Комиссия талантов

Олег Калинка
Спектакль Тани Вайнштейн "Комиссия" Театральное пространство "Скороход"
Если вы интересуетесь театральным пространством, как местом где всегда создаётся нечто новое и удивительное, то двери творческой мастерской Тани Вайнштейн и её спектакль «Комиссия» будет то что нужно обязательно посмотреть. Этот удивительный проект переносит зрителя в горячую пору сдачи вступительных экзаменов в театральный институт (академию), здесь сценическое пространство посвящено театру и оно разделено между абитуриентами, мечтающими посвятить свою жизнь театру и экзаменационной комиссией из стареющих и необратимо дряхлеющих метров, давно отдалившихся от сцены, но они причисляют себя к клану решающих, кто годен служить богине Мельпомене. Эмоциональная атмосфера спектакля невероятно поляризована, здесь воздух с одной стороны раскален от переживаний и чувств абитуриентов, для которых заветный путь к мечте всей жизни проходит через эти адские испытания и это решающий момент их жизни. С другой стороны, горячность любви молодых сердец к сцене охлаждается потоком холода апатии, принимающих преподавателей, людей для которых огни рампы давно погасли и свечение заслуг основа для требования почитания и почивания на лаврах прошлого в зоне комфорте за стенами цинизма и скептицизма. Эту невероятно эмоционально-насыщенную атмосферу Таня Вайнштейн использует для создания невероятно эмоционального драматичного пространства, где правит магия иммерсивного театра и перформанса. В «Комиссии» это реализуется многомерно, в нём роль абитуриентов исполняют зрители, также зрителям – это вольнослушатели и они принимают участие, голосуя карточками по решениям экзаменационной комиссии. Роли членов комиссии отведена актёрам театра и здесь иммерсивность достигается через импровизационную составляющую разработанного образа, таким образом спектакль уникален и неповторим, в нём всё сценическое пространство находится под властью тонко-управляемого импровизации. Сцена создаёт галерею образов талантов, они возникают в виде ликов абитуриентов и каждый из них пытается создать свой собственный спектакль и это театр одного актёра, с помощью которого он пытается доказать комиссии свою талантливость и право служить Мельпомене. Этот приём предоставляет, каждому примерить роль абитуриента на себя и пережить этот опыт. Эти маленькие театры одного актёра, в большинстве случаев вызывают симпатию и поддержку зрителей-вольнослушателей, но реакция комиссии - это холод цинизма и критики создаёт трагедию крушения надежда. Образы экзаменаторов это – своего рода этюды, созданы через наблюдения за реальными преподавателями и в этих образах квинтэссенция критического и иронического взгляда на ореол метров театральных подмостков и на вступительные испытания как средство отбора кандидатов в волшебный мир театра. Спектакль это невероятно эмоционально-яркий, в нём правит абсурд и сарказм, облаченные в одежды иронии и юмора, при этом за очень ясно проступает невероятное трагическое чувство любви к театру и его верному слуге-актеру, желанию искренне любящих театр, пойти на любые жертвы за право выйти на сцену, за право отдать свою жизнь театру. В своём воплощение «Комиссия» - это своего рода признание в любви к театру и это ода смелости, воспевающая смелость и самоотверженное служение этой музе, спектакль поднимает сложную проблему выбора. Эта проблема в спектакле многолика и это своего рода философский вопрос – задача принятия решения с тремя неизвестными. В ней есть тот, кто принимает решение посвятить себя театру, те, кто выносят вердикт о годности к служению Мельпомене и сам Его Величество Театр, который вершит суд над всем и всеми. Спектакль Тани Вайнштейн предоставляет нам бесценную возможность решить этот философский вопрос для себя таким образом взглянуть на себя и мир театра широко-открытыми глазами без стереотипов и с открытым сердцем.