Ах, река-рука! На что указываешь?

Томилин Михаил Леонидович
 Михаил Леонидович Томилин г. Клин

               
Древние названия географических объектов в значительной степени сохранились не в названиях селений и городов, а в гидронимах - названиях водных объектов. Эти имена часто восходят к древнейшим языкам народов, живших на конкретной территории в прошлом, что помогает определить автохтонный, древнейший народ, обитавший на этой земле. Рассмотрим историческую территорию племени клинских кривичей и Клинского удельного княжества.
Клинский край, или Клинская земля, была ограничена с запада реками Большая Сестра, Буйгородка, Лама, с севера - реками Шоша и Волга, с востока – рекой Сестрой, а с юга линией водораздела рек Волги и Оки. Если посмотреть на карту межевания Клинского уезда в 1776-1770 годов российского историка картографа Владимира Кусова, сразу обращается внимание на трёх Сестёр на клинской земле: два правых притока реки Лама - Малая Сестра и Большая Сестра на западе, и река Сестра - левый приток реки Дубны на юго- востоке. Расстояния между истоками первых двух Сестёр - 16,5 верст, а между их истоками и истоком клинской Сестры - 31 и 41 верста соответственно. На Клинской земле берёт начало и правый приток реки Москвы - река Истра. Это говорит о том, что на территории этих рек обитало одно племя, давшее им одинаковое название Сестра и похожие Истра и Стрельна.
Название Сестръ упоминается в жалованной грамоте царя Ивана Васильевича в 1497 году. В славяно -русском корнеслове языковеда, адмирала Александра Шишкова говорится о малоупотребительном глаголе «стру», говорящем, что река струится, течёт. У Владимира Даля в словаре находим, что «се» - местоимение или наречие указательное, означающее сей. То есть Сестра - это текущая, а Истра - истекающая. Но у автора топонимического словаря Евгения Поспелова название реки Сестры вызывает другие ассоциации: «Вероятнее всего, название имеет балтийское происхождение». Да, у клинской Сестры в Ленинградской области есть тёзка Сестра, первое упоминание которой относится к 1323 г. По ней проходила граница Новгородской республики. Северная река Сестра впадает прямо в Финский залив. В новгородских писцовых книгах XV века она упоминается как Сестрия. Почему-то считается, что её название произошло от финского слова siestar, означающего чёрно- смородинная река. Но финны, собиратели грибов и ягод пришли на территорию нынешней Финляндии только в VIII-IX веках, а в России в то время уже существовало государство, Рюрик был призван в 862 году. Поэтому не финны давали названияэтой реке. Реки со временем мелели, изменяли свои русла. Меняли свои размеры и озёра, со временем превращаясь в болота или увеличиваясь рукотворно.
В XVIII веке исток реки Сестры располагался в пяти верстах юго-восточнее, небольшого в то время (до строительства Екатерининского канала) озера Сенеж. Река Сестра текла восточнее, огибая озеро на расстоянии одной версты. Озеро Сенеж питало левый приток реки Сестры - реку Едомка, которая выходила из него и через версту впадала в реку Сестру. Название Едомка славянское, от слова еда, то есть озеро её съедало, питаясь её водами. Озеро Сенеж имело и другое название - Гущино, то есть располагалось в гуще леса, скрывалось лесом. Да и название Сенеж славяно-русское. Но Евгений Поспелов в своём топонимическом словаре пишет: «Название озера Сенеж образовано от гидронима финно-угорского типа Сеньга или Сенега, однако применение этого названия источниками не зафиксировано». Глубинное смысловое значение слова «сенеж» лингвисты относят к древнерусской легенде о «земном рае», «райском Древе Жизни». Ученые Института мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук в своем исследовании установили, что современное слово «сенеж» восходит к языку и верованиям древних славян и берет свое начало от древнерусского «сънежь», означающего «райское», «благодатное», «заветное», «осененное кущами», «находящееся под сенью». Современное слово «сенеж» символизирует «земной рай» по-древнеславянски. Версия изначального заселения клинской земли финно-уграми или балтами таким образом проваливается.
 На карте Клинского края есть три Вяза: река Вяз расходится на Старый Вяз и Новый Вяз, которые являются правым притокам Ямуги. Историк Иван Забелин писал: «Имя реки Яуза в древнем монографическом языке в известном смысле может означать то же, что означают имена Вязьма, Вязёмка, Вязёма, Вяз, Уза, то есть вообще связь или вязь, союз одной местности с другой или, вернее, одного пути с другим, хотя бы по очень тонкому протоку, какой на самом деле представляет поток реки Яуза». Значит, три Вяза, как и правый приток Ламы Яуза, находились на торговых славянских путях. Однако Евгений Поспелов и другие лингвисты полагают, что название Яуза может быть связано с аналогичным латышским словом auzaine в значении «стебель овса, ость, солома». По-моему, это слово притянуто за уши под неких мифических балтов, якобы населявших древние клинские земли.
