Мои встречи с птицами!

Влад Лесной
Они в лесу у меня происходят постоянно!
Кукушек, например, я наблюдал вблизи — и сидящими на ветвях деревьев, на опорах ЛЭП, и летящими над разливами вод; далеко они не улетают. Садятся где-то поблизости и снова начинают куковать. Повторю: почти весь июнь кукуют они практически круглосуточно, даже в белую северную полночь!
23 июня прошлого года солнце над протокой Кривой взошло в 3 часа 40 минут: это была самая короткая в году ночь! Естественно, что этот же срок повторился и нынче: астрономические часы не знают сбоя.
Тогда, с появлением над лесом малинового краешка дневного светила, начался небывалый клев рыбы, я едва успевал вытаскивать простой удочкой крупных жирных подъязков, чебаков и ельцов!
Из записей в дневнике:
«Ранним утром надо мной стремительно пронеслись чирки. Кряквы и чирки летают над протокой и обширным сором постоянно.
Всю ночь кричали кулики, громко пищали в дупле, требовали корма дятловы птенцы. Большие чайки-халеи тоже ловили рыбу в протоке и на сору; ночью некоторые из них устраивались спать на кустах тальника.
Утки садились на воду метрах в восьмистах от меня, где и кормились на мелководье, у поросших зеленой осокой и тальником пойменных островков-гряд.
Всю ночь над протокой клубился легкий туман, наползавший с берега. Он быстро плыл над водой, не сгущаясь. Что-то призрачное, зыбкое, текучее!... Как смутные привидения плывут над протокой...
Дым от костра (положил на огонь сырую валежину) тоже тянуло к протоке. В этой струе дыма и рыбачил, таская крупных и помельче рыбин.
В середине ночи у берега протоки тихо проплыло какое-то маленькое животное, то ли водяная крыса, то ли ондатра. Когда шел к месту ночевки по берегу, видел глубокую нору. Кругом нарыты ямки поменьше. Кротами, что ли?...
Комары свирепствуют! Спасает дым от костра».
Нынешние весенне-летние странствия я тоже начал со встреч с птицами. 8 июля на западной оконечности острова над протокой Кривой видел летящую беловато-серую сову, ее удалось запечатлеть на видеокамеру. В окуляр попал и одинокий чирок, стрелой промчавшийся над водой. Заснял и кружащихся над сором халеев, громко кричавших. Кулики-перевозчики тоже почти круглосуточно оглашают окрестности поймы Оби и протоки Кривой: она в июне — практически сплошное водное зеркало! Летят кулики быстро, почти « стригут» воду острыми беловатыми крылышками. Любят отдыхать на мокрых прибрежных колодах.
Гнезда у них, конечно, на берегу, в укромных уголках, среди зарослей тальников, осин, берез. Встречаются и более открытые гнезда...
Повсюду трещат дрозды-рябинники, сопровождая меня круговыми полетами, негодующе крича. Тут у них тоже гнезда!...
Громкое воронье карканье, стрекотание сороки — и валяющиеся на земле обломки небольших голубоватых птичьих яичек восстанавливают для меня воедино картину разбойничанья в припойменных лесах этих нахальных, вороватых существ.
Долго наблюдал я 21 мая с.г. за парой кормившихся на сору, за протокой Кривой, белоснежных лебедей-кликунов. Они (птицы — верные супруги всю свою жизнь!) далеко не отплывали друг от друга, погружали клювы на длинных изогнутых шеях в воду, задирая при этом высоко зад. Так, с торчащими задами, и снимал птиц видеокамерой и «Зенитом» с телевиком-пятисоткой. Только раз они издали короткий клик...
А вот в середине дня 8 июня на юго-западе припойменного острова я услышал громкие, трубные, продолжительные клики лебедей, тех или других — не знаю. Птицы мне не были видны из-за зарослей тальников на сору. Минут пять слышалось громкое хлопанье крыльев и эти тревожно-волнующие клики снявшихся, по-видимому, с воды красивых птиц. Наверное, перелетали на другое, более безопасное место кормежки...
