45 Век живи - век учись

Аркадий Кузнецов 2
     Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
                (Исократ)

Андрей: Схолий, я понял - мы, наконец, попали в древние Афины. Как интересно! Прямо как в современном парке: по аллеям ходят люди, беседуют...
Схолий: Похоже, да не совсем. Присмотрись получше, и это тебе напомнит что-то другое.
Андрей: Почему-то везде беседуют один немолодой человек и несколько юношей. они жестикулируют, что-то показывают в воздухе! Вот один вынул счёты с костяшкамми, считает... Это больше похоже на школу, вернее, на институт.Преподаватели занимаются со студентами, только не в комнате, а в саду. ЧуднО!
Схолий: В садах Академа.
Андрей: Как ты сказал - Академа? Это что, первая академия?
Схолий: Это, лучше сказать, схолэ - учёный досуг, моя стихия. Вот к нам идёт один из афинских софистов. Хайрете - радуйся, почтенный муж! Это - Андрей, он тоже учится. Он живёт в Афинах... нет, он не живёт здесь...и всё же живёт. Учись, Андрей, то, что я сказал, и есть софизм.
Андрей: Живу и не живу? Софизм - это что, просто чепуха?
Схолий: Не чепуха, а парадоксальное утверждение!

1. Что должен был уметь греческий гражданин?
Задание: Попробуйте сами хотя бы частично ответить на этот вопрос.
  В VI-V в.в. до н.э. многие полисы  греческого мира нуждались в большом количестве людей, владевших не только грамотой, но и основами наук. Только учёный человек мог по-настоящему исполнять различные должности, снаряжать дальние экспедиции, развивать своё ремесло. В это время сложились представления о значении каждого возраста в жизни мужчины. Первые семь лет мальчик живёт на женской половине дома с матерью, вторые семь - переходя к отцу и учится в музической школе наукам и искусствам. Третье семилетие жизни - время ускоренного физического воспитания, готовящего к военной службе и исполнению хозяйственных поручений в четвёртое семилетие. После 28 лет необходимо уже иметь свой дом и семью. Три семилетия - с 35 до 56 лет эллины называли "акме" - вершина жизни. В это время имеющий уже жизненный опыт активный гражданин вершит важные государственные дела, создаёт своё доброе имя. В девятое семилетие жизни человек отходит от физически активной деятельности и становится мудрым советником младшим согражданам, а после 63 лет воспринимается как высший авторитет.
Вопрос: Что в представлении классического века в Греции о жизни похоже на наши представления, а что - не очень?
  Увы, всё это относилось лишь к мужчине. Уделом женщины с детских лет было, как правило, одно домашнее хозяйство.
Вопрос: Были ли исключения из этого правила? Назовите прославившихся в культуре женщин эллинского мира.
2. Как учились в греческой школе.
  Посещение школ для детей граждан считалось обязательным. Дети метеков учились лишь по мере возможностей. Рабы, разумеется, в школе вовсе не учились. Мальчиков из богатых семей приводил в школьное помещение раб-дядька, называвшийся педагог("ведущий детей"). Учитель же назывался дидаскал(отсюда - слово "дидактика").
  На занятиях по письму и начаткам наук ученики писали на дощечках со слоем воска острой палочкой - стилем. Учителя часто говорили: "Чаще поворачивай стиль"(то есть чаще исправляй написанное, стирая тупым концом стиля). Преподаватель считался уважаемым человеком и сам не подвергал детей физическим наказаниям - это делали его раб или педагоги. Среди учебных прописей была и такая:"Будь прилежен, о мальчик, чтобы тебя не выдрали". Учитель, как правило, имел несколько книг из папирусных свитков, которые давал читать только своим самым прилежным питомцам. Из учебных пособий использовали счёты - абаку, иногда - карту мира, процарапанную на глине(такой пользовался ещё Фалес).
  В старших классах ученики реже занимались науками, а чаще шли в палестру - гимнастическую школу, проводя там состязания в беге, борьбе и играя в мяч. Лучшие из них отправлялись на юношеские спортивные игры. В дальнейшем среднюю законченную школу стали называть, имея в виду палестру, гимнасием(гимназией). Эллины(кроме спартанцев) считали, что человек должен быть развит гармонично - в меру и умственно и физически.
Вопросы: Что было похоже в греческой школе на школу в Египте или в Двуречье во времена первых цивилизаций? Какие вы увидели отличия? Подумайте, почему образцом для эллинов была афинская система обучения.
Задание: Объясните любимое выражение эллинов:"В здоровом теле - здоровый дух".
3. Высшая школа и "схолэ".
  Желающие и имевшие средства юноши продолжали обучаться у известных учёных, философов, ораторов.
Вопрос: Вспомните, чему и у кого учился в юности Перикл. Для чего это ему было нужно?
  Среди различных наук греки особенно ценили риторику - умение хорошо говорить. Чтобы приобрести авторитет у сограждан и иметь возможность быть куда-то избранным, человек тренировал свой голос, следил за грамотностью речи, хорошими манерами, подражал видным государственным деятелям.
Вопрос: Почему риторике не учили в монархиях Востока?
  От юношей общество требовало усердия в любых полезных занятиях и скромного образа жизни. До 30 лет даже воспрещалось пить вино, не разбавленное водой. Жениться можно было только, умея читать, владеть копьём и плавать.
Вопрос: Какое значение в Греции имело последнее умение?
  Взрослые немолодые люди время от времени продолжали учёные занятия на досуге(это называлось "схолэ"). Излюбленным местом для разговоров с учёным миром в Афинах считались сады на окраине города, которые стали общественными по завещанию их владельца - богача Академа.
Вопрос: Нравится ли вам такая форма обучения? Почему греки любили занятия на природе и в форме разговора?
4."Отцы наук".
  На прогулках в окрестностях Афин, на их улицах и площадях можно было встретить многих учёных людей,некоторые из которых приехали из других полисов. Учёные классического времени продолжали и углубляли постижение мира опытным путём, начатое их предшественниками. В Афинах преподавал Демокрит из Абдер, предположивший, что в основе всего в мире - мельчайшие частицы, которые он назвал атомами. Друг Перикла Анаксагор считал, что Солнце - не божество, а раскалённый каменный шар. За это его осудили жрецы, и мыслитель покинул Афины. В сицилийском городе Агригент настоящие чудеса физики творил Эмпедокл, используя энергию огня. Метон упорядочил календарь, установив в 432 г. до н.э. в Афинах каменную плиту с календарём текущего месяца и разработал систему мер длины и веса.
  Через много лет после победы эллинов над полчищами Ксеркса Геродот (484-427 г.г.до н.э.) взялся за написание труда, посвящённому недавнему прошлому - "Истории греко-мидийских(персидских)войн". Его называют "отец истории" - Геродот впервые употребил это слово как название науки. Он не просто описал войны, а собрал сведения по истории Греции, стран Персидской державы и скифов, побывав для этого в Египте, Финикии, Вавилоне и в Причерноморье. Красочные рассказы Геродота уже много раз приводились в этом учебнике. Учёный использовал различные источники - рассказы современников, хроники, легенды и мифы. За последнее его критиковал афинский историк Фукидид, написавший книгу о Пелопоннесской войне и межвоенной истории греческих государств. Фукидид считал,что точен только тот автор, который опирается на доказанные факты.
Вопрос: Объясните, почему Геродот пользовался мифами и легендами, а Фукидид обошёлся без этого.
  "Отцом биологии" считают Теофраста, писавшего о живой природе, а "отцом медицины" - Гиппократа с острова Кос, искуснейшего врача. Текст клятвы Гиппократа до сих пор произносят медики всего мира.
5. "Мы знаем, что ничего не знаем".
  Философия V в. до н.э. пришла к ещё более критическому осмыслению мира. В Афинах сформировалась школа софистов, подвергавших сомнению любое утверждение и умевших и доказать, и опровергнуть какую-то мысль. Такие противоречивые высказывания греки назвали парадоксами. Софистов, популярных среди молодёжи, не любили многие афиняне, требовавшие от всего простоты и ясности.
Вопрос: Вспомните, почему тогда же не любили трагедии Еврипида.
  Софисты часто ссылались на авторитет Сократа, говорившего:"Мы знаем только то, что ничего не знаем". Сократ (469-399 г.г. до н.э.) выделялся в Афинах выразительной внешностью (покатый лоб, считавшийся признаком большого ума) и странным образом жизни - он бесцельно бродил по улицам, неожиданно с кем-то заговаривал и вдруг замолкал. Его девизом стало изречение, начертанное в дельфийском храме: "Познай самого себя". Сократ учил, что миром движет Ум, а человек должен жить по определённым нравственным законам. В то же время надо выполнять и законы демократического государства. Сама смерть философа проистекла из его учения. Сократа в 399 г. до н.э., уже после войны со Спартой, оклеветали, обвинив в помощи врагам демократии. Мыслитель в суде доказал ложность обвинений и предложил приговорить себя к почётному обеду в Пританее(помещение суда). Это оскорбило судей, и Сократ был приговорён к смертной казни - должен был выпить яд.
  Друзья предлагали бежать Сократу, пользуясь отсрочкой приговора, но тот не захотел - нельзя нарушать закон. Он спокойно принял смерть.
Вопросы: Как вы относитесь к поступкам Сократа? Можете поспорить, или рассмотреть разные точки зрения в духе софистов.
  Сократ не записывал своих высказываний. Это сделал по памяти его ученик Платон(427-348 г.г. до н.э.), открывший в садах Академа свою высшую школу - Академию.

