Приключения в деревне

Савва Карев
I

 И вот наступило лето. Месяц я просидел в городе иногда выбирался на дачу. Но тут однажды, сижу я дома книгу читаю про пиратов, тут звонок. На другом конце провода Борькин голос.
-Привет, капитан Лу! Это у нас такие позывные в последнее время.
-Привет,боцман Большая Нога!
-Слушай, Вить, давай я не буду больше "большой ногой". Называй меня просто боцман.
-Хорошо, Большая...то-есть  боцман. Большой ногой Борьку стали называть, после того, как он зимой на катке врезался в бортик и месяц ходил с большим гипсом на ноге.
-Ну что ты едешь со мной? Борька каждое лето уезжал  к бабушке в деревню и в этот раз позвал меня с собой. Погостить хотя бы недельку, чтобы ему скучно не было.
-Да мама вроде согласна и отец тоже. А когда уезжаем?
- В понедельник в обед,папа нас отвезет на машине. -сказал Боря.Маска и ласты у меня есть.
- Если сможешь,-тут Борькин голос перешёл на сиплый шёпот , -у твоего отца вроде ружьё есть для подводной рыбалки.
Мой отей давно увлекался подводной рыбалкой. Мы часто с ним ездили на море и он брал с собой снаряжение для подводной охоты. Акваланг с кислородом он брал в прокат на месте, а вот ласты, маску и ружьё с гарпуном  свои.
В этот раз он уехал в командировку  проверять строительство очистных сооружений, он у меня инженер-эколог..Сказал что приедет через неделю и привезёт мне сувенир.
Где хранилось ружье и ласты с маской я знал. Наверху на антресолях в коридоре.

II

В понедельник  с рюкзаком  я подходил к Бориному подъезду. Издалека увидел, что его отец копается в багажнике.
-Здравствуйте, дядя Толя,-сказал я. Вообще-то Борькиного папу звали Анатолий Ефремович, но мы все звали его просто дядя Толя. Он был с нами на равных и всегда был готов пошутить.
-А,Витька,привет,привет,-сказал он кладя в багажник банки с говяжьими консервами.
-Смотрю экиперовку взял,-кивнул он на мой рюкзак ..
-А, это что?,-он показал на чехол в котором находилось ружьё для подводной охоты.
-Удочки,-сказал я и покраснел,как рак. Меня с детства родители учили никого не обманывать. А дядя Толя был свой в доску, но если бы я ему сказал правду, то ружьё точно пришлось бы оставить дома.
-Рыбку решили половить,хорошо,хорошо..Я там однажды вот такого леща поймал он развёл руки так, что между ними мог поместиться маленький слонёнок.
-Килограмм на пять был. Здоровый,зараза.
-Полчаса его вытаскивал из вода, боялся что леску оборвёт и уйдёт..
Тут из подъезда вышел Боря.
-Привет!,-сказал он, дал мне свою ладонь и многозначительно посмотрел на чехол, где лежало ружьё.
-Привет,-сказал я и кивнул, показывая, что всё мол хорошо, всё что надо я взял.
-Пап,ты надеюсь про своего леща здоровенного на шесть кило не рассказывал?
-Да, что вспоминать,-отец Борьки сложил все наши вещи в багажник,-рыба сейчас обмельчала. Не та рыба пошла.
-Ну,ладно с Богом, поехали. мы сели на заднее сиденье, отец Борьки завёл свой старенький "жигулёнок" и мы отправились в путь.

III

До дачи было километров 150 и мы коротали время поездки, кто как мог. Я смотрел в окно. Когда мы выехали  за город стали попадаться маленькие деревеньки с покосившимися старыми домами. В огородах росли яблони и вишнёвые деревья. Иногда попадались маленькие пруды или речушки. Борька читал книгу про погружения под воду. Часа через полтора видимо отцу Борьки стало скучно.
-Борь, а помнишь старый домик у затона, где мы с тобой рыбу ловили?
-Это тот, рядом с которым мы ондатру видели?,-Борька оторвался от книги.
-Да, этот самый,так вот есть такая легенда, что жила там одна старушка очень странная. Колдовать умела, ну что-то вроде Бабы-Яги..из сказки. Как будто пошла на Ивана Купала молодёжь к реке купаться и костры жечь  и увидели несколько человек как с крыши старушечьего дома полетела большая птица. Ну птица и птица, но будто бы крик этой птицы больно на голос этой бабки похож был.
Мы с Борькой затаив дыхание слушали рассказ и сами как будто перенеслись в ту ночь на берег реки..и слышали крик этой птицы-человека.
-И в доме той старушки всё в травах было разные снадобия и кот жил чёрный-пречёрный. Кстати завтра 7 июля , это и есть Ивана Купала день..когда всё это произошло.
-Ну папа и почему ты раньше этой истории мне не рассказывал? Борька возмущенно поднял свои светлые брови.
-Да,думал маленький ещё был может испугает тебя история эта.
-Тоже мне маленький, да я сроду не боялся этих страшилок. У нас  в лагере рассказывали ещё и не такие истории.
Остальную часть дороги проехали молча и к вечеру уже сидели у бабушки Бори за самоваром и пили чай с ватрушками.

