Старообрядцы Клинского уезда

Томилин Михаил Леонидович
Михаил Леонидович Томилин г. Клин

  История старообрядцев Клинского уезда э интересна и очень обширна. К тому же находятся новые свидетельства и факты плодотворной деятельности клинских раскольников. В полиции старообрядцев в Российской империи с подачи официальной церкви назвали раскольниками. Но так ли это? Когда патриарх Никон вводил «новины» - крестный ход против солнца, установку католических крыжей или крестов на храмах и изменения в Символ веры, молитвы, богослужения. За образцы он брал книги греков, изданные после принятия ими флорентийской унии и напечатанные в Ватикане. Старообрядцы отстаивали старые традиции, утверждённые на Стоглавом соборе 1551 году, ещё при Иване Грозном. Раскольниками по сути являлись реформаторы во главе с патриархом Никоном.
Наш древний Клин стал свидетелем борьбы за старую веру, как сказано в «Сыскном деле о расколоучителе из Пскова старце Варлааме» при патриархе Иоакиме. Священноинок Варлаам служил протопопом Троицкого собора во Пскове, а затем принял иночество во Псково-Печерском монастыре и ушёл оттуда в пустынь для сохранения старой веры. Он не выдал ни одного единоверца, отражая вопросы следователей простым приемом – ссылаясь только на уже казненных. Воеводе открыто приказали дать ему последний шанс раскаяться перед смертью. Московский подьячий, отправленный в Клин следить за соблюдением процедуры, добавил: «... когда осужденного вели на место казни, ему дали икону, но он не молился на нее, не попрощался c собравшимися людьми, но повернулся и молился в направлении востока». Подьячий также сообщает, что при смерти Варлаам ничего не говорил. Казнили его, сожгли на костре, скорее всего на площади у соборного храма Воскресения Христова в Клину 22 октября 1683 года.
В № 29 «Московских епархиальных ведомостей» за 1871 года по сведениям за 1869 год сообщалось: «Наибольшее число раскольников проживает в Богородском уезде, где считается поповщинскаго толка 42 650, безпоповщинскаго 604; затем следует Московский уезд, с населением поповщинскаго толка 12 416 и безпоповщинскаго 4390; за ним Бронницкий уезд с населением раскольников поповщинскаго толка 10 974 и безпоповщинскаго 525. Прочие уезды представляются по числу раскольников в следующем порядке: Коломенский 4204, Верейский 2064, Волоколамский 2034, Клинский 1361, Серпуховской 1180, Можайский 979...».
На карте раскольничьих селений в Московской губернии, опубликованной Московским статистическим комитетом в 1871 году, и в таблице о числе раскольников, считавшихся в этих селениях, по сведениям за 1869 год, в Клинском уезде отмечено 22 населённых пункта, где жили старообрядцы. На карте одним цветом выделены старообрядцы беспоповцы, другим – поповского толка и отмечены населенные пункты сплошного раскола. В Клинском уезде с расколом более трёх четвёртых жила деревня Кузнечиково. В деревнях Некрасино, Ситникова из жителей – половина раскольники. Четверть населения в деревне Бакланова составляли тоже старообрядцы. К юго- востоку от Клина обозначена Соболева слободка, в которой проживало в то время 27 раскольников беспоповцев. В 1976 году, когда мне было 14 лет, мы друзья одноклассники пошли в дом, где жила бабушка Саши Курочкина, на улицу Лесную, которая в XIX веке входила в Соболеву слободку. Он нам показал старообрядческие книги, написанные до никоновских новин.
Но указанные числа живших старообрядцев явно занижены. В своей работе «Купцы – старообрядцы и чиновники: из истории бюрократизма и взяточничества в царствование Николая I» Екатерина Архипова доказала, что местные светские и духовные власти вместо того, чтобы противодействовать распространению раскола, превратили его в источник постоянных и немалых доходов. Неслучайно в отчетах чиновников выражения «золотая руда» и «золотой клад» стали синонимом старообрядчества. Даже священники, чтобы не потерять из своего прихода раскольника, который платит ему деньги, чтобы он не крестил и не венчал его детей по обрядам православной церкви и, наконец, чтоб показывал его у исповеди и святого причастия, потворствовали раскольникам. И земская полиция брала с раскольников деньги почти всегда безнаказанно, а при следствиях старалась скрыть преступления. При Николае I министерство внутренних дел под руководством графа Льва Перовского поручило собрать точные сведения о числе раскольников в местах их компактного проживания, для чего в 1852 году чиновники министерства, возглавили статистические экспедиции в Поволжье, в Нижегородскую, Костромскую и Ярославскую губернии. «Та же практика изучения раскола была продолжена и при следующем министре – Дмитрии Бибикове, - отметила Екатерина Архипова. – Однако география исследований была расширена до 35-ти губерний.»

