История рыжего аббата

Нина Кирпичникова
В один из летних дней 1741 года по улицам Вены проследовал скромный траурный кортеж. Жители Вены, привыкшие к виду торжественных похоронных процессий, почти не обратили на него внимания. А, между тем, человек, совершивший свой последний путь, некогда принадлежал к числу знаменитейших в Европе. Это был Антонио Вивальди, который прославился у себя на родине в Италии и за ее пределами как несравненный скрипач-виртуоз и выдающийся композитор. Он был лицом духовного звания, а из-за цвета волос его называли il prete rosso - рыжим священником. Он был очень знаменитым! Быть лично с ним знакомым и пользоваться его советами почитали за честь для себя и титулованные меломаны и просвещенные знатоки.
 
Его жизнь была необычайно бурной, наполненной всевозможными приключениями, путешествиями. Внук парикмахера и сын скрипача, по семейной традиции наделенный буйным темпераментом, он был способен на самые неожиданные, экцентричные выходки.
Вивальди был самым плодовитым и самым «забытым» композитором, на его долю выпало больше всех аплодисментов, похвал и хулы.

Имя Вивальди известно теперь многим, однако еще в начале двадцатого столетия он был почти полностью забыт. Судьба музыкального наследия Вивальди уникальна. Еще при жизни о нем стали забывать, а после смерти забвение это длилось почти два века. И лишь в 1926 году, случайно в библиотеке одного итальянского монастыря были обнаружены 14 томов из 95-томного рукописного собрания сочинений А. Вивальди. История поисков и находок, пожалуй, так же необычайна, как и все, к чему прикасается рука этого удивительного музыканта. Кажется, что даже после смерти он не перестает влиять на ход событий.

Туринский музыковед Альберто Джентили на протяжении ряда лет следил за сведениями обо всех старинных манускриптах, которые обнаруживались в Италии. И вот когда монастырский колледж объявил о распродаже собрания нотных рукописей, Джентили тотчас прибыл на место. То, что он обнаружил, - нам уже известно. Но самое интересное еще впереди. Ведь эти рукописи нужно было приобрести и причем как можно скорее, иначе их бы продали по частям.

И тут произошло следующее. У богатого туринского банковского эксперта по фамилии Фоа внезапно умер маленький сын. Безутешный в своем горе отец основал фонд памяти своего сына. На средства этого фонда и было приобретено монастырское собрание, переданное затем в дар туринской библиотеке. С тех пор эти рукописи Вивальди стали называться собранием Фоа. Такова первая часть этой истории.

А вот, что случилось дальше. Альберто Джантили, тот самый, что обнаружил рукописи, никак не мог успокоиться. Ведь это была только часть собрания, притом, меньшая. А где же остальное? Он задал себе этот вопрос и стал действовать. Уже найденные манускрипты некогда принадлежали маркизу Джакомо Дураццо - знатному меломану, жившему во второй половине ХУ111 века, т.е. уже после смерти Вивальди. Он, приехав в Венецию, приобрел собрание рукописей Вивальди. Значит, можно предположить, что остальные манускрипты могут находиться у какого-нибудь отдаленного родственника этого маркиза Дураццо. Длительные поиски, наконец, увенчались успехом. Искомые рукописи удалось обнаружить у Джузеппе Дураццо из Генуи, глубокого старца, жившего в полном уединении. И снова проблемы.

Во-первых, старец наотрез отказался продавать рукописи и Джентили уговаривал его в течение трех лет - и уговорил. Затем, снова нужны средства. И тут случилось самое невероятное. Требуемая сумма поступила от туринского текстильного фабриканта Джордано, который тоже потерял малолетнего сына Ренцо. Так вторая часть приобретенных туринской библиотекой рукописей Вивальди получила название собрания Джордано.
 
***
Первое упоминание фамилии Вивальди относится аж к 1291 году. Хроника сообщает, что два генуэзских мореплавателя - Уголино и Вадино Вивальди (по-видимому два брата), погибли в кораблекрушении, после того, как они открыли Канарские острова. Конечно, это всего лишь совпадение фамилий, но в этом есть и своеобразное пророчество. Вивальди тоже откроет удивительный мир в музыке и тоже погибнет от «кораблекрушения» - роковые обстоятельства погубят его карьеру, война помешает ему восстановить свои жизненные позиции.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. В этом городе Вивальди провел большую часть своей жизни, часто уезжая и всегда возвращаясь (кроме последнего рокового путешествия). Он был внуком парикмахера и сыном скрипача-виртуоза. Уже в возрасте 10 лет он часто замещал отца в оркестре собора св. Марка, когда тот уезжал. Вероятно, отец и был его главным учителем. Позднее оба они, отец и сын, упоминаются в путеводителе для иностранцев 1713 года («Guida dei Forestieri») в качестве лучших скрипачей города наряду с другими достопримечательностями Венеции - знаменитыми художниками, куртизанками и памятниками.

