В гости... к белым медведям!

Влад Лесной
Друзья!

Постоянно смотрю «UGRA Travel». Это- канал регионального вещания, основу вещания которого составляют программы об истории края, этнографии, путешествиях, активном отдыхе, охоте и рыбалке, очерки и фильмы о судьбах простых и выдающихся людей Севера.
Особенно нравятся экспедиции сургутян по Северу и Арктике нашей страны,но и местные их походы тоже интересны. «Небольшое путешествие плавающего снегоболотохода «ТРОМ-8» в районе протоки Покомас, с участием квадроциклов и снегоболотохода «МЕДВЕДЬ».Чем закончатся наши приключения, предсказать было невозможно…». Но завершился этот трудный 50-километровый бросок вполне благополучно-прекрасной рыбалкой на Оби, ароматной ухой…

Поражают мужество и выносливость сургутских ребят, для которых все препятствия на пути…лишь в радость, ибо дают возможность испытать свои силы в самых экстремальных условиях.
На японских гидроциклах- через Берингов пролив: на модернизированных саратовскими умельцами шведских «Вольво-Амарок»- от Ямала до Камчатки по снежному бездорожью и при 50-градусных морозах! И еще десятки других экспедиций – на Диксон, в Якутию, на Чукотку…

К слову, недавно состоялась ЭКСПЕДИЦИЯ «СЕВЕРНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ-2017».Сургутское отделение Русского географического общества совместно с Клубом экстремального туризма «Андреевский» организовали крупномасштабную морскую экспедицию в Арктику «Северный Экологический десант – 2017». Экспедиция проводилась в рамках объявленного в России года экологии и была приурочена к 100-летию образования заповедной системы России.
Цель экспедиции: экологический мониторинг; фото и видеофиксация состояния водной акватории и береговой линии реки Обь, побережья Обской и Енисейской губы, островов «Гыданского» заповедника; забор проб воды и почвы; подготовка отчёта экологической обстановки для профильных организаций; съемки документального фильма «Арктика. Из Сургута на Диксон».
Маршрут экспедиции.
Этап 1. Морской — Тазовский — Гыда — Сеяха — Сабетта — Полярная станция имени 60-летия ВЛКСМ — о. Шокальского (Гыданский заповедник) — о. Олений (Гыданский заповедник) — Поселок Сосновая — Полярная станция Лескино — о. Сибирякова — о. Крестовский — о. Диксон.
Этап 2. Речной — Салехард — Березово — Приобье — Ханты-Мансийск — Сургут.
Команда экспедиции, в составе которой, директор Гыданского заповедника, редактор журнала «Катера и Яхты», съемочная группа телеканала «UGRA Travel» и члены Клуба экстремального туризма «Андреевский», на 10-метровом алюминиевом катере собственной постройки прошли более 7500 км по реке Обь и Карскому морю. Организатор экспедиции -Андрей Прудников, известный путешественник, руководитель Клуба экстремального туризма «Андреевский».
… Кстати, возглавляет коллектив «UGRA Travel»
директор сургутского офтальмологического центра "Визус-1",
Сергей Олегович Колосов, сам заядлый путешественник, охотник и рыбак. Место расположения телекомпании : ХМАО-ЮГРА г. Сургут, Нефтеюганское шоссе, 46/1, Салон «ПЛАНЕТА МОТО».

 Подробнее: Год основания компании ООО «ГРУППА МОТОРС» - 2003. Самый крупный салон водно-моторной техники в Ханты-Мансийском автономном округе - Югра.
Имеет подразделения в Сургуте и Нижневартовске.
Занимается реализацией и техническим обслуживанием техники для активного отдыха на воде и на суше.

Является официальным дилером торговых марок: Stels, Arctic Cat, Kawasaki,Cronus, Suzuki,Golfstrim-Parsun,Mikatsu,Mercury,Tohatsu, Gladiator лодок Волжанка, Салют, Windboat, Wyatboat, Solar, Urex, Winboat, Флагман, Badger и катеров Silver, Slaider, Trident, Bercut.
Покупай – и езжай, плавай хоть за три моря!
Вл.Назаров
**************************88

ЦИФРЫ И ФАКТЫ.

