Что в имени тебе моем? История!

Томилин Михаил Леонидович
 Михаил Леонидович Томилин г. Клин

Понятие «Клинская земля» - это исторически сложившаяся территория одного из племен кривичей. В начале XIV века Клинское удельное княжество располагалось практически на территории племени клинских кривичей, которое занимало площадь, ограниченную в основном реками Лама, Шоша, Волга и Сестра. На этой территории располагались селения со своими названиями. Названия географических объектов появлялись в разное время, а потому многое могут рассказать об истории родной земли.
 Имена населенные пункты, села, сельца, деревни, полудеревни, хутора получали, во-первых, от имен лиц, их основавших, во-вторых, от предметов, составлявших промысел жителей, в-третьих, от особенного положения на местности и в-четвертых, от церквей и местных праздников. Конечно, есть названия, выпадающие из этой классификации. Воспользуемся картой Клинского уезда 1766-1770 годов из работы Владимира Кусова «Земли Московской губернии в XVIII веке», составленной в результате обработки межевых паспортов землевладельцев.
Села отличаются тем, что в них действуют либо действовали раньше храмы, и многие из них по храмам и назывались: Спас, что в Заулках, Петровское, Троицкое, Воскресенское, что на Шоше, Спасское и другие. Данные названия говорят о временах принятия христианства и его распространении с конца X века. В Клинском районе есть село с необычным названием Тархово, которое произошло от тарханной грамоты, как назывались первоначально несудимые грамоты, ханские льготные ярлыки, выдававшиеся церковным и знатным людям в татарскую эпоху. До времени царя Алексея Михайловича эти ярлыки представляли собой особый вид жалованных грамот, дающих право архиереям, монастырям, князьям и знатным боярам не быть судимыми никем, кроме царя, и не платить повинностей. Место, на котором расположено село Тархово, в древности относилось как раз к монастырским землям. И упоминается с 1509 года. Известна история о том, как митрополит Алексей был вызван в орду и молитвой излечил дочь хана Тайдулу, после чего церкви и была дарована тарханная грамота до начала царствования царя Алексея Романова, который отменил данный вид жалованных грамот. Есть еще одно мнение российского географа, специалиста в области топонимики и картографии Евгения Поспелова, что название села произошло от фамилии Тархов. А его фамилия откуда?..
На клинской земле были два села и деревни по названию Городище. Название говорит о древних городах, бывших на местах этих поселений в IX-X вв., а то и раньше, о времени до принятия христианства, когда в западноевропейских летописях Русь именуется Гардарикой, то есть страной городов. Из письменных источников, датированных IX-X вв., известно о 24 крупных населенных пунктах, но можно предположить, что было их намного больше. Понятие «город» на Руси обозначало огороженное, укрепленное место. Небольших городов было гораздо больше.
Необычно название села Поджигородово. Значения этого слова нет ни в одном словаре. Известно, что владельцем села в конце XVI века был князь Никита Мезецкий. Название села, думаю, появилось во времена опричнины Ивана Грозного и, скорее всего, произошло от фамилии Жигора. Первые упоминания фамилии можно обнаружить в перечне жителей Древней Руси в царствование Иоана Грозного. Жалованные такой фамилией имели привилегии от царя, В летописных грамотах однофамильцы были известными деятелями из славянского тульского дворянства в XVII-XVIII веков.
 После принятия христианства в деревнях, в отличие от сел, храмов не было. Деревни Акулово, Клусово, Сапунова, Бутиха, Молчаново, Чеприно, Тетерино получили свое название по их основателю, собственным, личным именам, прозвищам. Слово «окула», например, означало плут, обманщик, продувной; клус - проказник, забавник; сапун - тяжело дышащий, сопящий; бутих - тихий; молчун - молчаливый; чепур - опрятный, аккуратный; тетеря - глухой, сонный.
Деревня Кондырево названо от слова кондырь, которое в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля означает «старый рукавный отворот или обшлаг, и кожаная или плисовая обшивка рукава у кисти». Скорее всего, такое прозвище относится к так называемым профессиональным именованиям, указывающим на род деятельности человека. В деревне Кондырево жители, видимо, занимались пошивом одежды. Аналогично деревня Ватолино указывает на род занятий - катание валенок из ватолы, овечьей шерстяной ткани, из которой также шили пальто и одеяла для лошадей на зимнее время. По всей вероятности, жители деревни занимались производством грубой шерстяной ткани.
Деревни Подорки, Опалево, Доршево встречаются в источниках XV-XVI веков и говорят нам о тех временах, когда наши предки занимались подсечным огневым земледелием. Когда лес выжигался, пни выкорчевывались, подготавливался участок для земледелия, а рядом с ними возникали поселения. На основании многочисленных данных, относящихся к более позднему времени, следует полагать, что земледелие северных славянских племен до IX-X веков имело преимущественно форму подсечного, иначе огневого земледелия, представляющего собой одну из разновидностей развитого мотыжного земледелия. Данные названия относятся к седой старине, ко времени племен кривичей.
