Спектакль «Моя мать – М» - это анатомия конфликта в разных его проявлениях, для самой Марлен – это её внутренний конфликт между её индивидуальностью, собственном видением и шоу-бизнесом, из-за этого она живёт двойной жизнью, жизнью на разрыв между работой и дочерью, нуждающуюся в её материнской внимании и заботе. В истории дочери – это сложный конфликт осознания реалий жизни, в которой она должна жить свою жизнь без матери, для неё это поиск понимания своего места во взрослом мире и в мире шоу-бизнеса, где она вынуждена жить с рождения. Мир, в котором мать и дочь живут поодиночке – это страна одиночества, окружённая высокими стенами цинизма и безразличия. Монологи из уст матери и дочери раскрывают тему одиночество художника-творца в циничном мире Голливуда и мира шоу-бизнеса и в них возникают лики Жана Габэна, Эрих Мария Ремаока и многих других современников Марлен. Во многом история под названием «Моя мать – М» в своём замысле и реализации выходит за рамки истории Марлен Дитрих и её дочери, основной её фокус этой истории об отношениях матери и дочери, о том, что их невозможно заменить богатством и славой и о болезни всех веков и народов - человеческом одиночестве. Спектакль «Моя мать- М» предоставляет нам всем уникальное лекарство, позволяющее нам попытаться выжить в нашем мире где очень мало человеческой доброты и так много цинизма, алчности и людей ослеплённых огнём золотых тельцов.