 Обращает на себя внимание сходство названий рек клинской земли и волоколамской, где левые притоки Ламы - реки Городня, Вельга, Озерня. У клинской Малой Сестры правые притоки тоже Городня, Озерня, а от Озерни в версте на северо-восток течет левый приток Раменки, впадающей в Яузу, река Велья. Одинаковые названия говорят о тесном соседстве клинских кривичей с родственными кривичами волоколамскими.
Между Озерней и Вельей есть своенравное озеро Здиловское. У Владимира Даля находим, что это название происходит от славянских слов «здикаться, здилаться» - шалить, баловать. В реку Лама впадает еще Молня, чье название идет от славянского обозначения мальга, мольга, малявка, рыбёшка. В своем «Топонимическом словаре Московской области» Евгений Поспелова пишет: «В современном латышском языке lama имеет ряд значений - узкая длинная долина, а также маленький пруд, лужа». В толковом же словаре «Живого великорусского языка» Владимира Даля есть такое объяснение: «ламывать, ломать, лам (наречие псковское и тверское), лом, дром - сухой хворост, коренья в лесу». По притоку Большой Сестры реке Дубовка, впадающей в Ламу, существовала пустошь Ломово. Писатель и краевед Михаил Пришвин писал: «Верховья лесной реки не только на лодке, но и пешком берегом часто не проходимы. Деревья валятся, и вода, как испуганная, бросается в сторону, там она опять подмывает другие деревья, всё заливается на широком пространстве сплошным ломом, заболачивается, и это непроходимое место реки здесь называется «лама» или «занаволока». Такой и является река Лама в своих истоках, в Шитьковских болотах, по которым и названа. Она - правый приток Шоши, которая упоминается в Лаврентьевской летописи под 1215 годом как река Шеша. Принято выводить это название от литовского слова sesupe, sasuola, что означает холодный, прохладный. При чём тут холодный? Есть правый приток Липни река Студенец, означающая реку со студёной водой. У того же Владимира Даля есть разъяснение словам тверского наречия «шошелиться или шешелиться», которые означают мешкать, медлить. Шоша вбирала в себя реки, текущие с высот Клинско-Дмитровской гряды, и сама шла медленно по низине и несла свои воды в Волгу.
В Клинском крае названия рекам и другим водным объектам местные жители давали по различным характеристикам, точно ими подмечаемыми. Нередко свои имена реки получали от растительности, растущей по их берегам. Например, на Клинской земле течет правый приток Сестры Берёзохоть, имя которого означает проток среди берёз. Без расшифровки понятны названия левого притока Большой Сестры Ольховка, её правого притока Дубовиха, притока Волги   реки Дубна.
Имя правого притока Сестры реки Лутосни исследователи выводят от слова «лутошка», означающее липу, но наклинской земле есть река Липня.  Я считаю, что оно происходит от цветка лотос, из семейства которого происходит кувшинка обыкновенная. Видимо, очень много на реке их росло в древние времена. У рек и озёр есть имена, которые образованы от названий животных и рыб, обитающих на их берегах и в их водах. По Клинскому району текут река Туровка, впадающая в левый приток Малой Сестры Лапотню, левый приток Локныша река Козловка, правый приток Шоши Выдрица, правый приток, видимо, буйной, бешеной, скорее всего, при паводках Буйгородки река Ворона. А еще на карте клинских земель есть река Рачка, приток реки Вельга, которая впадает в реку Нудоль. Ручей Бернавка, впадающий в Лутосню, свое название берет от слов «бер» - древнего русского названия медведя. Логово бера - берлога. Медведь - тотемное животное предков древних русов. Поэтому появились слова оберег, означающее защиту бера, и берег - спасение от воды. В четырёх верстах на север от села Воронино существовало озеро Глуморыбное. Странное название легко объясняется: у Владимира Даля в его словаре есть пояснение слова «глум», означающего «шутка, смех, насмешка». То есть озеро, где рыба шутит, хитро ловится либо ее там нет вовсе и оно безрыбное.