Телеканал «UGRA Travel» осуществляет круглосуточное вещание на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Зрительская аудитория более 800 000 человек. Телеканал находится в свободном доступе пакетов аналогового и цифрового телевидения операторов кабельного ТВ: Югрател, ТЕЛЕ-Плюс, Метросеть, Данцер, РТА, Ростелеком.

Приглашаются к участию в экспедициях любители экстремального туризма, имеющие гидроциклы, снегоходы, квадроциклы, внедорожную технику. Вас ждут увлекательные путешествия по Югре, Ямалу, Уральским горам, Байкалу, Камчатке и всей России.

Телеканал оказывает информационную поддержку некоммерческим организациям и бюджетным учреждениям, работающим в сфере этнографического туризма, экстремальных видов спорта, охраны природы, сохранения культурного наследия, детским спортивным организациям.

Откуда берет начало Югра и Ямал? Кто наши предки и как они жили? Путешествуя по рекам, тайге и тундре мы стараемся отыскать следы едва сохранившихся городищ и древних поселений,
прикоснуться своими руками к памятникам истории.
Уникальные находки передаем в руки ученых и археологов.

Телеканал организатор и активный участник различных экспедиционных проектов по Западной и Восточной Сибири, Приполярному Уралу, Крайнему Северу. Это сложные и нередко опасные мероприятия, с рисками для жизни и здоровья участников.

Фильмы об экстремальном туризме - визитная карточка телеканала. Крепкие, сильные духом мужчины отправляются путешествовать. Сплавляются по рекам, идут непроходимыми болотами и глухой тайгой. Им нравится спать в палатке, умываться из ручья, встречать рассвет в горах.

Каждое лето тысячи отпускников Югры направляются на юг,к морю. Маршруты автопробегов UGRA Travel
ориентированы на Север. Мы используем внедорожную технику.Идем по зимникам и ледовым переправам. Пробиваемся через болота. Форсируем реки. Чем больше проблем и препятствий
в дороге, тем интереснее получается кино.

Экспедиции, путешествия, приключения, экстремальный туризм, авто и мотопробеги, сплавы, альпинизм, активный отдых и спорт. Авторское неигровое кино, программы о живой природе, рыбалке и охоте.

Наша телеаудитория-мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и семьи с активной жизненной позицией, высоким достатком, различного социального статуса, политических убеждений и вероисповедания. Путешественники, экстремалы, рыбаки, охотники, военные.

Телеканал существует на добровольные пожертвования меценатов и различных некоммерческих организаций, объединяющих любителей туризма, путешествий, приключений, экстремальных видов спорта, охоты и рыбалки.

*********************


Всего за три месяца фотографы и фотолюбители из России и многих других стран мира прислали Первый Всероссийский фотоконкурс Русского географического общества 191 529 снимков самой красивой страны.

Рекордное количество фотографий – более 20 тысяч! – поступило за два дня до окончания конкурса. Самая последняя фотография на конкурс пришла из Новосибирска. Причём пользователь загрузил снимок на сайт уже под бой курантов.

Независимая экспертная комиссия провела отбор фотографий для финального заседания жюри.
Работы участников фотоконкурса оценивали Президент Русского географического общества Сергей Шойгу, а также всемирно известные фотографы и люди искусства. Среди них – российский фотограф дикой природы Сергей Горшков, главный редактор журнала «National Geographic Россия» Александр Грек, скульптор, художник, член Союза художников России Даши Намдаков, российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер Тимур Бекмамбетов и другие эксперты.

Фотоконкурс Русского географического общества «Самая красивая страна» – масштабный медиапроект, который направлен на сохранение дикой природы России и воспитание бережного отношения к окружающей среде через искусство фотографии.

Свой талант и красоту природы России участники продемонстрировали в 11 номинациях.

Победители конкурса получили звание «Фотограф года» по версии Русского географического общества, 500 000 рублей и сертификат на право участия в одной из экспедиций РГО.

Победителем фотоконкурса РГО «Самая красивая страна» в номинации «Макромир» стал фотограф из Сургута Тимур Гайфуллин, участник экспедиций «UGRA Travel» на Приполярный Урал и в Крым.

