Ё моё. Союз спасения ни в чём не твёрдый

Виктор Каменев
Яндекс.Дзен

«Колебание умов ни в чём не твёрдых», - такое определение восстанию декабристов в 1825 году дал А.С. Грибоедов, автор «Горя от ума». Многие великие современники этих событий, включая Н.В. Гоголя, это мнение Грибоедова вполне разделяли, и фильм «Союз спасения» вполне показал эти «колебания умов», но не только…

Сразу вместе и наглядно даны многие реальные детали восстания декабристов, о которых мы не знали, фигуры самих декабристов и противостоящий им Николай I. И открываешь для себя то, что скрывалось долгие годы за демагогией советской историографии.

«Восстание декабристов» на самом деле было попыткой обычного дворцового переворота, какие бывали и раньше, особенно в период междуцарствия, если отбросить романтический флер пламенных речей заговорщиков. Были пять или шесть декабристов и поэт Рылеев, которые, может быть, и верили в провозглашаемые ими Конституцию и свободы, но остальные шли просто за властью. Отсюда и отмеченное Грибоедовым «колебание умов» происходит.

«Обещай солдатам что угодно, лишь бы вышли», - бросает офицерам полков диктатор декабристов князь Трубецкой, и это ведь лозунг всех заговорщиков во все времена! Сам Трубецкой, поразмыслив и оценив ситуацию, на Сенатскую площадь не вышел, и пошёл в Сибирь, но не на эшафот.

Вообще, этот дворцовый переворот имел шансы на успех, но провалился. Восставшие могли несколько раз просто застрелить Николая I, который тоже был на Сенатской площади в гуще событий, но фортуна была на его стороне. Фильм это реалистично показывает. Почему же декабрьский переворот провалился?

У нас много говорится о влиянии идей Французской революции на офицерский корпус России и декабристов, но куда большее впечатление на них оказала фигура и треуголка Наполеона. О чём у нас не говорится. Замахиваясь на верховную власть, руководители декабристов явно примеряли на себя треуголку Наполеона. Французский диктатор сумел совершить переворот, а декабристы ведь были его победители…
Поэтому все причитания: чего не хватало в жизни этим князьям и дворянам? – смешны. Они шли за верховной властью, и в те времена дуэлей жизнь даже князей часто была на расстоянии дуэльного выстрела, не говоря уже о случайностях войны.

Однако Наполеоном в декабре 1825 года оказался Николай I, он отдал приказ артиллерии стрелять по восставшим, как и Наполеон в своё время. Николай I оказался большой фигурой, он тоже рисковал, не прятался во дворце, он был на коне и воодушевлял этим своих сторонников, склонял на свою сторону колеблющихся генералов. Может быть потому, что он знал о планах руководителей заговора убить не только его, но и жену и детей.

Декабристы были переоценены в советское время, а Николай I и его окружение – недооценены, и фильм, хотя и отдаёт дань романтическому ореолу декабристов, восстанавливает в какой-то мере исторический баланс. И дышит, конечно, неповторимым колоритом той эпохи эполет и аксельбантов.

Восстание всегда романтично, но никогда не выполняет своих обещаний. Как гуманно начинал Робеспьер во Французскую революцию, а чем закончил? Кстати, поэт-декабрист Рылеев напомнил мне почему-то Робеспьера. Наверное, идеей фикс всех заговорщиков: «Мы умнее, мы будем править лучше, чем они…» Конечно, в этом и состоит «горе от ума» по А.С. Грибоедову.
04.01.2020