IV

На следующее утро у нас с Борькой были грандиозные планы. На первом месте конечно поход на реку. Тут ещё бабушка Бори сказала, что сейчас много грибов и не мешало бы нам набрать немного маслят, чтобы зажарить их с картошкой и луком.
-Бабушка, давай мы завтра грибов наберём, а сегодня мы на речку сходим рыбы половим.
-Вам бы только лаботрясничать, сказала бабушка, но ласково без злобы.
После обеда, мы пошли в чулан где у нас лежали вещи и взяли удочки , маску и ласты.
-Ружьё потом возьмём,- сказал Борька ..
Мы взяли старенькие велосипеды у бабушки в сарае. Подкачали шины и поехали на реку.
Река была неподалёку в километре от бабушкиного дома. Тропика бежала сквозь разросшийся иван-чай и вокруг  нас вились крупные слепни .
Пару раз я получил крапивой по рукам, но она обжигала мягко и почти не больно.
Вот и река. Вода в реке изумрудного цвета от ила на дне. Течение неспешное , неторопливое..Борька остановился около обрыва и посмотрел вниз на бегущую реку.
- Ну что спускаемся,-Борька положил велосипед, схватил рюкзак и стал скачками спускаться вниз, поднимая ногами клубы пыли.

V

Когда я оказался внизу рядом с ним, он всматривался в тёмную воду на заросшем кустами соседнем берегу.
-Как будто зверя, видел крупного под кустами.
-Да разве тут водятся крупные звери?,-я удивлённо смотрел на друга.
-А, что может заплыл кто нибудь из тёплых стран.
-Крокодил или бегемот,-я попытался улыбнуться, но улыбка вышла кислая.
-Ладно, давай маску и ласты , я посмотрю, что на дне там есть ,- Боря уже разделся и стоял в одних плавках.
-Может, клад  найдём, тут говорят купец  своё золото утопил..в этих местах примерно...
Тут сверху раздался громкий голос.
-Убиться веником, Борька ты,- на краю обрыва появился дед небольшого роста в огромных резиновых сапогах.
-Дед Евпатий, проговорил Борька. И уже громко, чтобы услышал дед.
-Здравствуйте Евпатий Кондратьевич!
-Как ты вымахал, зараза,- дед стоял на краю обрыва и яростно размахивал руками, отгоняя  слепней.
-А это друг твой?,- он поглядел на меня.
-Здравствуйте,-ответил я . Меня Витя зовут Колесов фамилия.
-Здрав будь,-ответил дед и стал спускаться к нам.
Борька в это время уже одел ласты и готовился надеть маску.
-Это, что за лапы лягушачьи?,- спросил Евпатий.
Он подошёл к нам пыхтя и отдуваясь, как старый паровоз. Лицо у него было в глубоких морщинах, крупный нос и седая взлохмаченная борода, придавали ему вид  лешего из  сказок.
-Это ласты для плавания под водой,-ответил Боря, мы хотим тут дно исследовать, может тут есть вещи какие нибудь старинные..
- Старинные,-дед с задумчивым видом смотрел на реку.
-Да много чего было раньше, и купец один говорят тут со своим капиталом утоп, ну когда река большая была глубокая.
-А сейчас, что дно её углубляли и ковшом, всё выскребли . Что нашли старинного в районный центр отдали в музей.
-И как ты в этих сандалетах плавать будешь?,- Евпатий показал на ласты.
-А вот сейчас и попробуем,-Борька  стал  медленно заходить в воду.
-Смотри, тут коряг много под  водой и раки под ними, злющие могут цапнуть.
-Ага,- сказал мой друг, зайдя уже по пояс в воду. Одел маску, всунул конец трубки в рот и нырнул. Мы видели, где он плывет по цепочке пузырей и ещё кончик трубки виднелся над водой.
Вот он уже в районе кустов на том берегу и медленно плывёт вдоль противоположного берега.
Тут вода внезапно забурлила и голова Борьки показалась над водой.
-ААА,- раздался крик.
-Убиться веником,- дед стоял разинув рот. Я стал скидывать одежду, чтобы плыть к Борьке.
Но Борька уже карабкался на соседний берег.
-Вот зараза, - Борька вертелся на берегу и как будто пытался что-то от себя отцепить .
Вот он схватил, это что-то и подняв в руке крикнул.
-Рак, это рак! Большущий!
Евпатий улыбнулся, я облегчённо вдохнул. Это был наш первый день в Борькиной деревне..