****************
Документальные фильмы сургутян:

Рыбалка в Якутии.
Клуб Андреевский.
Хроники Устюрта.
Подводный мир озера Балхаш.
Подлеморье.
Последняя река.
Преодоление.
Приполярный Урал.
Хождение за два моря.
Северный десант.
Подводная охота.
Спасибо тебе, Шумак.
На веслах через Тихий океан.
Тува. Счастливые люди.
Хроники узкой колеи.
Великий Северный Путь.
Экспедиция на Южный Полюс.
Квадрики в Иране.
Сделай себе ботник.
Портрет спиннингиста.
Хакассия.
Чукотка.
PRO Anglers.
Снегоходная экспедиция.
Островитяне.
Павлодарская рыбачка.
Синяя дыра.
ТРОМ 8 на Покомасе.
Имитуй-2017.
"Русский" восьмитысячник.
Лариса.
Рыбалка.
Коми.
Запах Вершины.
Охота.
Клевый Берег - Спортивный окунь.
Экспедиция Воркута-Сыктывкар.

***************

1.ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ. КВАДРОЭКСПЕДИЦИЯ ЗОЛОТАЯ ЛИХОРАДКА-2015.

Цели и задачи: популяризация въездного туризма в ХМАО-Югре, прокладка нового летнего межрегионального туристического маршрута; изучение истории геологического поиска на Приполярном Урале; пропаганда здорового образа жизни; участие в общественной жизни поселка Саранпауль.

Экспедиция продлилась семь дней. В ней принимали участие 25 человек на квадроциклах и джипах из Ханты-Мансийска, Сургута, Нягани, Челябинска, Перми, Кыштыма, Саранпауля.
Маршрут проходил по территории двух субъектов РФ – ХМАО-Югра, Республика Коми.

Вертолетом участники экспедиции добрались до посёлка Саранпауль Берёзовского района Югры, техника транспортировалась туда же на барже из поселка Приобье.
Маршрут проходил через 40-ой километр дороги Саранпауль-Неройка – Дьяволоиз — река Манья – г. Собаколай – г. Пирамида – г. Манарага – река Манья – участок Золотошор – хребет Олений – г. Неройка (пос. Додо) – Зейские озера – участок Пуйва – поселок Саранпауль.

Финишировала экспедиция в День посёлка и Международный день коренных народов мира.

В ходе экспедиции участники посетили различные места Приполярного Урала, включая загадочную гору Пирамида и легендарную Манарагу, ряд производственных объектов по добыче кварца и россыпного золота.

Учитывая уровень подготовки участников, нами был разработан довольно сложный маршрут, поэтому в экспедиции участвовала группа обеспечения на вездеходе и подготовленном грузовом автомобиле «вахтовке», которая сопровождала участников, везла топливо и продукты, оказывала техническую поддержку и готовила места для полевых лагерей.

С сайта «UGRA Travel».

****************

2.ТЕРРИТОРИЯ КРАЙНЕГО СЕВЕРА. РЕКА ВОЙКАР.

До Полярного круга — около 100 километров.
Ближайший город — столица Ямала Салехард.