Главную роль у старообрядцев, особенно беспоповцев, играли общины, возглавляемые наставниками. Решения по многим вопросам принимали наставники и община сообща. Главным было выживание общины. В ней назначались купцы, которым поручалось дело и общинные деньги. Причем по наследству их детям ничего не переходило. Такие же поручения давались на создание артелей, которые тоже зарабатывали для общины деньги. В 50-х годах XIX в. у старообрядцев скопились большие капиталы, что показало, как в неблагоприятных для себя условиях они проявили прекрасные способности по выживанию и сильно отличались от основной массы православного населения. «Они, действительно, создали – если не свое государство, - отметила Екатерина Архипова, - то свою социальную общность взамен той, которая их не признавала и преследовала. Поскольку другие «социальные лифты» были для них закрыты, торговля и промышленность позволяли им не только прокормить себя, но и защитить свои религиозные общины от давления, нападок государства». Поэтому царское правительство вынуждено было нанести удар по экономической независимости старообрядческих общин. Указ «О ненаграждении раскольников знаками отличия и почетными титулами и о принятии их в гильдии на временном праве», который император утвердил 10 июня 1853 года. «Это положение предписывало всем предъявителям купеческих капиталов, – не важно, давно ли они состоят в купеческой гильдии или записываются впервые, – предоставлять удостоверения о принадлежности к православию или единоверию, - отмечала Екатерина Архипова. - В качестве доказательств принимались выписки из метрических или исповедных книг, свидетельство священника о присоединении к Русской православной или Единоверческой церквям. При этом свидетельства о принадлежности к православию должны были предъявить все члены семейства, состоящие с предъявителем в нераздельном капитале. Если такие свидетельства не предоставлялись, то выдавались торговые свидетельства «на временном праве». Получавшие такие свидетельства переходили в разряд мещан: они имели право осуществлять торговлю, но при этом лишались всех личных прав и преимуществ купеческого сословия». По мнению доктора исторических наук Александра Пыжикова так состоялась первая приватизация, когда общинные Вторую приватизацию провел Анатолий Чубайс.
Беспоповцы оказались большинствомсреди государственного крестьянства, а поповцы (старообрядческие общины, возглавлявшиеся священниками) — среди крепостного крестьянства и посадских жителей. После освобождения от крепостного права в 1861 году количество беспоповцев росло. Поэтому в 1869 году Московский статистический комитет занялся данной проблемой.
По данным Всероссийской переписи конца XIX века, в 1897 году население города Клин составляло 7989 человек, в том числе дворян 132, лиц духовного сословия 56, купцов и почётных граждан 828, военного сословия 714, крестьян 3111 человек. При этом отмечено православных 7112 человек, а всегопроживало7989. Какой веры придерживались еще 779 человек? Полагаю, значительную часть из этого числа составляли старообрядцы. Конечно, были и инославные, но немного. Население же Клинского уезда без города Клин составляло 120661 человек: крестьян 114368, дворян 185, духовного сословия 511, почётных граждан и купцов 883, мещан 1370, военного сословия 3104. Раскольников при этом в уезде насчитывалось 2860 человек, что не отражало их настоящего числа.