О чем умолчали летописцы?

Томилин Михаил Леонидович
 Михаил Леонидович Томилин г. Клин


За свою многовековую историю клинская земля пережила много бедствий, нашествий и войн, но, к сожалению, в русских летописях древний Клин упоминался не часто. Да и не все летописи сохранились.
Так в 1293 г. состоялась Дюденева рать или поход ордынцев, который был вызван борьбой за великокняжеский престол между великим князем владимирским Дмитрием Александровичем и его братом князем городецким Андреем Александровичем, который и привлёк ордынцев на свою сторону.
В летописях говорится о разгроме в том походе 14 городов, но перечислены только 11: Муром, Коломна. Москва, Можайск, Дмитров, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Углич, Волок Ламский. При реконструкции движения Дюденёвой рати доктор исторических наук Владимир Кучкин предположил, что нападению так же подверглись города Ростов, Ярославль, Серпухов, Клин и Звенигород, но отметил, что прямого указания на это в летописях нет.
Хотя из Дмитрова в Волок Ламский пройти, минуя Клин, в те времена было не так просто. Известно из летописных источников, что в 1308 г. Михаил Тверской осаждал Москву, но взять её не смог, разорил вокруг московские земли, но саму их столицу не взял.
Неизвестно, как его войска шли на Москву. Однако, учитывая, что не сказано о Волоке Ламском, дорога на Москву через который использовалась чаще, есть большая вероятность того, что войска князя Михаила двигались на Москву через Клин.
Клин впервые упомянут в Никоновской летописи, что теперь официально считается датой основания города. Затем Клин упомянут в 1408 г. в «Сказании о Едигее», вошедшем в состав Никоновской летописи. Так же «Сказание о Едигее» находилось в составе сгоревшей в пожаре 1812 г. Троицкой летописи.
 
