Чебурашка Нэт и Система

Дана Маденич
СИСТЕМА и её ПРАВИЛА

    Последний ребенок с которым я работала показал что в Системе мне места не найти. Все Пути подстроиться под неё рухнули когда стало невозможно соблюдать главный принцип "Не Навреди!" Мы работали  индивидуально с мальчиком по имени Нэт у которого все признаки аутизма. Официально стоял другой диагноз…хотя все признаки были налицо. Да это и не важно. Нэт жил вместе с другими 11 особыми мальчиками, которых родители отдали на попечение государства. Нэтом родители не интересовались и по большому счету никто им особо не интересовался, несмотря на то, что ребенок был особенный не только по статусу, но и по сути.
 
    Он начал самостоятельно говорить в 13 лет, сломав официальные догмы по которым развитие речи у детей с аутизмом прекращается после 8 лет и заниматься развитием речи бесполезно. Если не заговорил-то на речи "ставят точку" её больше не развивают ...Так работает Система. Наш Психолог не поощерял нас развивать речь у детейе если у ребенка появлялись какие-то попытки говорить. Он к речи относится как к какому-то саморазвлечению ребенка и призывал нас не мешать ребенку развлекаться. Поэтому такое важное событие как то что Нэт начал говорить в 13 лет осталось без внимания. Работники у нас послушные и делают только то, что им положено делать и говорят только то, что им положено говорить...Так положено делать в местах общественных, где царит так называемая "прозрачность", то есть все за всеми следят и все на всех стучат....Так принято и так положено. Поэтому мой любимый шеф, за которым я много лет следовала с одного места на другое, зная меня с опаской давал мне работу с нэтом. Но я его всё же уломала своей упертой настойчивостью.

НАРУШИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ

    Назову Нэта Чебурашка так как его огромные уши располагались паралельно его милой мордашке и на Чебурашку он был очень похож. Раньше он смирно сидел у ребят на коленях в позе эмбриона, посасывая свой палец или играл с их волосами. Ребята занимались своими телефонами и все были довольны. Он был очень славным и все его постоянно тискали и целовали

      Когда мы начали с ним работать он начал меняться. Стал активным и подвижным. Ему  больше  не хотелось сидеть смиренно на коленях, хотелось исследовать окружающее пространство…что было не безопасно и это уже не было хорошо.Пространство не было приспособлено для самостоятельного функционирования таких детей. Осуществлялся ежесекундный надзор и ответственность персонала за порученных к надзору детей вынуждала их облегчать свою работу. Сидящий неподвижно ребенок давал  покой и отдых. Небольшая зарплата вынуждала работников брать много часов и отдых был естественен и желанным. Нарушители вызывали протест. Я стала нарушителем, приносящим неприятности

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД

    Ещё был ящик. Чебурашка Нэт любил ящики в которых возили молоко.Разноцветные и превлекательные. Они были разбросаны по всему городу и когда на улице лежал ящик, Чебурашка становился беспокойным, вырывался и хотел бежать к ящику. Почти у каждого ребенка с аутизмом есть любимый предмет или любимая тема, на которой он концентрируется. Официальная тактика-лишать ребенка того, что он любит, чтобы он не зацикливался и любил другие вещи. Запрещать и отбирать. Отворачивать голову, не позволять смотреть на проезжающие поезда метро.

    У меня, естественно, подход противоположный.  «Запретный плод сладок!»...надо сделать его доступным и он потеряет то,от чего нужно защищаться. Когда я притащила такой ящик был серьёзный протест со стороны персонала. Выяснить и обсудить детали нежелательного поведения Нэта не получилось. Персонавл реагировал агрессивно. В инструкции по которой нужно было взаимодействовать с Нэтом черным по белому было написано"Не велено!" и всё. Приказы начальства надо исполнять.