Перед этим я услышал со стороны Оби рев заводимого лодочного мотора, далеко за Обью, там где чадил нефтяной факел, приглушенные раздались ружейные выстрелы. В прошлом году на пойме я тоже слышал в начале июля пальбу из ружей. Наш браконьер «охотится» ... круглый год!
А рыбаков на моторках и резиновых лодках летом тут не счесть: нефтегазовая дорога (отводок от федеральной) подходит почти к самой воде протоки Кривой! Раздолье заготовителям-хапугам, что потом торгуют свежей рыбой у нефтеюганских магазинов!
Но вернемся к птицам. Следы деятельности и крики обычного пестрого дятла и черного дятла-желны — я видел в разных местах острова. Огромное дупло в сухой осине, крупные куски коры и древесные щепки у подножия зараженного вредителями дерева выдают присутствие желны. А дятловы «столовые» на деревьях с кучами вышелушенных сосновых шишек у подножия — присутствие пестрого дятла. К сожалению, возле протоки Кривая Островное лесничество Нефтеюганского лесхоза развернуло продажу леса на корню, и под топор попали сотни прекрасных, спелых и здоровых сосен, дававших богатый урожай семян — почти что главного корма дятлов в отдельные периоды года. Правда, и в суровые морозы долбят эти лесные труженики стылые стволы больных деревьев, отыскивая замерзшие личинки вредителей.
Тетерева, рябчики, кедровки — тоже наши местные, не улетающие на юг птицы. На острове живет небольшая тетеревиная популяция; самих птиц я не видел, но часто встречал на снегу и на земле кучки их помета. Видел нынешней весной пару рябчиков...
Из прилетающих к нам птиц обычны чайки — большая и малая, крачки, различные кулики и утки; довольно редки лебеди и гуси. Журавлей я не встречал никогда, только в небе — на весенне-осеннем пролете.
Сова, орел-беркут, орлан-белохвост тоже любят селиться поближе к воде. Больших хищных птиц видел над протокой Кривой 18 мая с.г., они летели низко над водой вдоль кромки сухой прошлогодней осоки, падали к воде и снова взлетали. Видно, ловили первую после ледохода рыбешку. В прошлом году примерно такой же серо-рыжеватой окраски птицу я видел сидящей под мелким июньским дождичком на коряге посреди ближайшего к протоке сора . А 22 июня 2001 года вечером, когда я тихо сидел под тальниковым кустом на берегу протоки Кривой, надо мной пролетела какая-то большая хищная птица; запомнились широкий размах крыльев, острый крючковатый изогнутый клюв, чуть наклоненная вниз голова (птица, конечно. «исследовала» пришельца).
Уже потом я сам точно определил по книгам:это был орлан-белохвост!..
Птичьи останки, пух и перья, кровь и косточки на снегу и на земле не раз встречал в лесу. Значит, хищники не дремлют!...
Мне осталось сказать лишь о малых птахах, в том числе певчих. Их я снимал со штатива видеокамерой (в режиме телесъемки), но получились мелкими. Хотя их пение запечатлено громкое и естественное, без искажений.
Когда внимательно посмотрю книги о птицах Среднего Приобья, тогда и сообщу читателям названия встреченных мною певчих птиц. Запомнились довольно крупные птички с широкой зеленоватой грудкой, взлетавшие на болоте по трассе ЛЭП-500; одну удалось снять покрупнее на берегу протоки Кривой.
Скажу лишь одно: без певчих птиц тайга весной и в начале лета никогда не бывает! И начинается это пение часа в два ночи, а заканчивается... за полночь. Кукушки же поют без отдыха и всю ночь...
В последние годы певчие птицы стали залетать и в город!

Вл.Назаров
2000 год