VI

Борька лежал на кровати на белой ягодице алел след от клешни рака. Бабушка сделала компресс из разных трав и приложила к больному месту...
-Как тебя угораздило?,- бабушка всплеснула своими натруженными руками. Борька молчал, я сидел рядом и делал вид, что читаю отрывной календарь.
-Дарья Филиповна, что такое за день Ивана Купала?,- спросил я увидев  сегодняшнее число и вспомнив рассказ отца Борьки.
-Ивана Купала?,-бабушка задумалась. Ну это старый праздник когда ещё у нас церквей не было, а народ  ближе к земле был к природе.
-На земле жили, чувствовали Дух её. Это сейчас по городам, в домах сидят высоченных- каменных..а раньше дождю или ясному дню молились, потому-что  от погоды зависили. Зарядит дождь на несколько дней , испортится урожай и останется вся деревня без еды. Или жара , всё высохнет и тоже голодать будут.  Вот и праздники все Природе посвящались. Ивана Купала, это когда день сравняеться с ночью, расцвет природы и растений.  Обряд был такой , что до захода солнца искупаться надо было и костры жгли, венки плели..Девушки хороводы водили и песни с парнями пели...
Меня положили спать в чулане и я долго не мог уснуть, казалось что за тонкой деревянной стенкой кто-то ходит. шуршит травой и пыхтит. А, может это медведь пришел ?,- подумал я и  уснул ...
...сон был яркий цветной. Будто стою я лесной опушке, вокруг костры горят, яркие всю темноту разгоняют вокруг. Вокруг костров, девушки и парни. Кто хороводы водит, кто через костер прыгает. Один парень статный, высокий, выше всех прыгал. Искры за ним летели как огненные птицы Феникс .. Вот прыгул он особенно высоко и летит, смотрю, а лицо его уж очень на Борькино похоже. Думаю может прародитель его дальний ..Смотрю, а за парнем девушка прыгает, красивая, брови черной дугой и волосы длинные распущенны по плечам...
...прыгает она и когда над самой верхушкой костра была, повернула ко мне лицо, а лицо из красивого в старушечье превратилось и говорит.
-Помни,  луна в полночь, будет светить на это место, там и ищи...а голос зычный с эхом..Сказала и пропала в воздухе, только медведем запахло как будто он рядом со мной стоял..

VII

-Витька вставай,-Борька энергично тряс меня за плечи. Я стал  зевнул и стал тереть свои слипшиеся после сна глаза.
-А, что? Сколько времени?
-Вставай, вставай, скоро за грибами пойдём, пошли кашу есть.
Позавтракав быстро пшённой кашей с бабушкиными пирогами, мы взяв каждый по корзинке отправились за грибами. Поехали опять на велосипедах, лесополоса с маслятами была недалеко в километре от нашего дома. По дороге мы встретили Евпатия на телеге, он вёз хлеб в нашу деревню.
-Тпру, окаянная,-крикнул дед и остановил лошадь.
-По грибы, что ли?,-  указал он на наши коризинки.
-Да, бабушка попросила, набрать.
-Ну хорошее дело, маслятки с картошечкой, во,- Евпатий  облизнулся, как будто уже сейчас перед ним стояло блюдо с грибами.
-Ну,Бог в помощь. И хлестанув лошадь, поводьями покатил к деревне...