И вот мы подходим к очень противоречивому событию в жизни Вивальди - это принятие им сана священника. В ХVII-ХVIII веках в Италии было принято, что музыкальная карьера часто связана с получением духовного звания. При этом никого не удивляло, что музыканты-священники писали не только мессы, но и оперы. Возможно, Антонио решил избрать карьеру священника по каким-то иным соображениям, может быть на него повлияла многолетняя деятельность его отца в соборе св. Марка.

Итак, Вивальди выбирает духовную карьеру, хотя его характер и образ жизни, мягко говоря, не соответствовали правилам поведения духовного лица. Вообще, члены семейства Вивальди отличались бурным и вспыльчивым темпераментом, черты которого присущи и гениальному композитору. Сохранились свидетельства о буйных выходках родственников Антонио, за которые они были изгнаны из родного города. Так, например, один из братьев, Франческо, был осужден за участие в уличной драке, которой завершилась его ночная попойка. Сам композитор, правда, не участвовал в уличных драках, но его поведение становилось иногда слишком независимым и даже вызывающим, чтобы это могло спокойно терпеть церковное начальство. Церковь и нанесет ему тот жестокий удар, от которого ему так и не удастся оправиться.
К сану священника Вивальди шел в течение десяти лет. В возрасте 15-ти с половиной лет он получил тонзуру и звание «Ostiario» («вратаря») - низшей степени священства, предоставлявшей право отворять врата храма. В последующие годы он принял еще 3 низших и 2 высших степени посвящения. И, наконец, в 1703 году он получил звание священника и право служить обедню. Все эти годы он усердно занимался музыкой и уже успел прославиться как скрипач-виртуоз.

Следующее    важное событие в его биографии: Антонио Вивальди как музыкант-священник, приглашен в одну из венецианских консерваторий в качестве «Maestro di Violino», Консерватории Венеции были настолько необычным явлением, что требуют отдельного рассказа. Они ничего общего не имеют с современными консерваториями. Исконное значение этого слова - приют, убежище. Именно приютами и были консерватории. Еще в ХIV веке в Венеции были учреждены монастырские приюты. В их воспитании большую роль играло хоровое пение, и вскоре наиболее одаренных стали обучать сольфеджио, сольному пению и игре на различных инструментах. По субботам и воскресеньям устраивались концерты, которые вдобавок приносили немалый доход в казну учреждения. Надо сказать, что все четыре венецианских консерватории были женскими. Консерватория Ospedale della Pieta, в которой многие годы довелось работать Вивальди, славилась своим оркестром. Причем, современников поражало не столько высокое качество исполнения, сколько то, что весь оркестр, включая дирижера, состоял из девушек. Француз Шарль де Бросс, президент бургундского парламента, писал, что «...нет ничего очаровательнее, как видеть молоденькую и хорошенькую монашенку, в белой одежде, с гранатовыми букетиками за ушами, ведущую оркестр и отбивающую такт со всей возможной грацией и точностью». По его словам, «...в больших выступлениях и в управлении оркестром венецианская девушка не уступит никому». Мы располагаем еще одним любопытным и ценным свидетельством. Граф Петр Андреевич Толстой, приближенный Петра Великого, посетил Венецию в мае 1698 года (правда, еще до начала работы Вивальди в консерватории). В своем путевом дневнике он записал (витиеватым и немного смешным слогом): «В Венеции есть монастыри девические, в которых девицы... играют на органах и на разных инструментах и спевают на хорах такого изрядно, что на всем свете такого сладкого пения и согласия нигде не обретае
тся, и такого предивно, что всех слушающих того пения приводят в изумление...».
Лучшие из музыкантш славились по всей Италии, а венецианцы (экспансивная нация) из-за соперничества певиц-монашек разделялись на враждебные партии.
Теперь посмотрим, чем же занимался Вивальди в должности Maestro di Violino. Прежде всего, он должен был регулярно сочинять концерты, сонаты, кантаты, оратории и многое другое (так, например, он должен был поставлять по два концерта в месяц). Кроме того, он занимался с хористами, проводил репетиции оркестра, дирижировал концертами, а также преподавал теорию музыки и сольфеджио. Так что, как видите, скучать ему не приходилось.
Сочиняет Вивальди очень много. Его музыка - яркая, безудержно красивая, словно пышное цветение весны.

***

  Вивальди постепенно завоевывает признание как композитор, мастер инструментальной музыки. С 1705 года он начинает издавать свои сочинения, причем, не только в Италии, но и в Лондоне, Париже, Амстердаме. Но - интересная деталь - при жизни было опубликовано сравнительно немного  произведений Вивальди. Возможно, композитор сознательно не допускал публикации своих наиболее сложных и выигрышных произведений, чтобы сохранить в тайне секреты исполнительского мастерства. А то, что было опубликовано, в основном - наиболее простые для исполнения концерты и сонаты.

Итак,  Вивальди - загружен работой, окружен кучей учениц.  При такой занятости, он мог бы замкнуться в тесном кругу своих обязанностей и превратиться в скучного наставника, вечно занятого и вечно спешащего. Но этого не произошло. И хотя в первые годы, Вивальди, вероятно, действительно был поглощен своими обязанностями, но спустя некоторое время, он берет отпуск для постановки в Виченце своей первой оперы. В духе времени она называлась «Роланд, притворяющийся безумным». Вскоре он дебютирует и в венецианских театрах.