Название притока Нудоли реки Доренка происходит от слова «дор», что означает «место без леса». Отсюда легко объясняется слово «дорога», если учесть, что слово «га» означает движение. Приток Истры река Палишна получила свое имя от слова «паливо» - пожар. Скорее всего, горела не сама река, а на ее берегах велось огненно-подсечное земледелие древних клинских предков. Интересно название притока Волги реки Глухая Поника. Возможно с обеих берегов реки росли ивы, которые свои ветви склоняли над рекой, откуда и получилось название, река текла как бы в тоннеле. Приток Волги ручей Сучёк назван не от слова сучок (уменьшительного к слову сук), а от глагола сучить. Как из двух нитей сучат одну, обрабатывая шерсть, так из двух ручейков получается один. По такому же принципу названы реки Троянка и Тройка, чьи истоки начинались из трёх притоков или ручьёв. Кажется понятным название притока Вельги реки Гвоздня, но «гвозд, гвазд» означают грязь. На давней карте Клинской земли есть правый приток Шоши река Долбица, которая сейчас называется Дойбица. Свое имя она получила от слова «долбить» - пробивать свой путь. А странное название её левого притока Ведьма тоже идет из древности, когда до принятия христианства это слово происходило от глагола ведать и слова ма - мать, что означает ведающая мать. Лишь после принятия христианства слово «ведьма» стало означать колдунья, чародейка, сварливая, злая. Все реки земли клинской имеют славянские, русские названия. Хотя это некоторые исследователи и пытаются оспаривать. Особенно в тех случаях, когда у названия утерян смысл, но его легко восстановить, переведя с санскрита, языка ариев - индоевропейцев. Напрример, слово «вель» на санскрите означает границу, предел, речной берег. Исходя из этого, становится понятным название левого притока Раменки реки Велья, притока реки Нудоль реки Вельги. Слово «валгу» в переводе с санскрита означает «приятный, прекрасный». А это и есть наша Волга.
 Кандидат исторических наук Светлана Жарникова приводит большой список рек междуречья Оки и Волги, соответствующих по названиям рекам из древнего индийского эпоса «Махабхарата». Великая русская река Волга вплоть до II века нашей эры носила имя «Ранха» или «Ра». В «Махабхарате» упоминается и река Ямуна - древнейшее название Оки. В междуречье Волги и Оки до сих пор есть реки Ямна, Ям, Има и, конечно, наша Ямуга.  Кто давал названия географических объектов? Ответ на этот вопрос позволяет получить новая наука ДНК- генеалогия, которая опирается на генетику, физическую химию и исторические науки. Одним из её создателей является русский учёный, доктор химических наук, наш современник Анатолий Клёсов. ДНК-генеологией доказано, что для истории Русской равнины ключевое значение имеют культура шнуровой керамики и фатьяновская культура. Первая зародилась 5 500 лет назад и закончилась 4 800 лет назад, перейдя в фатьяновскую культуру, которая простиралась от территории современной Беларуси до Татарстана. Фатьяновцев исследователи никогда русами не называли только потому, что по понятиям многих историков славяне древними быть не могут. Якобы у славян и русских нет корней как у пришлых народов. Иначе говоря, древних предков у славян вообще и русских в частности нет и не было. Однако ДНК-анализ показал, что фатьяновцы принадлежат к гаплогруппе и являются прямыми предками современных русских соответствующего гаплотипа. «Людей же фатьяновской культуры не называют древними русами только потому, что важные начальники исторических институтов не дали санкции на термин.» Фактически же фатьяновцы, древние русы жили на землях, принадлежавших в разные времена Клину, более 4 800 лет назад. Они и дали названия местным рекам и озёрам.
Исследования А. Клесова подтверждают и совместные исследования российских, британских и эстонских ученых-генетиков. Результаты масштабного эксперимента, опубликованные в январском номере 2008 года в журнале The American Journal of Human Genetics. Исследуя материалы останков из древнейших захоронений Центральной и Южной России на Русской равнине, ученые установили, что «славянские племена освоили эти земли задолго до массового переселения на них в VII–IX веках основной части древних русских». То есть земли Центральной и Южной России были заселены русскими (русичами) уже, как минимум — в первых веках нашей эры (по РХ). Даже еще раньше.
Что позволяет развенчать и еще один миф — о том, что Москва и окружающие ее области, якобы издревле были заселены угро-финнскими племенами, а русские там — «пришельцы».Наши предки, как доказали генетики — не пришельцы, а совершенно автохтонные жители Центральной России, где они жили с незапамятных времен. «Несмотря на то, что заселены эти земли были ещё до последнего оледенения нашей планеты около 20 тысяч лет назад, свидетельств, прямо указывающих на наличие каких-либо «исконных» народностей, живших на этой территории, нет» — указывается в докладе. То есть, нет никаких свидетельств, что до нас на наших землях жили какие - то другие племена, которых мы, якобы вытеснили или ассимилировали.
В июле 2017 года в центре Москвы на Покровском бульваре во время проведения земляных работ обнаружен кремневый резец времён мезолита, что буквально всколыхнуло научную общественность, потому что картина мира, оказалась гораздо сложнее, чем библейский сюжет, как сказал Алексей Ампилогов: «Небольшой кремневый скребок, размер которого составляет около трёх сантиметров, разом удревняет историю поселений людей на территории Москвы на добрую тысячу лет, так как даже его осторожная датировка показывает почтенный возраст: ему более 9 тысяч лет, тот самый «библейский возраст» нашего мира». Это означает, что и по клинской земле в те времена ходили люди, наши предки.