VIII

В лесополосе было прохладно, недалеко от нас пела какая-то птица. Сама серая, а спинка пестрая . Сидит головой вертит и песенки свои летнии поёт.  Борька первый нашёл полянку с маслятами, грибочки были молоденькие снизу у них выступало белое масло. Грибов было много в основном они росли на освещённых солнцем местах в окружении сосен..
Через час корзинки были полные, домой мы пришли довольные и бабушка нас похвалила.
-Вот молодцы какие, сколько грибов собрали! Вскоре мы уже уплетали грибы с картошкой и запивали их свежим парным молоком.
Борька  прихлёбывая молоко, расхваливал  бабушкино блюдо.
-Вкусночища, пальчики оближешь,- я посмотрел на него, но Борька говорил так искренне, что я не стал ему ничего говорить.
Днем мы помогли бабушке прополоть огород от сорняков и выстрогали вертушку из дерева. Вертушку мы прибили на чердаке около слухового окна.  Когда дул сильный ветер вертушка  вращаясь издавала громкий свист.
Ближе к вечеру Борька подошёл ко мне и говорит.
-Слушай Вить давай,сегодня сходим к тому дому заборшенному на берегу. Я тоже хотел исследовать этот дом, чем-то он меня притягивал. Может легенда со старухой меня так заинтересовала, а может просто хотелось что-то неизведанное новое увидеть..

IX

Проехав уже знакомый путь до реки, мы свернули на тропинку к мосткам и переехав через них через пару минут оказались перед загадочным домом..
-Что-то озноб какой-то,-Борьку аж, передёрнуло.
-Ты что боишься?,- спросил я, хотя и мне признаться было страшновато подходить к этому дому особенно после моего сна.
-Да нет, одеться надо было потеплее, солнце скоро зайдёт
Я посмотрел на небо и увидел огромный оранжевый круг солнца, застывший над лесом вдали. Выглядело это очень впечатляюще.
Подойдя сквозь заросли крапивы и лопуха к самому дому, мы увидели, что он действительно очень старый. Бревна покрылись мхом с плесенью, рамы сгнили, только в одном окошке болталась одинокая створка. Дверь была заперта петли покрылись ржавчиной и большой амбарный замок, тоже весь заржавел..
-Давай через окно,-мой приятель пробрался к одному из окон .
- Подсади меня. Я подставил свои плечи и Борька встав на них проскочил в проем.
-Давай ты теперь, - он протял мне кусок туриской крепкой верёвки.
С трудом вскарабкавшись по верёвке,  я оказался внутри этого загадочного дома..

Х

Борька включил прихваченный с собой фонарик. Луч выхватывал из полумрака, то старый шкаф с вычурными узорами из дерева, то неизвестно откуда появившийся  тазик с отколотой по краям эмалью. В центре комнаты куда мы попали стоял большой массивный стол. На столе лежало много пожелтевших бумаг, стояла чернильница..
Я погладил  рукой шершавое дерево. И как это интересно в старых вещах сохраняется столько загадочного и таинственного?
Борька открыл дверь в соседнюю комнату. Там было поинтересней ..
Пол комнаты занимали печка и старинная плита с чугунными конфорками. На плите даже стояло несколько кастрюль. На стенах висели пучки разных трав . На полках разные склянки с чем то непонятным внутри. Вообще судя по обстановке люди не особо зарились на утварь этого дома, может им этот хлам не нужен был, а может боялись старухи до сих пор. Мало ли, вдруг до сих пор её чары в этом доме сохранились?
Борька подошёл к печке и посветил фонариком в устье.
А-А-А,- закричал он, что-то выпрыгнуло на него из печи. У меня волосы зашевелились на голове..ноги прилипли к полу двинуться я не мог и только стоял и молча глазел на Борьку.
-Мышь,-вздохнул с облегчением он. Вот зараза, как напугала.
Мышка мнгновенно юркнула в щель в полу и только её и видели. Взошедшая луна светила в окошко и свет её попадал почти прямо в то место куда скрылась мышь.
Тут я вспомнил свой сон и что мне говорила старуха во сне. Про луну и про её свет.
-Слушай Борь, конечно ты подумаешь, что я говорю глупость, но давай в этом месте посмотрим под полом. Я встал в центре и стукнул по полу ногой.
-А что, ты там клад думаешь найти?,-Борька недоверчиво посмотрел на меня.
-Да знаешь, просто вспомнил, тут про сон один. Вот и подумал, может что-то и есть там ..