Венецианский оперный театр, как и вообще итальянский того времени. - явление удивительное. Представьте себе переполненный зал с бесчисленным рядом лож, задрапированных тяжелым бархатом, партер, где в то время стояли, а не сидели. Ложи бронировались на весь сезон итальянскими патрицианскими фамилиями, в партере толпился простой люд, иногда впускаемый бесплатно - но все чувствовали себя очень непринужденно, в атмосфере непрерывного празднества. В ложах были буфеты, кушетки, карточные столики - в общем такие уютные комнатки. Публика ходила в соседние ложи как в гости; здесь завязывались знакомства, начинались любовные приключения, происходил обмен последними новостями... А на сцене... развертывалось роскошное, упоительное зрелище. Мужественные и доблестные герои древности, их сказочные приключения, испытания влюбленных - все это захватывало. А добавьте сюда чудесную музыку. Музыку изобилия, и великолепные декорации. В общем, театр Италии был максимально комфортным для души и для тела.

Тридцатые годы XVIII века Вивальди - в расцвете своих жизненных и творческих сил. Его гений не подводит его, регулярно вдохновляя своего владельца на создание великолепной, необычной, страстной музыки. Он сочиняет много, и все это тут же исполняется оркестром его учениц - а что, скажите для композитора важнее, чем услышать исполнение собственной музыки? (в Х1Х веке композиторы умирали, не услышав за всю свою жизнь ни одной ноты своих произведений). Слава Вивальди гремит далеко за пределами Италии. Он дружит с королями. Его сочинения печатаются лучшими издательствами Европы. Завидная участь для композитора! Кажется, что судьба благоволит ему. В возрасте 35 лет он дебютирует как оперный композитор - и на протяжении 25 лет на сценах разных городов Европы ставятся двадцать семь опер Вивальди. (Цифра довольно внушительная, если сравнить, например, с Моцартом, у которого девятнадцать опер, с Бетховеном, у которого одна, у Глинки - две, у Чайковского - одиннадцать).

***

 Беда пришла неожиданно. В разгар подготовки к карнавалу 1737 года, когда опера Вивальди должна была ставиться в Риме, ему от имени папы римского запретили въезд в папскую область. Это было началом конца. Во-первых, он был связан с театром и должен был платить неустойку за неявку на репетиции. Во-вторых, музыкальному престижу Вивальди был нанесен сильный удар. Перед ним закрываются двери других театров. Он вынужден уйти из консерватории, после почти сорока лет службы. Характерно для жизненной стойкости этого больного человека, что на 62 году он принял мужественное решение навсегда покинуть неблагодарную родину и искать признания на чужбине. Вивальди отправился в Вену к давнему почитателю своего таланта императору Карлу У1. Но удача более не сопутствует композитору. Внезапная кончина этого императора вызвала общеевропейскую войну за Австрийское наследство. Старый одинокий маэстро оказался в чужой разоренной стране, где никого не интересовали его планы. В 1741 году Вивальди умирает. В некрологе было написано: «Падре дон Антонио Вивальди, несравненный скрипач, высоко ценимый за свои концерты и другие композиции, заслужил при жизни 50 тысяч дукатов, однако из-за безмерной расточительности умер в бедности в Вене» Кто-то даже подсчитал доходы Вивальди. Похороны Вивальди были бедные, их стоимость - такая же как полвека спустя будет у похорон Моцарта. Так окончился жизненный путь человека, которому некогда жадно внимала вся музыкальная Европа.

 ***

Вивальди жил и творил в эпоху, которую чуть позднее назовут эпохой барокко. Барокко - в переводе значит «вычурный». Но это не совсем так. Я бы перевела это слово как изобильный. Это действительно было изобилие - деталей, украшений, изгибов. Завитушек. О стиле барокко мы можем судить по фасадам Зимнего дворца. Но и в музыке - то же богатство красок, линий и даже всевозможных завитушек. Вивальди является, пожалуй, самым характерным барочным композитором. Можно утверждать, что Вивальди - это музыка барокко и наоборот: барокко - это музыка Вивальди. Потому что этот композитор был не только изобилен, он был еще неистощимо изобретателен. Сколько бы музыки он не писал - нет среди нее повторов, общих мест, да и просто неудач. Среди его произведений ...

    Биограф композитора Пеншерль заканчивает посвященный Вивальди труд следующими словами: «Вот таким нам рисуется Вивальди, когда мы объединяем все отдельные о нем сведения: созданный из контрастов, слабый, больной, и тем не менее живой как порох, готовый раздражиться и тут же успокаиваться, переходить от мирской суеты к суеверной набожности, упрямый, и. вместе с тем, когда нужно. Сговорчивый, мистик, однако готовый спуститься на землю, когда дело идет о его интересах, и совсем не дурак при устройстве своих дел».
А от себя добавим – мятежный гений барочного искусства!