В России с XVI и до начала XX века существовали населённые пункты, обозначавшиеся как сельцо, без церкви, часто с часовней и хотя бы с одним двором землевладельца с хозяйственными постройками. До 1917 г. сельцо обычно представляло собой помещичий дом и несколько крестьянских изб. В Клинском уезде сельцо Заовражье располагалось за оврагом. Название шло от особого расположения на местности, как и Высоково, Высокая. В сельце же Василёво находилась часовня, а название оно получило от имени основателя и владельца Василия. Рядом с деревней Ватолино отмечено сельцо, имеющее три названия - Непецыно, Новинское, Новоявленское. Долгое время на Руси и у человека было три имени - русское, охранительное (зачастую тайное) и христианское. Имя охранительное - отвращающее зло - родители давали чаду в надежде, что оно вырастет с прямо противоположными чертами. У сельца первое название идет от имени или прозвища основателя Непецына, Непея, человека непьющего, трезвенника. Название Новинское говорит о возобновлении поселения на месте старого, и третье имя Новоявленское - христианское, связанное, скорее всего, с каким-либо христианским чудом, явлением.
Интересна история названия сельца Нурбожи. Такого слова нет ни в одном словаре. На арабском языке «нур» означает свет. У арабов, турок, татар знатных людей именовали, например, Нур ад-Дин-Махмуд, эмир Дамаска с 1154 г., Нур Девлет, хан Крыма, как и в обращении на Руси - ваша светлость, ваше сиятельство. Значит «Нурбожи» - светлый бог? Но откуда арабский?
На севере клинской земли есть приток Волги со странным названием Таратынка. Есть объяснение, что фамилия Таратынов происходит от искажённого прочтения с латинского на русский и обратно. Звук «С» и «Ц» обозначался латинской «С», которую читали как «Т». Таратынов означает Сарацынов. И название реки Таратынка - Сарацинка. Во времена крестовых походов христиане называли сарацинами всех мусульман. От них и пришли в клинский край необычные названия. Полагаю, что название реки Таратынка могло возникнуть во времена Андрея Боголюбского, который, как говорится в одном из старообрядческих вариантов жития князя «многая леты в Святая Земли Иерошаломе Граде бываху у Святаго Гроба в посте и молитве, служа присно дево Марии Богородице вправду и безкорысти, премногыя мурости наповняхусь, яко бе Шоломон царь, во храме его Святая Святых пребывахом, яко и отень его Гюргий». Кого то из сарацинов, принявших христианство, князь поселил на реке, ставшей сарацинской. Может быть, название реки возникло к Х веку, когда здесь останавливались арабские купцы, с которыми путешествовали арабские писатели и учёные, например, Ахмед ибн Фалдан, описавший свою поездку по Волге в X веке.
На Русь, в отличие от Западной Европы, оказывала большое влияние степь, а русские города в те давние времена при нападении кочевников выдержать осаду не всегда могли. И спасением были леса. Но на картах обозначено большое количество пустошей, незаселенных, часто запущенных участков земли, преимущественно на месте лесов после вырубок или пожарищ. У северной окраины деревни Ямуга находилась пустошь Чесноковец. Есть чеснок огородный, а есть оружие, представляющее собой четыре 10-12-сантиметровые острые стрелки, расположенные на 120 градусов друг от друга. Как его не кидай на землю, остриём стрелка вверх встанет. Такой чеснок раскидывали на конно опасном направлении, и он повреждал ноги лошадей и пеших воинов. Думаю, название произошло от этого острого чеснока, и на месте пустоши стоял древний лес, куда и прятались во время набегов клинчане.
 У южной окраины Ямуги была пустошь Сапегово. Известно, что древний польско-литовский род Сапег владел большими землями в Российской империи с жившими на них крестьянами, которые называли себя сапегиными. Южнее погоста Георгиевского отмечена пустошь Мазурово, а к югу от Клина - пустошь Панская. В некоторых диалектах прозвище Мазуровый давали плутам, мошенникам. Так могли прозвать и неряху. Но Мазуровым называли и искусного танцора, что послужило названию польского народного танца «мазурка». Название пустоши Панская произошло от прозвища или фамилии Панский, которая в большинстве случаев имеет польское происхождение. Не отголоски ли это времён смуты XVI века?
Между деревней Струбково и Русино существовала пустошь Городищи по названию оставшейся в памяти потомков древней деревни. Много наименований пустоши получили от бывших погостов, рельефа, свойств почвы, личных имён и т. п.
Есть пустошь Каливец, название которой идет от колива - поминальной еды православных христиан. И Спас-Заулок говорит о скрытом месте, глухом уголке, куда можно завернуть. Во всех случаях названия указывают на местность, где проживали дальние предки клинчан, и на их имена или прозвища.