ХI

В углу за печкой мы нашли старую кочергу. Поддели ей полусгнившую доску, та легко отошла в сторону. Потом вторую, третью ничего..
-Ну, что кладоискатель,-Борька повернулся ко мне. Тут в свете его фонаря я что-то заметил.
-Постой, постой, посветика сюда. И я показал ему в угол под крайнюю неоторванную доску. Борька посветил и мы увидели угол как будто деревянного ящичка.
-Смотри, неужели нашли,-глаза у Борьки загорелись как у кошки в темноте.
Мы отковыряли ещё пару досок и выволокли ящик наружу. Он был достаточно тяжёлый и внутри , что-то позвякивало. На крышке на маленьких петельках висел небольшой замочек.
Наверное купец сюда своё золото припрятал,- сказал Борька и поддел кочергой крышку. Под крышкой лежала рогожка, а когда мы её сдернули, то увидели , что ящичек заполнен разными инструментами. Старинные но хорошо сохранившиеся, они блестели в свете фонаря. Тут был рубанок, молоток, зубило, что-то для рукоделия если я не ошибался. И даже маленький топорик.
-Вот тебе и клад,- сказал Борька,  с досадой.
-Посмотри под инструментом, что-то лежит,-сказал я,-книга какая-то или газеты.
Вы вытащили инструменты и достали достаточно толстую книгу с пожелтевшими страницами. Борька стал листать.
-Ничего не понятно,каркули какие-то. Надо будет в библиотеке нашей показать, может узнаем что здесь написанно.

ХII

Домой мы приехали поздно, потому что вели велосипеды в руках по темноте , а на мой багажник был  привязан ящик с инструментами. Ящик спрятали в сарае, а когда пришли в дом, то бабушка нас отругала очень сильно и даже кормить не хотела.
Потом всё таки сжалилась и дала нам супа с грибами и пирожков с яйцом и луком.
Уснули мы как убитые и сны нам никакие не приснились..
Утром раздался стук в дверь чулана.
-Эй, вставай Витька, хватит дрыхнуть, пойдём завтракать бабушка зовёт.
Я еле-еле продпал глаза, вставать не хотелось.
-Сейчас,-сказал я и перевернулся на другой бок.
Но Борька тормошил меня за плечо.
-Вставай соня, -он стянул с меня одеяло. Бабушка уже кашу сварила.
Мы ели кашу, а бабушка хлопотала по хозяйству.
-Ну, куда вчера ходили?. -спросила она. И я видела ящик какой-то в сарай притащили.
Мы с Борькой переглянулись...
-Да вот нашли ящик с инструментом старым, каким-то. Борька постучал ложкой по краю тарелки с кашей. Я не знал , что говорить и поэтому промолчал.
Так покажите, что там у вас в ящике этом.
После завтрака мы пошли с бабушкой в сарай. Борька отвязал ящик от багажника и мы  поставив ящик на чурбачёк в центре сарая открыли крышку.
Бабушка одела очки и вынимая по очереди инструменты, внимательно осматривала их..
-Вам надо их Евпатию показать,- сказала она кладя маленький рубаночек обратно в ящичек. Он в таких вещах хорошо, разбирается..
А Евпатий сам к нам пришёл . То-есть приехал на телеге. Был четверг и обычно по четвергам он привозил из соседнего села хлеб. Там была своя пекарня и пекли вкусный ароматный хлеб.
-Матрёна,- дед притормозил напротив нашей избы и зычным голосом стал звать бабушку.
-А,Евпатий,-бабушка полезла в шкаф, доставать завернутые в тряпицу деньги.
Мы тоже вышли с ней на крыльцо и поздоровались с ним.
-А, рыболовы, кладоискатели,- дед засмеялся беззубым ртом.
-Ну, как Борька,-он потрепал моего приятеля по волосам,- сидеть не больно?
Борька не обиделся и сразу решил спросить про нашу находку.
-Евпатий Кондратьевич, вы не можете нам помочь ? Мы в старом доме нашли ящик с инструментами и книгу с записями старую. Вот хотим узнать, куда это отдать может ценность какую нибудь представляют..
-Значит лазали, тутда всё таки. Дед хитро без злобы усмехнулся. Я туда тоже по молодости  шастал с пацанами. Боязно было нам, а всё равно хотели клад найти.
Но, вам видно больше повезло, чем нам тогда.
-Давайте я ваши вещички отвезу в наш музей в соседнее село. Я как раз вечером туда заеду и вашу находку покажу, Зое. Это она музей этот собрала и следит за ним.
Мы отдали Евпатию ящик, он стеганул лошадь и подняв телегой пыль на дороге, поехал раздавать оставшийся хлеб по деревне.