Промежуточный базовый лагерь очередной экспедиции Тюменского центра микрохирургии глаза ВИЗУС-1. Они скромно называют себя СПОРТИВНО-ТУРИСТСКИМ КЛУБОМ. Но масштаб экспедиций и количество техники говорит о том, что это уже не любители, а ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ-ЭКСТРЕМАЛОВ.
В составе экспедиционного корпуса несколько скоростных катеров, аэроглиссер, водометы, надувные резиновые лодки, гидроцикл, грузовая аппарель и крупнотоннажная баржа. Весь этот флот необходим для перевозки многочисленного экспедиционного снаряжения, продуктов и топлива.
ВОЗГЛАВЛЯЕТ КОМАНДУ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ — ОСНОВАТЕЛЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ ЦЕНТРА ВИЗУС-1 — СЕРГЕЙ КОЛОСОВ. ЕГО МЕЧТА — ПРОЙТИ НА ВЕЗДЕХОДАХ К ПОДНОЖИЯМ СНЕЖНЫХ ВЕРШИН ПОЛЯРНОГО УРАЛА И ВОДРУЗИТЬ ТАМ ФЛАГ.
В прошлом году, в невероятно сложных условиях, экспедиция сумела выйти на горное плато в районе реки ВойкАр. В этот раз решено искать проход в горы немного севернее. Пройти через озеро ВорчатЫ и исследовать реки Лагорта и ТаньЮ.
От промежуточного базового лагеря наш путь лежит вверх по ВойкАру.
Это один из самых сложных отрезков речного путешествия. Течение на перекатах быстрое, а глубина небольшая. И если не знать судового хода, можно легко напороться на камни. Сломать винт или пробить днище. А в худшем случае, и вовсе сесть на мель.
ВойкАр требует максимального внимания. Неудачники надолго, или даже навсегда, остаются в его каменных тисках.
Вот эти прилипшие к берегу сухогрузы не справились с напором встречного течения, и теперь, чтобы сняться с мели, команда живет на судне в ожидании подъема воды.
А вот еще три корабля марки «Костромич» и «Ярославец». Они будут загорать здесь три недели, а может и больше… По крайней мере на обратном пути мы увидели их на том же самом месте, у «Пекарни». Так называется место слияния рек ВойкАр и ВорчатЫвис.
Когда-то здесь пекли хлеб для геологических партий, а сейчас красивый мыс с высоким каменистым берегом, кто- то облюбовал под рыболовную базу отдыха. Возможно, к ней и пытались пробиться все эти баржи с грузом строительных материалов.
По реке ВарчатЫвис, длина которой всего 13 километров, мы выходим к озеру ВорчатЫ, что в переводе с Ненецкого означает ЧИСТОЕ ОЗЕРО. Глубина его небольшая, 1,5 — 2 метра. Весной на нерест в озеро заходит много рыбы. ПОЭТОМУ ЩУКА И ОКУНЬ ВЫРАСТАЮТ ЗДЕСЬ ДО ГИГАНТСКИХ РАЗМЕРОВ.
На берегу виднеется загородная резиденция Губернатора Ямала.
Вышка сотовой связи. Огромный ангар для лодок и гидросамолетов. Дома для гостей. Говорят, сюда заглядывал Президент России во время рабочих поездок на газовые месторождения ЯМАЛА.
С озера Ворчаты открывается потрясающе красивый вид на горные вершины Полярного Урала. Кажется, до них рукой подать. По прямой, тут всего километров 30.

Именно туда, к подножию этих вершин, стремится пробить дорогу наша экспедиция….

Река ТаньЮ. Пятьдесят километров севернее озера ВорчатЫ. Это место для разбивки лагеря было выбрано еще в прошлых путешествиях на Полярный Урал. Высокий песчаный мыс. Сухой берег. Стройные лиственницы. Весна добралась сюда буквально неделю назад. Деревья начали оживать совсем недавно. Свежая листва выглядит как новорожденный младенец, а цветение трав только набирает силу. Звенящую тишину нарушают лишь звуки журчащей в реке воды, да пение птиц.

Белые ночи не дают уснуть. Солнце заходит за горизонт со стороны гор всего на пару часов, при этом на улице светло. Теряется ощущение времени суток. Активность смещается в сторону глубокой ночи. Несмотря на усталость, мы не спим до 3-х часов утра. Нас немного дурманит чистый, насыщенный кислородом воздух. Вдыхаешь его, и как будто пьешь аромат горного ручья или озера, его утреннюю свежесть и прохладу…

Тем временем лагерь начинает постепенно обустраиваться и входить в обычной ритм походной жизни. На костре постоянно что-то готовится.
Бывалые таежники говорят, что когда идешь в лес или на реку, можно брать с собой только хлеб, соль и спички. Все остальное для пропитания и приготовления пищи можно добыть в лесу и поймать в реке. Так и у нас. Меню в основном рыбное и овощное.
Уха, копченый окунь, жареная щука.
Доктор Айрапетян балует нас деликатесами национальной кухни. Даже свежая картошка на углях, в его исполнении, сразу приобретает форму и вкус шашлыка.
Приготовлением птицы занимается Саша. Несколько диких уток, купленных в дороге у местных жителей, внесли некоторое разнообразие в наш диетический рацион.
Чай завариваем с настоем из трав и корней шиповника. Он хорошо удаляет жажду, да и полезен с точки зрения медицины. Воду берем прямо из реки, чистую и прозрачную, как слеза. Для нас, городских жителей, это редкая возможность почувствовать вкус настоящей ЖИВОЙ ВОДЫ.