   Ящик был синий. Ещё я планировала добыть красный, чтобы учить Чебурашку цветам. Ящик я вымыла и спрятала, его нашли и выкинули. Я опять вымыла и спрятала в мешок и убрала с глах долой. Доставала только в свои часы и прятала назад когда уходила. Чебурашке нравилось смотреть через решетчатую основу ящика пару минут…всё. Мог надеть его себе на голову как шлем. После этого мы использовали ящик как баскетбольную корзину или как подставку для книг или игр и в разных других забавах . Его реакция на ящик стала спокойной и не было никаких проблем. Теперь он стал доступен и острое желание угасло. На улице мы ходили в школу, где были свалены такие ящики и тренировались вкладывая их один в другой. Если по дороге попадались ящики и он к ним тянулся было достаточно сказать, что те ящики не наши.
    Все эти манипуляции проводились или за закрытой дверью или на улице. Все видели, что ребенок стал другим, что в любое время был рад пойти со мной,и слушался меня во всем. Однако, если что-то из моего подхода обнаруживалось на общей территории, меня тут же начинали исправлять и учить как надо делать правильно. Сначала я пыталась возражать, убеждая, что если делать, как я делаю, то проблема исчезнет вообще сама по себе. Никто не хотел слушать или пытались возражать, но их возражения легко можно было разбить вдребезги. Ведь главная мысль была «надо делать что велят, и говорить только то, что положено». Думать не положено, так как нам платят за то, чтобы не думали. Инициатива наказуема. И тут возразить мне было нечего.

ИНИЦИАТИВА НАКАЗУЕМА

     Я натренировалась молчать в общественных местах. А потом появился новенький парень, который был думающим и на какое-то время у меня появился соратник. Можно было что-то полезное делатьдля Чебурашки и в общественных местах тоже. Но потом его стали выдвигать в начальство и он стал быстро перестраиваться на «я говорю только то, что…» и так далее и я затыкалась на полуслове, не хотела его подводить. Когда он приходил в нашу комнату и там за закрытыми дверями мы могли обменяться тем, что на самом деле думали.
Между тем Чебурашка становился Личностью- человеком с характером и желаниями. Он делал выбор, он стал отвечать за свой выбор и осознавать свои желания и поступки.
    А потом на него наябедничали, нажаловались на его агрессивность, которой не было. Да, Чебурашка ударял людей. И меня тоже, но это не было агрессией, это было совсем другое. Ребята сами постоянно похлопывали его то по спине, то по щечкам…Он был такой симпатяга с очаровательной улыбкой и забавным низким смехом…так и хотелось его потискать и похлопать. Его тискали и хлопали...и он хлопал тоже ...

  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

   Молчать стало невозможно….Я пыталась доказать, что и он тоже вас всех похлопывает, только по-другому. Что на мордашке его нет никакой агрессивности, он просто имитирует других. В ответ сердились, доказательства слушать не желали и уж тем более реагировали агрессивно на любые идеи и эксперименты как такое «агрессивное» поведение изменить….
   
    За Чебурашку взялись Специалисты. Его полечили….. Он постоянно дремал, руки его тряслись, изо рта тянулась слюна. Обсуждать его состояние было запрещено…тема закрытая …вопросы повисали в воздухе. Лекарство все же отменили и Чебурашка медленно пришел в себя, опять стал собой и «агрессивное» поведение возобновилось

    Я написала Психологу  с просьбой разрешить мне сделать кой-какие перемены в общественном пространстве, которые изменят Чебурашкино поведение и никакие таблетки не понадобятся. Он велел мне заниматься своим делом. Шеф меня избегал, власти у него не было. Пошли разговоры, что у врачей есть новое лекарство попробовать победить «агрессию» И они его применили. В этот раз Чебурашка трясся всем телом и закончил в госпитале. Еле спасли....

    После этого пришлось прекратить с Чебурашкой всякую деятельность по развитию его Личности, чтобы не развивать активность, любопытство к окружению и желание какой-либо деятельности вообще, чтобы он мог спокойно сидеть на коленях, сосать палец , а ребята заниматься своими телефонами….Всё возвратилось на круги своя так как это нужно Системе...

О ЧУВСТВАХ и АУТИЗМЕ

    Однажды во время прогулки мы с Чебурашкой подошли к школе, когда маленькие ученики выходили и их встречали пришедшие за ними родители. Я хотела оттуда быстро уйти, но Чебурашка заупрямился. Он вцепился в забор и внимательно смотрел на происходящее. Мы долго там стояли и у него было такое грустное лицо, которого я никогда раньше не видела. Его родители приходили только по делу-подписать бумаги и сразу уходили. Чебурашка их совсем не интересовал.Что думают и/или чувствуют эти дети нам знать не дано-можно только догадываться. В литературе   написаночто дети с аутизмом не испытывают чувств по отношению к окружающим и ведут себя как механические роботы. Те кто работает с детьми никогда не согласятся с этим.  Обсуждать родителей нам было строго-настрого запрещено… так как мы не можем понять родительские чувств....Чувства отдельно, реальная жизнь отдельно..и думать просто "Не велено"