XIII

Поздним вечером Евпатий вернулся к нам снова. Он отдал нам ящик  и дал немного карасей в авоське.
-Вот, вам на жарёху ,-сам наловил недавно. А про ваши вещи, я вам так скажу.
Зоя говорит, что да старые инструменты и очень они бы пригодились для музея её. Для этой, как её эпозиции. Ну вообщем ф
А книга эта, так это вообще архив документальный. Тама записи сколько людей жило в селето нашем, сколько поженилось и умерло. Сколь скотины было у каждого и вообще, всяк события тут записаны.
Зоя говорит , что эта книга с исторической точки как там,- дед почесал затылок,- ну вообщем везите туда вам спасибо скажут!
Мы договорились, что в субботу отвезём с ним ящик с инструментами и передадим в торжественной обстановке хранителю музея.
Попив чаю с вкусными бубушкиными пирогами мы отправились спать.
Я почти сразу уснул..
Меня разбудил громкий крик бубушки Бори.
-Караул!
Я вскочил с кровати и стал быстро сувать непослушные ноги в штаны.
­Слышны были крики бабушки и истошное кудахтанье куриц.
Решив, что с голыми руками идти на выручку опасно, я залез под кровать и достал лежавшее там ружьё для подводной охоты. Так на всякий случай пригрозить, еслс что злоумышленнику.
Выскочив в сени я увидел открытую дверь в курятник в проме двери я увидел силует Борьки. Бабушка была в курятнике и кричала.
-Лиса, лиса. Лиса курицу схватила..
Отодвинув Борьку я протиснулся в курятник. Там был настоящий переполох. Перья летали по всему сараю. Курицы переполошились и носились по земляному полу как угорелые.
Бабушка охраняла единственный выход из сарая-курятника. В руках у неё были вилы.
Тут  краем глаза я увидел, как из дальнего угла сарая, где лежала небольшая копна сена выскочило какое-то  животное с чем-то белым о рту.
-Вот она, - бабушка выставила вилы на изготовку, а я резко повернулся, навёл ружьё  на лису и машинально нажал курок.
Хруст, стук, кудахтанье куриц, крик  бабушки и Борьки. А я просто стоял.
Не знаю сколько я так стоял, может несколько секунд , но мне показалось что прошло пару часов, пока Борька меня не окликнул.
-Эй Вить, а ты курицу спас. Только лиса убежала.
Всё это время я стоял с зажмуренными глазами. Открыл один глаз, потом другой...
Передо мной бабушка с курицей в руках. Только у курицы хвоста не хватает.
Борька улыбается, но как-то испуганно.
Оказывается когда я выстрелил, то вместо лисы попал в хвост курицы, а сам хвост гарпун из ружья пригвоздил к толстой доске сарая. Лиса бросила курицу и убежала, а курица осталась жива, только хвост потеряла.

-Ну Боря,- бабушка выпустила вногострадальную курицу к своим сородичам,- спасибо тебе!
-Лиса конечно убежала, но зато курица жива. А перья ничего новые вырастут.
Бабушка улыбалась и Борька тоже обрадовался. Подошёл к гарпуну и попробовал его выдернуть из доски. Но он так глубоко вошёл в дерево, что как он не пыхтел, гарпун остался на прежнем месте.
Тут бабушка задал наконец вопрос , который мы давно уже ждали.
-А, что это за штука такая у вас? Откуда вы её взяли?
Я смотал верёвку которая тянулась из ствола к гарпуну и положил ружьё рядом с доской где торчал злополучный  крючок.
-Я взял без спроса у отца, это его ружьё для подводной охоты,- выпалил я и тут почувствовал огромное облегчение. Будто камень все время носил в руках, а тут бац и выбросил его быстро..И легко стало.
Борька стоял рядом и ковырял пальцем стену сарая.
Бабушка повернулась к нему.
-Ты надоумил его? Он без разрешения взял, а ты будто не причём?
Борька молчал , только лицо покраснело даже под тусклой лампой было видно.
-А зачем вы его вообще взяли? У нас на удочку, ну сетки маленькие, донки ставят, а это..
-А, мы думали вдруг зверя крупного найдём в реке под водой,- выпалил Борька.
И тут мы с бабушкой рассмеялись, через какое-то время и Борька тоже веселился с нами.