Была и Симеоновская летопись со «Сказанием о Едигее», которая, как считают историки, написана около 1413 г. как тверская переработка текста той же Троицкой летописи, в которой было сказано: «В Тверском княжестве взяли Клинскую волость, что приписана к церкви святого Спаса, и убили множество людей, а других увели в плен.»
В летописях между 1317 г. и 1408 г. о Клине и клинской земле практически не упоминалось, как будто их не существовало вовсе. И всё бы ничего, если бы никаких событий в этот период не происходило, как в древних русских летописях говорилось: «В лето сие не бысть ничесоже». Однако значительные события происходили на клинской древней земле в тот период времени.
После Тверского восстания 1327 г. последовало наказание из Орды – поход Федорчуковой рати – объединённой рати татар и части русских князей. В 1328 г. произошёл карательный поход 50-тысячного ордынского войска при поддержке московских и суздальских отрядов. Не много ли на Тверское княжество?
Московские войска возглавлял Иван Данилович Калита. Объединённое войско пожгло города и сёла, людей увело в плен и, как сообщает летопись, Тверь была разгромлена. О Клине и Клинском удельном княжестве при этом ничего не сказано.
Хотя клинская земля не могла избежать той же участи. По косвенным источникам выяснено и написано в Большой российской энциклопедии: «Поход зимой 1327/28 привёл к подрыву экономической политической и военной мощи Тверского княжества, были разорены и сожжены его крупнейшие города Тверь, Кашин, Клин и другие.»
У знаменитого русского ученого-историка Василия Татищева в «Истории Российской» написано: «Князь Иван Калита же придя взял град Тверь и Кашин и прочие грады тверские и волости, сёла пожгли, и людей в полон повели».
В 1368 г. Михаил Александрович Тверской после разногласий о Кашинском уделе изгнал Василия Михайловича из Твери. Василий умер, и под предлогом защиты его сына Михаила Дмитрий Московский, сын Ивана II Красного, будущий Донской послал войска в Тверское княжество.
Он вмешался из-за родственных связей, так как в 1349 г. Михаил Васильевич Кашинский женился на дочери Семёна Гордого, его дяди по отцу, Великикого князя Московского, Владимирского, Новгородского в 1346-1353 гг., сына Ивана Калиты.
А Михаил Александрович, не имея сильного войска для отражения сопротивления, уехал к Ольгерду, который женился на его родной сестре Ульяне Александровне, дочери великого князя тверского Александра Михайловича.
Она стала второй женой Ольдегерда Гедиминовича. Так по-родственному укреплялись противоборствующие силы. Неизвестно, как шли войска Дмитрия в Кашин и к Твери из Москвы , но, полагаю, оставлять в своём тылу Клинское удельное княжество Дмитрий бы не стал, то есть без разорения клинской земли, северного Клинского удельного княжества не обошлось. Хотя опять о Клине в летописных источниках нет ни слова.
В период с 1366 по 1371 годы произошло немало событий, о которых в летописях говорится вскользь, а Клин почему-то опять не упоминается. В эти годы как раз произошли события, связанные со скандалом в разделённом Клинском удельном княжестве из-за завещания умершего Симеона Константиновича, который завещал свою северную часть Клинского удельного княжества двоюродному брату Михаилу, а не, как следовало по закону, родному брату Еремею.
Снова пострадали и были разорены земли северной части Клинского удела. Князь Еремей обратился за помощью к Москве по-родственному, так как его дедом по матери был Юрий Данилович.
О пострадавших землях Северного Клинского княжества в летописях того периода почему-то тоже не упоминается. Уже в августе 1370 г. князь Дмитрий вновь объявляет Твери войну. Михаил как обычно бежал к Ольгерду, а посланные Дмитрием войска опустошили Тверскую землю.
Поход на Тверь повторился и в 1371 г., а в 1372 г. Михаил вместе с Андреем Ольгердовичем неудачно подступал под Переславль-Залесский и взял Дмитров, как упоминается, например, в летописи Авраамки под 1372 г.: «…взял град Дмитров, а посад и села пожже, а бояр многое множество и людей с женами и детьми сведе в Тферь».
И опять летописцы не сказали, какой дорогой шли войска Михаила. Однако, если учесть, что вражда Твери с Кашинским удельным княжеством, поддерживаемым Москвой, продолжалась, то, значит, дорога была только через земли Клинского удельного княжества.
Но об этом в летописных источниках снова нет ни слова. В 1374 году состоялся поход всех северо-восточных русских князей на Тверь. Клинская земля не могла избежать разорения. Но опять летописцы не пишут о Клине.
В 1378 г. состоялся очередной объединённый поход или война князей Дмитрия Московского, Бориса Городецкого, Дмитрия Ноготя, Андрея и Василия Ростовских, Ивана Смоленского, Фёдора Белоозерского, Василия Кашинского и других на Тверь.
Василий Татищев причиной войны полагал то, что князья вознегодовали на Тверского князя Михаила: «Сколько сей приводил с ратью зятя своего князя литовского Ольгерда Гедеминовича и много зла христианам сотворил, а ныне соединился с Мамаем и с ханом его.
А Мамай яростию дышит на всех нас, и если попустим ему соединится с ними имеет победить всех нас.» Тверь осадили, «всю землю пленили, сообщает летопись, и пожгли, а городки Зубцов и Белград взяли».
Белград – это Белый городок, который служил в те века столицей Северного Клинского княжества, а затем отошел князю Тверскому Михаилу Александровичу. Такие междоусобные войны происходили на Тверской земле, а Клинское княжество являлось уделом Тверского, а сам Клин служил его южным форпостом.
Поэтому он не мог оставаться в стороне от всех указанных здесь событий. Поэтому первое упоминание городов в летописях как даты рождения города не выдерживает критики. Если бы Клин не упомянули в 1317 г., то следующей датой основания Клина пришлось бы считать 1408 г.
Поэтому дату основания города должны давать археологические раскопки и найденные артефакты.