Прощание с Марией Мещерской

Кристина Оболенская 2
"Дуся!"-так  стал  называть княжну Марию Мещерскую -фрейлину своей матери императрицы Марии Александровны великий князь Александр  Александрович.С 1864 года  княжна Мария Элимовна Мещерская окончательно закрепилась при Дворе.

На придворных балах княжна Мещерская становится частым гостем.Она не была красавицей-но всё равно смущала умы многих знатных особ."Тут же задумчивая, словно подавленная грустью, почти неподвижная находилась княжна М.Э. Мещерская. Она была ослепительно хороша в этот день. Белая хламида спадала у нее с плеч, на голове была диадема с одним блестящим алмазом. То было изображение сфинкса, и сама она молчаливая, загадочная, как сфинкс." - из воспоминаний графа С. Д. Шереметева.

Великий князь Александр Александрович  не в силах был устоять перед чарами этой молодой особы.В дневнике  великого князя появляются регулярные записи про то, как они вместе с княжной ездили верхом, пили чай... Обычно это происходило в больших придворных компаниях, где великий князь и княжна не могли оставаться между собой наедине. В этих компаниях с ними также бывали чаще всего другие молодые великие князья, Николай Лейхтенбергский, Владимир Барятинский и другие знатные особы, в их числе –  родственник Марии, князь Владимир Мещерский,, тайно влюблённый в неё. Великий князь Александр Александрович всё чаще выбирал своей партнёршей в танцах высокую и статную Марию.

Кузен Марии Мещерской князь Владимир Мещерский не мог спокойно смотреть на роман своей кузины с великим князем Александром Александровичем.."Я не сомневаюсь в том,что этот Романов обрюхатит мою кузину и оставит одну с ребёнком-незамужней девицей.Романовым это делать не впервые.Что делать?Даже если я решусь жениться на ней-то Синод  врятли одобрит мой  брак-даже если Мария и согласится с моим предложением!"-терзался князь Владимир Мещерский.

Посетив однажды свою кузину во дворце,Владимир  крадёт у неё  любовные письма к ней великого князя.Вскоре после кражи состоялась беседа великого князя  Александра Александровича с Владимиром Мещерским."Я считаю вас  Александр Александрович порядочным человеком.Ваша связь с моей кузиной затрагивает интересы рода князей Мещерских в целом.В противном случае мы будем стреляться с вами.Вы не наследник престола и поэтому не сможете мне отказать в этой услуге"-произнёс Мещерский при встрече с великим князем."Успокойтесь Владимир.Я и Мария любим друг друга.И никто не сможет помешать нашему браку !"-заявил великий князь Александр Александрович."Я верю вам Александр Александрович,но ваши  письма к моей кузине-я сохраню у себя"-пообещал Мещерский.

После встречи с князем великий князь Александр Александрович  сделает запись в своём дневнике:"…Черт бы всех этих дураков побрал! Даже самые невинные удовольствия непозволительны, где же после этого жизнь, когда даже повеселиться нельзя. Сами делают черт знает что, а другим нельзя даже видеться".

Кончина старшего брата Николая в Ницце стало большим потрясением для всего семейства Романовых.Наследником престола автоматически становился великий  князь Александр Александрович.Что делать ?Сердце  новоявленного цесаревича разрывлось от боли.Родители требовали от него брак с датской принцессой Дагмар.Династический брак отвечал интересам Российской Империи и Датского Королевства..В дневнике цесаревича появляется запись, что он  готов был бы отказаться от трона ради того, чтобы жениться на «милой Дусеньке», как он постоянно называл княжну в письмах..

Князь Владимир Мещерский воспользовался ситуацией.В датских газетах появились провокационные статьи о том, что наследник русского престола собирается жениться на княжне Мещерской. Датский король Христиан IX в личном письме к Александру II потребовал объяснений.Император призвал сына к ответу и приказал ему оставить объект своих увлечений, ехать в Данию и обручиться с Дагмар.Александр II, напомнил юноше о долге перед страной и семьей. Княжне Мещерской настоятельно порекомендовали удалиться от двора и, желательно, на время покинуть Россию.

Первая встреча с принцессой Дагмар в Ницце на похоронах его старшего брата ничуть не повлияла на сердечную привязанность Александра. Записи в его дневнике свидетельствуют, что он постоянно обдумывал такой вариант действий: написать манифест об отречении от прав на престол и жениться на Мещерской.

В Дании цесаревича встретили с распростертыми объятиями, однако он чувствовал себя не в своей тарелке. Но Дагмар была мила, мысль о женитьбе понемногу переставала казаться ужасной. Предложения он тем не менее не делал. Королевское семейство волновалось, но Христиан IX понял, что цесаревич застенчив, и если они не возьмут дело в свои руки, прогулки и обеды будут тянуться до бесконечности.

Дагмар пригласила гостя посмотреть ее комнаты, там их оставили наедине, а тетушка принцессы заперла дверь, и цесаревичу было некуда деться. Когда он выдавил: "я прошу Вашей руки…", Дагмар бросилась ему на шею и разрыдалась...

В православии Дагмар стали звать Марией Федоровной. Царь выделил им Аничков дворец, и молодая тут же принялась его обустраивать. Императорская семья и петербургский свет души в ней не чаяли: цесаревна была красива, умна и к тому же отличалась легким характером.

"Право слово, не понимаю, как можно отдать предпочтение Марии Элимовне, а не Дагмар? Вот уж действительно - сердцу не прикажешь."-цесаревич Александр Александроаич запишет  в своём дневнике.

Дальнейшая судьба Марии Мещерской сложилась очень печально.

7 июня 1867 года она вышла замуж за богатейшего князя - Павла Демидова, известного кутёжника и светского льва. Который, как считается, был безумно влюблен в свою тихую жену. Есть и версия, что он бешено ревновал её к большому её чувству - Александру. А она так и не смогла его полюбить...

25 июля 1868 на свет появился их сын - Элим. А спустя день Мария умерла.

Владимир Мещерский, несмотря на свой некрасивый поступок, сохранил к себе полное доверие и дружеское расположение Александра Александровича. Более того, став императором, Александр III сделал Мещерского главным идеологом своего царствования, пропагандистом «русских государственных начал» и регулярно субсидировал издаваемый им журнал «Гражданин». Возможно, Александр III в душе благодарил Мещерского за его поступок, так как тот помог ему сделать окончательный выбор в пользу престола и женитьбы на принцессе – выбор, оказавшийся вполне удачным.