XIV

Утром, мы встали поздно, сказалась бессонная-беспокойная ночь и история с лисой. Эту историю мы между собой в шутку называли потом "охотой на лис".
Быстренько перекусив мы побежали в сарай. Посмотрели всё ли в порядке с курицей.
Потом занялись гарпуном. Решили просто выпилить его. Отодрали доску от  сарая, потом взяли пилу и по очереди распилили доску на куски. Гарпун легко вышел из остатков дерева. Я не стал его вставлять обратно, отец и так всё узнает . Просто сложил ружьё в чехол и убрал под кровать.
После обеда за нами заехал Евпатий.  Бабушка ему рассказала про случай с лисой, курицей и нашим ружьём. Дед  где покряхтел, где посмеялся.
-Хорошо ещё на реку, ваше ружьишко не притащили,-посмеивался он.
- А, то я бы на лодке плыл, а вы бы подумали , что крокодил это. И тюкнули бы мне в борт. И Царствие Небесное Евпатий, дед перекрестился и посмотрел на меня.
-А у отца без спросу, больше ничего не бери,- он уже серьзно смотрел , но даже не на меня, а куда-то вдаль.
-Урок пусть тебе, будет,-он вздохнул , крякнул и уже громко для всех сказал.
- Ну, что долго я вас ждать буду. В три часа назначена передача в музей, а вы даже и не чешетесь. Там , дуже радио будет местное .
Мы быстро стали собираться и бабушка, тоже с нами решила поехать, ради такого торжественного случая.    

XV

Мы приехали  без десяти минут три. Около музея уже собрался народ . Собралось человек  тридцать. Бабки с палочками, малышня на самокатах , все ждали только нас.
Подошла хранительница музея .
-Здравствуйте, меня зовут Зоя Фёдоровна я можно сказать музейный работник этого села и  улыбнулась.
Мне она сразу понравилась. Я даже кепку снял для приличия и чуть не поклонился.
Здравствуте! Меня Витя зовут, а это мой друг Боря,-я показал на стоявшего рядом Борьку.
-Так вы расскажите как вам удалось найти такое богатство? Ведь это инструмент начала 20-го века, сейчас мало где можно найти.
-Да мы случайно наткнулись, думали клад , а тут молотки и книги какие-то..
-Кстати про книги,-Зоя Фёдоровна  аккуратно достала книгу из ящика.
- Эта рукописть история нашего села и района, очень ценна с исторической точки зрения.  По ней можно проследить сколько людей жило в селе в прошлом, сколько сеяли и убирали. Даже как праздновали праздники и училось сколько ребят в школе..
-Здорово,-Борька выпримился, чтобы казаться повыше. Тут к нам подбежал молодой парень с кудрявыми волосами в руке у него был микрофон.
-Зоя Фёдоровна, так это те ребята, что нашли ящик с инструментами в заброшенном доме у реки?
-Да, это они,-сказала женщина,-это Борис, а это Виктор по взрослому представила она нас.
Дальше я уже в кутерьме уже смутно помню, мы говорили и говорили. Как узнали про дом, про легенду со старухой. Я расссказал про свой странный сон. И про место, где показал Борьке должен быть клад.  Зоя Фёдоровна поблагодарила нас от лица всего села и жителей района за подарок. И сказала, что на стекле, где будут хранится экспонаты будет написанно, что это дар селу от нас. Потом все пили чай на улице с пирогами и ватрушками. Было очень вкусно и весело. Дед Евпатий рассказывал случаи из своей жизни и так у него это забавно получалось, что буквально все за животы хватались после его очередного рассказа..

XVI

Вот такие у нас были каникулы в деревне, и от злых пастуховых собак мы бегали, лазили на большой дуб  и нас покусали дикие пчёлы. Евпатий катал нас на своей лодке и мы помогали ему косить траву на корм его скотине.
А когда я вернулся домой, то конечно всё рассказал отцу ..Отец конечно расстроился.
-Папа,-я взял его за руку и посмотрел в глаза.
-Папа, я больше никогда не буду без твоего разрешения брать твои вещи! Прости меня пожалуйста!
Отей посмотрел на меня улыбнулся и кивнул головой на мой школьный стол.
На столе лежали новенькие ласты и маска для подводного плавания!