          На полях:
                Рассказы об Эмпедокле.
  Эмпедокл доказывал, что везде в природе есть частицы огня, которые можно извлечь. В качестве доказательства он предложил избавить Агригент от нависшей над ним скалы, склонявшей в город удушливый ветер. По го просьбе привезли серу, из которой Эмпедокл истолок порошок. Обложив скалу мешками с ним, учёный поджёг мешки и скала взорвалась. Открылся путь прохладному горному ветру, улучшившему здоровье горожан. После этого одни прославляли физика как бога, другие - проклинали за нарушение порядка, установленного в природе богами.
  Говорили, что учёный в конце-концов ушёл внутрь вулкана Этна для исследования его природы. Во время очередного извержения вулкан будто бы выбросил его сандалию.

                Изречения учёных Эллады.
  Мир - естественное состояние людей, потому что во время мира дети переживают своих отцов, а во время войны отцы переживают своих детей.
                (Геродот)
  Нравственное уродство - равнодушие к плохим поступкам и словам.
                (Теофраст)
  Надежды следует возлагать не на возможные ошибки врагов, но на собственные верно рассчитанные средства.
                (Фукидид)
  Невеждами бывают только те, которые хотят быть ими.
                (Платон)

                Притча о Сократе и его госте.
  Однажды один приезжий человек искал в Афинах Сократа. Он столкнулся на улице с ним самим и, не зная его в лицо, спросил, где находится дом Сократа. Мыслитель указал ему в сторону своего дома. Не застав в доме хозяина, гость стал его ждать. Наконец, Сократ вернулся домой. Приезжий, увидев, что это - человек, повстречавшийся ему на улице, стал укорять Сократа в том, что тот заставил его ждать. "Ты спрашивал не Сократа, а его дом. Я ответил на вопрос," - заметил философ.