На фоне смертного одра...

Алекс Нефедов
Есть у меня такая мания/фобия/страсть: фотографировать (и самому фотографироваться на фоне) места, связанные с последними минутами жизни человека. Есть в этом что-то мистическое! Но, поверьте на слово, ещё больше мистики и реальных переживаний можно испытать, проведя ночь в комнате, а в идеале и на той самой кровати/тахте/диване/нарах и т.п. на которых человек перешёл из одного состояния в другое, отправился в Мир Иной. Я подобные приключения не раз претерпевал и, доложу вам - они того стоят. После этого у вас появляется совершенно иное отношение к Смерти...Однажды, к примеру, я провёл несколько часов на том самом месте - на рыночной площади в Руане, где была сожжена Жанна Д"Арк. Это был незабываемый опыт!
Сегодня я продолжил свои исследования в этой инфернальной области и посетил Мемориальный музей А.Н.Скрябина, притаившийся в арбатских переулках(Б. Николопесковский пер.,11). Изучил, насколько это возможно, обстановку комнат, в которых жил последние годы своего земного бытия и творил выдающийся композитор-революционер и заглянул в спальню и сфотографировался на фоне его кровати. Да, той самой кровати, на которой лежал Скрябин во время неудачной операции на безобидном фурункуле, вскочившем на его верхней губе. Вскрытие гнойника завершилось плачевно. Сепсис сгубил гения в расцвете сил и он умер, как и многие выдающиеся музыканты (и не только), едва перевалив за 40-ний рубеж (на 43-м году жизни).
Революционером я назвал композитора не случайно. Нет, к социальному переустройству мира он никакого отношения не имеет. Но это именно он придумал светомузыку и соорудил первый светомузыкальный аппарат. Подлинная же революционность композитора до конца ещё вообще не оценена. Одним из неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется тем, что он рассматривал собственное творчество как средство достижения Вселенской задачи. Своей «Мистерией» Скрябин собирался соединить Мировой Дух с Материей в космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Считающиеся в наши дни главнейшими и ярчайшими произведениями Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей. Но, затея оказалась неосуществимой... Кто вмешался в творческий процесс? Уж не инфернальные ли Силы?
Удивительно и другое. В 1918 году, через три года после смерти композитора, молодая Советская республика решила поставить памятники тем, кто был предтечами революционного движения в мире вообще и в России в частности. Список утвердил сам Ленин и в перечне фамилий было несколько дюжин людей разных эпох. Среди писателей были Л.Н. Толстой, А.Н.Радищев и Н.И.Новиков, среди учёных и философов (всего три фамилии!!!) - М.В.Ломоносов, Д.И.Менделеев и Г.С.Сковорода, среди многих художников - Рублёв и Врубель и среди опять же троих композиторов - Мусоргский, Шопен и... Скрябин!
Комната, где он умирал, стала теперь мемориальной. Та самая кровать, те самые картины и портреты на стенах, мебель, даже тот самый тазик, который неловкий патологоанатом, вскрывавший композитора, в суете опрокинул со всем содержимым на паркетный пол... Кстати, в одном из шкафов-витрин внимательный посетитель может увидеть сделанные сразу после смерти композитора слепки с его виртуозных "пианистических" рук и ... с левого уха.
А в коридоре тот самый телефон фирмы "Эриксон" по которому встревоженная жена вызывала врача, (абонентский номер: 3-36-30 - один из 40 тысяч телефонных номеров в Москве начала 20 века), то самое зеркало, в которое за несколько часов до своей нелепой смерти рассматривал фурункул несчастный композитор. Я не удержался, посмотрел в зеркало своим пронзительным взглядом, и...