ООР как стиль жизни

Чепушинки
Недавно -- придумал новый тренд... простите, бренд. «Оор». Оно же — объективное ощущение реальности.
Не хотите ли пофилософствовать за компанию? (Если кто не хочет — ради Б-га. Это ж я просто так, от нечего делать балуюсь...)


***

ЕСЛИ МОЕШЬ ЧАШКУ — МОЙ ЧАШКУ. Если ощущаешь реальность, так сказать, «на себе» — ощущай ее объективно.
Как у Олдей в «Одиссее»:

-- Говорят, я родился слабоумным; говорят, я прогневал богов, но они вняли родительским мольбам и вернули мне рассудок. Рассудок, который временами превращался в холодное, безжалостное лезвие, отсекающее все лишнее.

Объективное ощущение реальности = отсечение всего лишнего. Голова занята не посторонними мыслями («что приготовить на ужин», или «где б занять, чтоб скорей отдать), а... вот конкретно именно этой чашкой, к-рую ты в данный момент моешь.
Объективное ощущение реальности — это взгляд изнутри, не со стороны. /наблюдение не мое, а ЖЖ-юзера kyellinn/
Примеры оора — литература абсурда, в частности Хармс («Рассматривал электрическую лампочку и остался ею доволен.» «Мир не я — но, в то же время, я мир». Или:  «Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было.
У него не было даже рук и ног. Ничего не было! Так что непонятно, о ком идёт речь. Уж лучше мы о нём не будем больше говорить» — это, так сказать, «оор наизнанку»: вместо предельной конкретики — «полная пустота» ;) Но оор со знаком минус — тоже оор).
Пример из области кино — фильм «Темный рыцарь» (Джокер: You know what I am? I'm a dog chasing cars. I wouldn't know what to do with one if I caught it. You know? I just do things).
— На хрена ты ДЕЛАЕШЬ ЭТО, чувак? — Н-не н-наю, чувак!.. Я ПРОСТО ДЕЛАЮ ЭТО! Потому что ДЕЛАЮ, вот и всё!..
Близкое понятие (но все-таки не то же самое) — «нирвана». Например, Майкл Муркок с его Танелорном, где герои обретают покой, сливаются в одно целое с Вечностью и вообще, т.ск., переходят на новую — «более высшую» — стадию существования.
Литература, посвященная воспеванию нирваны, называется «нирванизмом» (суффикс «изм» понятно откуда? )

Фан сложил веер, перевернул и вручил ей.
— Открывай, но медленно, — сказал он.
Она так и поступила. Дивное зрелище разворачивалось перед ней. Тонкий и бледный рисунок на пожелтевшем шелке — драконы бледно-красного, голубого, зеленого цвета — и все они двигались, собирались в стаи среди облаков и горных вершин, точно так же, как собирались вместе люди, изображенные на оборотной стороне веера.
— Подними его повыше и поднеси к свету, — сказал старый Фан.
И тут она увидела обе стороны одновременно, обе картины, как бы слившиеся воедино благодаря свету, проникавшему сквозь тонкий шелк; горные вершины и облака совпали с башнями столицы, мужчины и женщины стали крылаты, а драконы смотрели с рисунка человеческими глазами

Примеров можно накидать кучу (хоть Наталью Осояну вспомнить, хоть — тьфу-тьфу-тьфу, не к ночи будь помянут — Ахманова с его «Последней битвой»). Нам важно другое: нирванизм — это тоже литература, ставящая во главу угла единство человека и окружающего мира (как и оор). Только она решает этот вопрос другими средствами — более прямолинейными (не сказать, чтоб вовсе примитивными, но... Но ) Можно долго рассуждать, мол, оор — это «более хардкор», а нирванизм = сантиментальное прекраснодушие (и это в самом деле правда). Но... не всем же людям доступно то, что я называю объективным ощущением реальности. Могут сказать — слишком сложно. Могут сказать — бред, высосанный из пальца. Так пусть хоть сантиментальное простодушие пополам с «романтикой» послужит для них проводником в мир здорового пофигизма. Может, все равно понять не смогут.... ну так, по кр. мере, постараются.
Поэтому я читаю Говарда. Толкина. Мерритта и Вэнса. Хоть это и не «Географ глобус пропил» ( ;-) ), но это — другая дорога к той же цели. К оору.

ЗЫ А, вспомнил еще: есть такое мерзкое явление, как «гейневщина». Это когда автор пишет вроде бы в духе нирманизма, романтически и философски — но в то же время подбавляет цинизма: «Так, мол, не бывает». Вспомните, как веселый и жизнерадостный Стрелец у Филатова, став царём и поговорив с народом, приходит к выводу, что

Верно, ум ваш от тоски
Весь распался на куски,
И мечтать-то вы, робяты,
Разучились по-людски!

Завтре каждый индивид
Должен есть за алфавит:
Кто не знает алфавиту —
Пусть мечтать не норовит!

Вроде и кончается «Федот,« как раньше, веселой попойкой... только вот почему-то в душе гадостно. Это и есть «гейневщина». Как писал когда-то великий немецкий поэт:

...хоть уж сбросил я это тряпье,
Хоть нет тетрального хламу,
Доселе болит еще сердце мое,
Как будто играю я драму.
И то, что я кровью чернильной считал —
То кровь оказалась живая...

Очень тяжело так жить: и знать, что пишешь «в духе нирванизма» — и в то же время разбавлять ехидством, иронией... Чтоб не сочли «чересчур» прекраснодушным.
Оч. тяжело так жить — и, собственно, Гейне в конце 19 в. плохо умер. Наркотики, то-се....
Так что, если выбирать между оором, нирванизмом и гейневщиной — я все-таки оор выбираю. Ну разве что, в отдельных, косметических дозах — нирванизм.
А что выбираете Вы?..

***

Иллюстрация: б\п фотосток