Вся команда неусыпно следит за стремительно падающим уровнем воды в реке и несколько раз в день сталкивает лодки подальше в воду. Оказаться на берегу, или как говорят моряки «обсохнуть», здесь можно за несколько часов. Особенно пристально мы наблюдаем за самым крупногабаритным судном нашей флотилии, водометным катером КС-100. Его удлиненный корпус разделен на рубку капитана и два помещения. В одном каюта на четыре спальных места, в другом оборудована небольшая походная банька. Она крайне необходима нам для поддержания здоровья.

На второй день выяснилось, что буквально в десяти метрах от нашего лагеря построил свое гнездо и высиживает птенцов небольшой кулИк. Сначала птица тревожилась, но затем мы привыкли друг к другу. На пятый день любопытные дети обнаружили в гнезде птенцов. Но, осторожная мамаша тут же увела свое потомство от нашей шумной компании подальше в лес, к болоту…

Для выхода разведочной группы вверх по течению реки ТаньЮ, готовим два катера с водометными двигателями. На обычных моторах по горной реке далеко не пройти, слишком быстрое течение и много каменистых перекатов.
Первым идет «МЭРИ ФИШЕР». Американская лодка, стоящая на вооружении стран НАТО. Используется для доставки морского десанта во время операций в горах.
Дно лодки сварено из листов железа толщиной 5 мм. Мощность мотора — 250 л.с.
На поверхности воды МЭРИ ФИШЕР развивает скорость свыше 70 км в час, с четырьмя пассажирами и грузом до 600 килограмм.

Одна из задач нашей экспедиция — найти выход к вершинам гор Полярного Урала по руслам и берегам рек. Через леса, озера и болота. С помощью навигатора и карт, мы пытаемся на местности определить хотя бы примерное расположение старых заброшенных дорог или зимников, но неизменно упираемся в лесную чащу или болота. Наши планы начинают совсем рушиться, когда почти одновременно, ломаются все три гусеничных вездехода «АРГО». У одного на камнях рвет шпильки крепления колеса. У других отказывает система управления механизмом поворота. Отремонтировать вездеходы на месте механики не сумели. Пришлось грузить АРГОШКИ обратно на аппарель и отправлять в промежуточный лагерь.

Запускаем коптер. Это еще она попытка найти хоть какие-то очертания или хотя бы линии старых заброшенных тракторных дорог, ведущих вдоль реки ТаньЮ в направлении гор.
ФАНТОМ поднимается на максимально возможную высоту, но никаких надежд на то, чтобы увидеть дороги, он не приносит. Слишком слабая оптика у этого летательного аппарата. Сделать увеличение картинки во время полета на ней невозможно. Да и разглядеть что-то детальное на видеозаписи тоже не получается.

Экстремальный туризм, это не просто увлечение, это часть жизни руководителя Центра ВИЗУС-1 — Сергея Колосова. Он — идейный вдохновитель и организатор всех больших и малых проектов. Для каждого сотрудника его Центра, экспедиция — как тест на профессиональную пригодность.
В понимании Колосова мало быть хорошим врачем, водителем или механиком. Необходимо уметь решать поставленные задачи именно в составе команды, и не подвести товарищей в трудную минуту. Этому и учит походная экспедиционная жизнь, которая началась у Сергея Колосова с раннего детства.

Высадиться на берег какой-нибудь реки Полярного Урала, мечта многих путешественников. А уж попасть на ТаньЮ, это и вовсе редкая удача.
Период навигации здесь очень короткий, и невозможно предугадать, когда уровень воды в реке поднимется, а когда опустится ниже судоходного. Любители рыбалки и нетронутой природы добираются сюда вертолетами. Путь по воде намного опаснее и труднее. Приходится идти не жалея себя, топлива и гребных винтов.

Нам же, в этот раз, повезло во всех отношениях. Река ТаньЮ приняла нас, и накормила рыбой. Горы, на протяжении двух недель, баловали почти безоблачной теплой погодой. А самое главное, Боги Полярного Урала гостеприимно пустили экспедиционную команду ВИЗУС-1 в свои владения и так же благосклонно, живыми и здоровыми, проводили в обратный путь…

С сайта «UGRA Travel».


********************
3. Озеро «ИМИТУЙ».

На языке ханты и манси это название звучит как «Озеро Женщины». Прозрачная, с бирюзовым оттенком вода, удивляет своей кристальной чистотой. На восточном берегу, в густом сосновом лесу, расположена база отдыха с благоустроенными гостевыми домиками. Прекрасное место для туризма, охоты и рыбалки. Богатое ягодами и грибами.
Зимой к озеру, со стороны Ханты-Мансийска, строят автозимник. А вот летом, когда болота раскисают, добраться сюда можно только вертолетом. Или по воде, через Иртыш и мелководные речные протоки. Правда от реки до базы все равно километра три придется идти пешком.
Так получается, что 5 месяцев в году, с начала мая по конец ноября, дорога для обычного автотранспорта на Имитуй закрыта. Волшебное озеро находится среди непроходимых болот. Соваться туда летом по дороге, даже на вездеходе, никто не решается. Ходят легенды о несметном количестве техники, навеки утонувшей в этих гиблых местах. Поэтому, когда Алексея Гринкевича пригласили прокатиться на ТРОМЕ по болоту до ИМИТУЯ, он хорошо подумал…. и согласился, …совершить этот дерзкий марш-бросок. Туда и обратно.

Кроме ТРОМА, позвали всех крупных производителей вездеходов с громкими, многообещающими и даже устрашающими названиями: ШЕРП, МЕДВЕДЬ, ХИЩНИК… Но в назначенный день на старт вышли только ТРОМ-8, ТРОМ-2 и МАЗ-MAN получивший неизвестно откуда кличку — ХУНТА. На эти три машины и легла вся тяжесть экспедиции: а это больше 100 километров непроходимых болот и речных преград, по которым надо доставить груз весом около 2 тонн, включая водителей, механиков и работников базы. Всего — 17 человек.
Весеннее половодье на Севере набирает силу как раз в начале лета, в июне. По Иртышу и его притокам большая вода со стороны Казахстана и юга Тюменской области приходит в Обь. Это самое подходящее время для речников и любителей водного туризма. А вот вездеходчикам приходится туго. Плавать по рекам умеют не все марки снегоболотоходов. ТРОМ -8 идет по воде легко, без напряга.
Гребной винт на гидроприводе уверенно толкает машину вперед со скоростью 6 — 7 километров в час. Это конечно не глиссирование, но позволяет переплыть даже такую широкую реку как Обь. При этом ТРОМ может войти в воду и выбраться на сушу в самых труднопроходимых местах. Крутой берег, вязкая глина, ледяная кромка его не остановят. Семейство 4-х колесных машин ТРОМ – 2 винта не имеет. Вездеход плывет по воде только за счет вращения своих огромных шин. Медленно, но уверенно он идет к берегу, и как только касается дна, сразу набирает скорость.

МАЗ-МАН – ХУНТА хоть и оборудован стационарным винтом, но противостоять быстрому течению ему сложно. Тяжелую машину на стремнине сносит потоком воды в сторону. Водителю приходится маневрировать и искать подходящее место для выхода на берег. Идем болотами по линии зимника. Иногда на пути встречаются дорожные знаки и километровые таблички. На развилке маячит крепко приколоченный к сосне указатель поворота «НА ИМИТУЙ».
Да, зимой по хорошо укатанному зимнику сюда проедет любая пузотерка. На болотистом мху еще видны следы какого-то крупноколесного транспорта. Александр говорит, что на майские праздники, еще по не оттаявшему болоту, на Имитуй ездили рыбаки-охотники. Но это все было зимой.
А сейчас начало лета. Болото под колесами наших машин гуляет и колыхается как речная гладь. Толстый слой травы и мха словно дышит, прогибаясь под тяжестью вездеходов. Если верхний слой травы пробить, то под ней только болотная грязь и жижа. Какая здесь глубина не знает никто. Говорят, что при строительстве железной дороги Тюмень – Сургут, в некоторых местах болота вычерпывали на высоту 5-ти этажного дома, и все равно твердого грунта не достигали.

Идем по болоту в общем-то неплохо. Средняя скорость 6 – 7 километров в час. Немного тормозит общее движение ХУНТА. Мощному двигателю под нагрузкой не хватает охлаждения. Он греется, парит и дымится, как закипающий на плите чайник. Чтобы увеличить приток прохладного воздуха в моторный отсек, механики откручивают и снимают капот. Греться ХУНТА вроде перестала, но периодически вязнет и застревает в топких местах. ТРОМЫ поочереди тянут ее на буксире.
Раскисшее болото оказалась тяжелым испытанием для наших вездеходов. В такой трясине неминуемо увязнет любая гусеничная и внедорожная техника. Хлюпающая жижа затянет ее в свою бездонную утробу.
Особенно опасно выходить на этот маршрут поздней осенью и ранней весной, в межсезонье. Автокраны, тралы, грузовики и бульдозеры, идущие по разорванному полотну зимника, часто сваливаются в окна, и самостоятельно выбраться уже не могут.
За время путешествия, Алексей прочитал нам целую лекцию о конструкторских особенностях снего-болото-ходной техники и правилах движения по болоту. С таким как у него опытом, смело можно было бы преподавать в университете. Но Алексей не теоретик, а практик. И каждый плавающий снегоболотоход марки ТРОМ, выходящий из сборочного цеха его завода, надежно служит хозяевам. Вот наконец, мы и прошли эти 56 километров от Ханты-Мансийска до Имитуя. 10 часов мучили технику, вытаскивая друг друга из трясин и болотной грязи.
Открывшаяся красота поразила наше воображение. Имитуй, действительно сказочное место, дышащее волшебством, и притягивающее своей невероятной энергетикой. Не зря на берегу этого озера оленеводы ханты и манси всегда строили избы и кочевые юрты.

Трофейная щука водится в этих местах в огромных количествах. Пересекая один из многочисленных сорОв, мы успели прямо с крыши ТРОМА наловить окуней. Полосатики активно атаковали приманку практически на каждом забросе. На базе отдыха нас тоже ждали приятные сюрпризы.
Маленький озорной медвежонок, по имени Машка, смешил народ своими проказами. Он потрошил наши рюкзаки и требовательно вымогал у кормившей его хозяйки сгущенное молоко. Несколько месяцев назад медвежонка подкинули на базу проезжавшие мимо охотники.
Беззащитного сосунка, размером с меховую варежку, выкормили молочными кашами. В ближайшем будущем, когда мелкие зубки хозяина тайги станут превращаться в клыки, придется садить его в клетку или привязывать на крепкую цепь. В любом случае это лучше, чем бросить зимой маленького беззащитного медвежонка на погибель в тайге.
На базе отдыха полным ходом идет стройка. Плотники рубят новые дома. Облагораживают территорию. Александр решил провести полную реконструкцию базы и сделать максимально комфортным пребывание гостей.

На второй день мы проводим плановый осмотр техники, протягиваем колеса вездеходов, проверям снаряжение, заряжаем подсевшие аккумуляторы. Между делом, участники тест-драйва делятся впечатлениями о пройденном по болоту пути и технике, которая смогла преодолеть эти 56 непреодолимых километров…

Наш отдых на Имитуе завершился. Мы прощаемся с гостеприимными хозяевами и обитателями базы. Готовимся к выходу в обратную дорогу. Надеемся, что без провианта и запаса горючего, те же 56 километров пройдем намного быстрее и легче. А в душе у нас останутся самые теплые воспоминаниия об этом волшебном месте на берегу таежного озера с кристально чистой, и прозрачной как слеза водой. И конечно это болото мы запомним навсегда. Потому что выдержали испытание и сумели его пройти…

С сайта «UGRA Travel».

*************
Материалы из Сети подготовил Вл. Назаров.
Нефтеюганск.
18 июня 2018 года.